Семинар для воспитателей
учебно-методическое пособие

Петросян Лилит Артуровна

«Как общаться с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospitateley.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении

                                        Лицей №6 г. Химки

Семинар для воспитателей  «Как общаться с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми».

        Подготовила и провела

Воспитатель:

Петросян Л. А.

Городской округ Химки

Декабрь 2019г.

 «Как общаться с агрессивными, гиперактивными ,  тревожными детьми»

Иногда мы не знаем, почему дети себя так ведут и что с этим делать, как правильно общаться. Попробуем разобраться в одной из таких трудностей.

Агрессия (от латинского «нападение», «приступ») - это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и так далее) (Психологический словарь). Басе и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом.

АГРЕССИЯ

*  Раздражение (вспыльчивость, грубость)

*  Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.)

*  Физическая агрессия (физические действия против кого-либо)

*  Косвенная агрессия

*  Направленная (сплетни, злобные шутки)

*  Негативизм (оппозиционная манера поведения)

*  Ненаправленная (крики в толпе, топание и так далее)

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино и на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Так, психологи отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, в качестве профилактики психологи советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Гиперактивность. В литературных источниках термин «гиперактивность» пока не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Среди причин появления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы (85 % случаев), перенесенные ребенком инфекционные заболевания. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.

Выявив гиперактивного ребенка, педагогу или родителю необходимо обратиться к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Гиперактивного ребенка необходимо часто поощрять (для укрепления уверенности в себе нужны похвала и одобрение взрослых), только делать это не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребенка). С ребенком необходимо общаться мягко и спокойно, ведь гиперактивные дети очень чувствительны к крикам, могут легко присоединиться к вашему настроению. Эти дети быстро утомляются, поэтому родителям следует ограничить их пребывание в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей. Соблюдение дома четкого режима дня - тоже одно из важнейших условий воспитания гиперактивного ребенка.

Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, психологи предлагают проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Прежде всего необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Как показали наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела способствуют снятию мышечного напряжения. Мама может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка. Можно также устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми мамиными губными помадами. Старайтесь меньше кричать, одергивать, делать замечания тревожным детям, так как это формирует ощущение беззащитности у ребенка Полезны гиперактивному ребенку спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки (или «западни») в воспитании.

Содержание

Пути преодоления

№ 1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом

Больше общайтесь с ребенком, вникайте в его проблемы, играйте вместе с ним в его детские игры, беседуйте «по душам»

№2

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка

Составьте список запретов и четко следуйте ему. Запишите, что вы должны контролировать (сегодня, завтра, через неделю)

№3

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом

Нужно обратиться к психологу

Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей

Тревожность - это индивидуальная психическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативной и общей.

Часто путают понятия «тревожность» и «тревога». Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Единичные, то есть часто возникающее проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Тревога состоит из множества эмоций, одной из которых является страх. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности и характере ребенка. Й. Раншбург и П. Поппер выявили интересную закономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов. Одной из главных причин повышенного уровня тревожности младших школьников считается нарушение детско-родительских отношений (неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями оказывает существенное влияние на появление тревожности у детей).

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1) негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут его унизить или поставить в зависимое положение;

2) неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3) противоречивыми требованиями, которые предъявляют К ребенку родители и школа.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в обвинении себя, болезненном восприятии критики в свой адрес. Такие дети, как правило, чаще подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА

Ø  Громко спеть любимую песню.

Ø  Попрыгать на скакалке.

Ø  Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

Ø  Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

Ø  Пускать мыльные пузыри.

Ø  Устроить «бой» с боксерской грушей.

Ø  Полить цветы.

Ø  Быстрыми движениями руки стереть с доски.

Ø  Пробежать несколько кругов вокруг дома.

Ø  Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

Ø  Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

Ø  Постирать белье.

Ø  Отжаться от пола максимальное количество раз.

Ø  Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

Ø  Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

Ø  Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем закричать на него.

Ø  Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  *  Отвлечь ребенка от его капризов.

  *  Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

*  Задать неожиданный вопрос.

*  Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

  *  Не запрещать действие ребенка в категорической форме.

  *  Не приказывать, а просить (но не заискивать).

  *  Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

  *  Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

  *  Сфотографировать или подвести ребенка к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

  *  Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с воспитателями: «Обучение детей правилам дорожного движения»

Выстуление на семинаре "Обучение детей правилам дорожного движения в ДОУ"...

Семинар для воспитателей «КНИГА – лучший воспитатель»

Данный семинар позволяет педагогам осознать ценность книги в дошкольном возрасте....

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...

Семинар для воспитателей «Привитие дошкольникам навыки поисковой и исследовательской деятельности» Подготовила:Валиджанова А.Ш.- воспитатель МКДОУ№ 4

Тема:  «Детское экспериментирование как особая форма поисковой деятельности ребенка.»           «Начало познаний… всегда вытекает из ощ...

Семинар для воспитателей на тему: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»

Семинар для воспитателей на тему:«Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»...