Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника
статья
Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_igrushki_v_razvitii_emotsionalnoy_sfery_rebenka_-_doshkolnika.docx | 574.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта деятельности человека. Игрушка в деятельности ребёнка выступает в качестве своеобразного эталона предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с ними надлежит ребёнку.
Игрушка очень важна для развития личности ребёнка и его мимики.
Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на эмоциональное состояние ребёнка, занимались многие педагоги и психологи.
Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить дошкольника к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребёнка действовать с игрушками.
«Игра удовлетворяет многие потребности ребёнка: выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить своё любопытство, исследовать окружающий мир»
Г. Крайг.
Первые 6 – 7 лет жизни ребёнка наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребёнка, воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, игре.
Игрушка - выступает для ребёнка, как предмет забавы, развлечения, радости, и в тоже время она – важнейшее средство психического развития дошкольника.
По определению А. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребёнок реализует свои мысли, чувства в действии. А, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.
Ученых привлекает внимание педагогов и общественности к этой деятельности как к одной из наиболее актуальных проблем воспитания ребёнка. Интерес к ней закономерен: по имеющимся данным, ребёнок до семи лет большую часть дня проводит в игре.
Детство – уникальный период человеческой жизни. В числе многих жизненных и социальных прав ребёнка в детстве есть у него право на игру – главнейшее условие психического, социального, физического и эмоционального развития и состояние ребёнка. Детская игра является важной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений, влиянию игрушки на эмоциональную сферу ребенка не всегда уделяется внимание.
Существует закономерность, подтверждающая, что только согласованное функционирование двух систем – эмоциональной и интеллектуальной, их единство может обеспечить успешное развитие ребёнка.
Для того чтобы ребёнок играл, ему нужны яркие, разнообразные жизненные впечатления, которые он получает в повседневной жизни, образ мира. Нужно чтобы ребёнок научился играть один, со сверстниками и со старшими, общаясь с родителями и другими детьми.
Умение ребёнка играть вместе со сверстниками следует формировать в русле предметной деятельности – в ситуации взаимодействия детей с одним общим предметом, игрушкой, что позволяет выделить сверстника как партнёра по игре. Ребёнку нужно место для игры, игрушки и другие игровые объекты, игровые средства, а также ему необходимо и внимание родителей, их участие, сочувствие, подсказка. Игра и игрушка – это очень серьёзно и очень весело, они развивают и повышают эмоциональный тонус, помогают расслабиться и учат!
В последнее десятилетие отмечается снижение интереса современных детей к играм и игрушкам, вызывающих положительные эмоции. Изменяется характер игр – они приобретают черты агрессивности и индивидуализма. Взрослые забывают об исторических традициях русских игр и игрушек, а дети в свою очередь не получают этой информации от них. А главное – проблеме влияния игрушки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста уделяется очень мало внимания. Поэтому эта тема актуальна в наши дни. Сейчас также существует проблема о неправильном использовании игрушки. На Руси, начиная от древнейших народов, первобытной культуры и до наших времён, игрушки имели серьёзное значение. С ними передавались по наследству, мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пёстрые лоскуты, трещотки. А потом ребёнок получал мячи, луки, стрелы, волчки, куклы, свистульки…
С изменениями, происходящими в человеческом обществе, меняются и игрушки. Детство современного дошкольника заполнено игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе. Невозможно представить себе среди игрушек первобытного ребёнка поезда, самолёты, луноходы и т.п. Такое многообразие игрушек доступно только современному ребёнку.
Итак, игрушка – это предмет, радующий ребёнка. С древнейших времён дети
любили подражать взрослым и игрушки были маленькими копиями орудий труда, охоты, поэтому можно сделать вывод, что игрушки существовали всегда, с первых лет появления человечества.
Жизнь ребёнка неотделима от игры, все виды деятельности гармонично вплетаются в неё, создавая предпосылки для формирования личности. Ребёнок учится действовать и мыслить и всякая манипуляция с игрушкой – прообраз его будущих отношений с миром. Повзрослев, ребёнок научится более сложным действиям, его игрушки станут другими. Но его мироощущение во многом останется тем же, что и в детстве.
Игрушка – надёжный помощник в воспитании. Общеизвестно, что в воспитании нет мелочей. Различные игрушки по-разному влияют на эмоциональное состояние и развитие детей.
Сюжетные игрушки развивают творчество, уточняют и расширяют их кругозор.
Мягкие, пушистые игрушки дают ребёнку положительные эмоции, доставляют радость, способствуют развитию у детей доброты, ласки.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребёнка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. В младенчестве впервые возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребёнок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым, в середине второго года жизни. С возрастом меняются его взгляды на мир и отношение с окружающими, детские реакции, вызванные эмоциональным переживанием, становятся мягче и слабее. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Особое значение для развития эмоционального и нравственного состояния в детстве имеет кукла. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогает накопить опыт положительных, нравственных переживаний. Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, природой, с другими людьми.
Велико влияние на эмоциональное состояние и развитие детей дидактических игрушек, среди которых много народных. Народные игрушки - бодрые, яркие, нарядные и
жизнерадостные; они вызывают у детей положительные эмоции. Среди народных игрушек особо выделяется матрёшка, которая давно уже является модным сувениром.
Таким образом, воздействие игр и игрушек на развитие и состояние детей разносторонне. Анализ детских игр и игрушек привёл к выводу об их значимости в решении психолого-педагогических задач, стоящих перед современным обществом. Различные игрушки по-разному влияют на эмоциональное состояние детей. Ребёнок учится проявлять заботу, сопереживать игрушке, играя с куклой или мягкой игрушкой, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. В то время как игры с человеком-пауком, с трансформерами, вызывают у детей агрессивность, злость, а порой даже страх и ужас, что может привести к нервозности, стрессам, беспокойному сну.
Берем игрушку по возрасту
Игрушка должна быть интересна ребенку в его возрасте: не быть слишком простой, но и не слишком сложной.
Для младенцев – гремящие, шумящие, звенящие игрушки; то, что можно пробовать на зубок; игрушки на руку, за которыми ребенок только следит глазками. Картинки – понятные и крупные.
С 1,5 до 3-х лет – всевозможные каталки, стучалки, качалки: все, что может двигаться и чем можно эффектно манипулировать. Музыкальные игрушки. А так же сортеры, крупные мозаики и кубики. Книжки – игрушки с подвижными элементами и толстыми страницами.
С 3 до 5 лет – игрушки и атрибутика для сюжетных игр (посудка, больничка, парикмахерская, магазин), фигурки животных и людей. Сказки и стихи в большом количестве. Первые энциклопедии в необычном формате (3D, кармашки-окошки).
С 5 до 7 лет – настольные игры, конструкторы, головоломки, наборы для творчества. Фигурки для создания коллекций. Книги из серии о любимых героях и на интересующую тему (космос, машины, динозавры).
Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию эмоциональной сферы ребенка. "Страна сказок" (старшая группа)
Програмные задачи: формирование "умных эмоций", коррекция недостатков эмоциональной сферы, знакомство с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением; углублять способность чувствовать ...
Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников
Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес.Существуют определенные противоречия между неразраб...
«Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциальной сферы личности дошкольника»...
Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....
Советы психологов по развитию эмоциональной сферы ребенка для родителей дошкольников
Советы психологов по развитиюэмоциональной сферы ребенка Американские исследователи доказали, эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только нравственному развитию дете...
Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...
Методы и средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника
Значение эмоций...