Рабочая программа кружка по экологии
рабочая программа (подготовительная группа)
Содержит Пояснительную записку и Перспективный план на 35 часов (по Программе О.А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по экологии | 43.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по экологии для детей 6 – 7 лет
Пояснительная записка
Актуальность Человек – разумная часть живой природы, и именно ему необходимо проявлять заботу о ней: сохранять и приумножать ее богатства, заботиться о флоре и фауне. Но в настоящее время, практически вся человеческая деятельность направлена на чрезмерное потребление, а иногда и разрушение того, что мы имеем. Современная молодежь беспечно относится к живой природе. Она не только не сажает деревья, но и ломает их, бросает мусор там, где вздумается, расточительно относится к природному запасу воды и другим ресурсам. С экранов телевизора, со страниц СМИ и Интернета все чаще мы слышим призывы о том, что необходимо беречь природу, не только тратить экономно те богатства, что она нам дает, но и заботиться о восстановлении данных богатств. Но, если человеку эти навыки не закладывать с детства, то у взрослого их тяжело сформировать, поэтому проблемой экологического воспитания личности необходимо заниматься еще в детском саду. Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Так как еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, то, зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать правильное отношение ко всей природе. Экологическое воспитание в детском саду – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя определенные образовательные приемы в повседневной жизни и на занятиях, воспитатель способен сформировать у детей сознательное отношение к окружающей среде, развить у них чувства бережного отношения к природе, беспокойства за ее состояние. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому, целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Программа рассчитана на детей подготовительной группы 6 – 7 летнего возраста.
Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; парциальной программы работы по формированию экологической культуры у детей «Добро пожаловать в экологию!»/ под ред. О.А. Воронкевич- М.: Детство-Пресс, 2018
Организация занятий
1 раз в неделю, 4 раза в месяц,проводятся во вторую половину дня, продолжительность - 30 минут.
Срок реализации программы – 1 год (35 учебных часов).
Список используемой литературы
- Методическая разработка Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. - М.: Детство-Пресс, 2018
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). ВАКО, 2010.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
Цель программы: | расширение, обогащение и углубление экологических знаний посредством формирования основ экологического мировоззрения:
|
Задачи: | · развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; · обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы; · воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; · воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки. |
Основные методы работы: |
экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций и т.п; сравнение; проведение дидактических игр
чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетноролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий. |
Ожидаемый результат: | Дети будут знать:
- об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга и т.п.);
Дети будут иметь представления:
Дети будут уметь:
|
Перспективный план
месяц | неделя | Тема, задачи | Содержание |
сентябрь | 1. | Педагогическая диагностика Получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности. | Устная беседа Выполнение заданий педагога |
2. | Педагогическая диагностика Получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности. | Устная беседа Выполнение заданий педагога | |
3. | «Путешествие колоска» Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб; развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен); познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготавливали раньше. | Игра-приветствие «Здравствуйте, ребята!» Обсуждение сказки «Колосок» Чтение стихов Использование мнемомодели для рассказывания «Путешествие колоска» Беседа «Мыши на хлебном поле» Физкультминутка «Колоски растут» Просмотр фильма «Как делают хлеб» | |
4. | Посещение кафе «Дары осени» Систематизировать представления детей о фруктах и овощах; упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах; познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов. | Дидактические игры «Придумай загадку» (овощи, фрукты), «Я знаю пять названий» (овощи), «Узнай на вкус» Беседа «Что можно приготовить на зиму из овощей и фруктов» Игра «Чего не хватает» Конкурс «Кто быстрее соберет картошку» Просмотр м/ф «День варенья» | |
октябрь | 1. | Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме» Формировать у детей представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью. | Рассматривание иллюстраций об осени Ведение календаря расцвечивания листьев Рассматривание семян и плодов Чтение стихов об осени Наблюдение за изменениями живой природы на прогулке Конкурс на лучшего знатока осенней природы |
2. | «Унылая пора! Очей очарованье!..» Закрепить представления детей о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память детей, воображение, мышление; активизировать словарный запас (заморозок, ледостав); развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени. | Беседа «Ледостав» Чтение стихов об осени Ритмопластика «Игра с листочками» Беседа «Для чего дереву листочки» Дидактическая игра «Птички» | |
3. | «Как и для чего человек дышит» Познакомить детей с дыхательной системой человека; продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку. | Беседа «Для чего человек дышит» Рассказ учителя «Как человек дышит» Опытно-экспериментальная деятельность «Что такое кислород» | |
4. | «Путешествие в осенний лес» Обобщать и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; развивать логическое мышление; развитие творческого воображения; воспитывать бережное отношение к животным. | Логическая задача «Книжка про осень» Дидактические игры «Чей силуэт?», «Симметричное пятно», «Времена года» Разгадывание загадок про осень и осенние признаки Физкультминутка «В осенний лес» | |
ноябрь | 1. | «Для чего растению нужны семена» Закрепить представление, что семя – конечное стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни; дать знания о строении семени; формировать представления о распространении семян. | Беседа «Ноябрь – ворота зимы» Беседа «Как распространяются семена» Рассматривание семян Физкультминутка «осенний сад» Разгадывание загадок Дидактическая игра «Кто дружит с елью» |
2. | «Путешествие капельки» Формировать представления о круговороте воды в природе; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде. | Дидактическая игра «Путешествие капельки» Чтение художественных произведений о воде Разгадывание загадок о воде | |
3. | «Зачем человеку желудок» Сформировать представление об органах пищеварения; раскрыть функции и значение желудка для организма; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Беседа «Зачем нужен желудок?» Рассказ педагога «Зачем человеку желудок» Дидактическая игра «Узнай по запаху» Подвижная игра «Кто быстрее и лучше накроет стол» | |
4. | «Клуб знатоков леса» Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни; формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать доказательную, связную речь у детей. | Дидактическая игра «Цепочка слов» (насекомые) Беседа «Для чего животному нужна определенная окраска» Беседа «Среда обитания животных» Разгадывание загадок о животных, насекомых, птицах Игра «Блиц-опрос» Физкультминутка «Насекомые» | |
декабрь | 1. | «Приключение Мамонтёнка» Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах; учить детей выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных; тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку; обогащать словарный запас. | Дидактическая игра «Домашние птицы, водоплавающие, лесные, хищные птицы» Дидактическая игра-соревнование «Кто дальше прыгнет» Дидактическая игра «Чего не хватает» |
2. | «Для чего человек ест» Дать детям представление о том, что пища необходима для жизни человека, закрепить знания об основных процессах пищеварения; развивать интерес к строению организма человека. | Беседа «Для чего человек ест» Рассказ педагога «Для чего нужна слюна» Дидактическая игра «Кто больше назовет сладких, кислых, соленых, горьких продуктов» | |
3. | «Как живут наши пернатые друзья зимой» Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу | Чтение художественной литературы про птиц Разгадывание загадок про птиц Беседа «Как помочь птицам зимой» Дидактическая игра «Узнай птицу» Физкультминутка «Маленькие птички» Дидактическая игра «Сложи птицу» | |
4. | «Север – царство снега и льда» Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умственную операцию и доказательную речь. | Дидактическая игра «Кто лишний?» Беседа «Как приспосабливаются животные к условиям Крайнего севера» Физкультминутка «У оленя дом большой» Дидактическая игра «Чей силуэт?» | |
январь | 1. | «Что такое огонь?» Познакомить с огнем как явлениям неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком. | Беседа «Зачем люди придумали огонь?» ТРИЗ «Раньше и теперь» Обсуждение мифа «Прометей» Беседа «Как люди добывали и сохраняли огонь?» Этюд «Пламя костра» Этюд «Свеча» Беседа «Как человек приручил огонь и заставил работать на себя?» |
2. | «Колыбельная из двух слов» Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму. | Беседа «Зачем человеку сердце?» Рассказ «Сердце – наш моторчик» Физкультминутка для тренировки сердечка | |
3. | «Лес как экологическая система» Сформировать понятие «Этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле». | Чтение рассказа О.Дмитриева «Что такое лес» Беседа «Что такое лес» Дидактическая игра «Чем отличаются деревья от кустарников» Дидактическая игра «Экологические связи» Просмотр м/ф «В лесной чаще», беседа по содержанию | |
февраль | 1. | «Пищевые цепочки в лесу» Закрепить знания детей о взаимосвязях в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Чтение.В.Танасийчук «Цепочки в лесу», Л.Толстая «На что нужны мыши?» Дидактическая игра «Кто что принес?» Беседа «Что будет, если в лесу пропадут все насекомые?» Составление пищевых цепочек |
2. | «Как животные приспособились к зиме» Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования; дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям; воспитывать стремление помогать птицам; зверям зимой. | Игра-кубик «Чей хвост?» Беседа «Как животные приспособились к зиме» Беседа «Что делают зимой рыбы» Подвижная игра «Превратись» | |
3. | «Если хочешь быть здоров» Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека; дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях; познакомить детей с правилами поведения при простудном заболевании. | Обсуждение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» Беседа «Что такое здоровье» Беседа «Как человек готовится к приходу зимы» Беседа «Причины простудных заболеваний» Физкультминутка «Сердитый лев», «Лев в домике», «Добрый лев» Беседа «Чем лечит тебя мама до прихода врача?» Дидактическая игра «Цветик-семицветик» Беседа «Как надо закаляться» | |
4. | «Как поссорились март и февраль» Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю. | Отгадывание загадок по весну Беседа «Капельник и протальник» Беседа «Ручьи и ручейки» Беседа «Приметы первой весны» Физкультминутка Дидактическая игра «На что похоже?» Беседа «Чем опасен весенний лед?» Дидактическая игра «Кто у кого родился?» Дидактическая игра «Кто зимовал, кто прилетит | |
март | 1. | «Комнатные растения – спутники нашей жизни» Расширить и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений; воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями; развивать логическое мышление; учить доказательной речи. | Отгадывание загадок про комнатные растения Беседа «Вредители комнатных растений» Беседа «Подготовка к посадке комнатных растений» Дидактическая игра «Друг или враг» |
2. | «Загадки природы» Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня); развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах. | Рассматривание географической карты Дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?» Обсуждение картины «Лес после пожара» Беседа «Как сажают деревья» Дидактическая игра «Я знаю пять…» Обсуждение процесса посадки деревьев и травы Рассматривание и обсуждение мини-панорамы «Пустыня» | |
3. | «Как растёт человек» Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей; закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье; показать значение семьи в жизни человека. | Обсуждение семейных фотографий Рассказ педагога «Почему мы похожи на своих родителей» Чтение стихотворений Беседа «Кто такие родные люди» Дидактическая игра «Сравни куклы – новорожденного и подросшего ребенка. Найди различия» | |
4. | «Весенняя экскурсия в лесопарк» Сформировать; представления детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного роста растений и проживания животных; понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек; формировать навыки правильного поведения в природе. | Беседа с детьми о правилах поведения в лесопарках Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в лесопарк» Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» Повторение ПДД Отгадывание загадок о весне Дидактическая игра «Раз, два, три – к названному дереву беги» | |
апрель | 1. | «Почему земля кормит» Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности. | Беседа «Что такое почва, зачем она нужна растениям?» Опыты с почвой Беседа «Чем различаются слова «земля» и «почва»?» Знакомство с пословицами и поговорками по теме |
2. | «Кто такой человек» Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки; показать, что человек ближе всего относится к группе зверей; рассказывать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать любовь, бережное отношение к природе и отношение к человеку как к естественному объекту природы. | Беседа «Почему надо беречь здоровье?» Беседа «Дары природы» Рассказ педагога «Внутренние органы человека» Дидактические игры «Собери цветок», «Напоминающие знаки» Беседа «Зачем человеку мозг» ТРИЗ «Я человек, потому что …» | |
3. | «Весенние заботы птиц» Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; учить устанавливать связи между прилётом птиц и наличием корма; познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах; формировать гуманное отношение к пернатым. | Беседа «22 марта – праздник птиц» Беседа «Зимующие и перелётные птицы» Чтение и обсуждение книг про птиц Дидактическая игра «Прилетели птицы» Обсуждение народных примет о прилёте птиц Игровое упражнение «Чьё гнездо» (пересказ) Игровое упражнение «Чем заняты скворцы» Беседа «Птицы – наши помощники» | |
4. | «Строим экологический город» Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле; формировать умение прогнозировать последствия своих действий; воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | Беседа «Да сохранится шар земной!» Наблюдение за цветением берёзы Обсуждение фотографий разных уголков Земли Беседа «Какие условия необходимы людям для жизни на Земле» Беседа «Экологически чистые виды транспорта» | |
май | 1. | «Птичий календарь» Формировать представления детей о птицах, об особенностях их внешнего вида; уточнить и закрепить представления о птицах (особенностях строения, месте обитания); воспитывать интерес и любовь к природе, бережное заботливое отношение к ней; расширять и активизировать словарь детей по теме; развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику. | Дидактические игры «Вопрос – ответ», «Узнай по описанию», «Четвёртый – лишний», «Назови правильно гнёзда», «Кто, где вьёт своё гнездо», «Назови правильно птенцов» Подвижная игра «Найди свой дом» |
2. | Обобщающее занятие по теме «Птицы» Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; иметь представление о видах гнёзд и их размещении; развивать интерес по теме, воображение, мышление, речь; воспитывать доброе заботливое отношение к птицам. | Разгадывание загадок о весне, перелётных птицах Дидактическая игра «Выбери картинки с признаками весны» Составление коллективного рассказа о весне по картине Дидактические игры «Много кого?», «Чей, чья, чьи?» (о частях тела) Физкультминутка «Цапля» Рассказ педагога о перелёте птиц Дидактические игры «Накорми птицу», «Помоги найти гнездо» Разучивание стихотворения о бережном отношении к птицам | |
3. | «Педагогическая диагностика и оценка результатов экологического воспитания и развития детей» Выявить уровень сформированности экологических представлений у каждого ребёнка. | Выполнение заданий педагога | |
4. | «Педагогическая диагностика и оценка результатов экологического воспитания и развития детей» Выявить уровень сформированности экологических представлений у каждого ребёнка. | Выполнение заданий педагога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Маленький эколог"
Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Маленький эколог"...
Рабочая программа кружка "Юный Эколог"
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5- 7 лет "Юный эколог"....
Рабочая программа кружка " Юный эколог"
Рабочая программа кружка " Юный эколог"...
Рабочая программа кружка " Юный эколог!"
Рабочая программа кружка " Юный эколог!"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе
Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Содержание Введение...