Название | Папа – лучший друг |
Вид | Социально-познавательный, исследовательско - творческий, групповой |
Предметная область | Дошкольное образование. Гендерное воспитание. |
Проблемное поле | Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Ни для кого не секрет, что система образования в России абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня - не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательна и по стилю система воспитания. Феминизирована, как педагогическими кадрами (99% - педагогический и обслуживающий персонал в детских садах - женщины), так и в семье - 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли: - к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Мини-проект «Папа – лучший друг» является одним из этапов работы по гендерному воспитанию детей среднего дошкольного возраста, направлен на развитие представлений о правильной социокультурной ориентации и регуляции поведения по женскому и мужскому типу. Структура проекта предполагает формирование представлений о внешних различиях мужчин, о специфике труда мужчин, о необходимости соблюдения норм и правил этикета. |
Состав участников | Воспитатели группы, дети средней группы (с 4 до 5 лет), отцы воспитанников |
Продолжительность | Краткосрочный: февраль 2020 г. |
Цель | - Формирование у детей дошкольного возраста гендерной идентичности, посредством создания условий для гендерной социализации, овладения детьми моделями полоролевого поведения адекватно возрасту, подготовка к выполнению в будущем гендерных ролей.
- Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.
|
Задачи: | Педагоги и родители: - Создать психолого-педагогические условия для полноценного социального и гендерного развития детей.
- Повысить компетентность отцов по вопросам воспитания детей дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.
- Выявить и использовать в практической деятельности позитивный опыт семейного воспитания с учетом гендерного подхода.
- Повысить активность пап в совместной деятельности с педагогами по гендерному воспитанию детей, используя различные формы сотрудничества с семьями воспитанников, вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность.
- Помочь отцам понять свою роль в развитии личности ребенка.
Дети среднего дошкольного возраста: Образовательные задачи: - Конкретизировать представления о возрастных и половых различиях мужчин и женщин, о специфике внешнего вида мужчин и женщин (одежда, обувь, прическа)
- Способствовать проявлению интереса к различным аспектам жизни взрослых людей разного пола, стремлению походить на них.
- Дифференцировать знания детей о специфике труда мужчин и женщин.
- Формировать представления о коллективном характере труда мужчин и женщин (взаимосвязь между мужскими и женскими профессиями).
- Показать общественную значимость результатов труда людей разного пола.
- Систематизировать знания детей об особенностях, нормах и правилах поведения мужчины и женщины.
- Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр.
Развивающие задачи: - Развивать умение самостоятельно получать и в доступных формах и фиксировать новую информацию, связывая ее с уже имеющимися знаниями.
- Развивать способность использовать различные формы коммуникации в общении и взаимодействии с противоположным полом, учитывая их интересы и способности.
- Развивать способы взаимодействия, характерных для мужского и женского типов поведения.
- Развивать навык способов выражения симпатии между мужчиной и женщиной (дружба, любовь)
- Развивать умение замечать и проявлять восхищение феминными и маскулинными проявлениями в общении между взрослыми людьми разного пола.
- Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную и гендерную компетентность.
Воспитательные задачи: - Воспитывать эмоционально – положительное отношение к будущей социальной роли.
- Воспитывать гуманные и дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками.
- Воспитывать женственность у девочек и мужественность у мальчиков
- Воспитывать интерес к профессиям отцов, их труду, помощи в семье.
- Поддерживать традиции уважительного отношения к отцу, закреплять традиционные семейные устои.
- Актуализировать стремление быть похожими на достойных мужчин и женщин.
- Воспитывать чувство восхищения гармонией внешней и внутренней красоты взрослых людей.
- Воспитывать уважение к людям разных профессий, восхищение их маскулинными и феминными качествами, проявляющимися в процессе труда.
- Способствовать осознанию общественной значимости соблюдения норм и правил этикета.
- Формировать навыки достойного поведения в отношениях с людьми разного пола.
|
Ожидаемые результаты | Дети: - осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
- расширение и закрепление гендерного самосознания и своей гендерной роли;
- определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
- формирование у детей среднего дошкольного возраста системы ценностей в современном мире;
- формирование культуры межличностных отношений между мальчиками и девочками;
- воспитание уважения к папам, чувства единения и доверия друг к другу.
Родители: - активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности МБДОУ, в игровой, познавательной, художественно-творческой и спортивной деятельности;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
Педагоги: - обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Защитники Отечества».
|
Описание продукта, полученного в результате проекта | - Продукты деятельности педагогов: методический и практический материал по мини-проекту «Папа – лучший друг» (дидактические игры, картотека словесных игр, конспекты непосредственно образовательной деятельности, методические рекомендации для родителей и др.)
- Продукты деятельности детей: рисунки, аппликации.
- Продукты совместной деятельности детей, родителей и педагогов: презентации «Зимние забавы», «Играем вместе с папой»; газеты «Когда мой папа был таким как я», «Наши защитники» и др.
|
Этапы | Подготовительный: - Педагоги:
- Анализ содержания предметно-развивающей среды для реализации мини-проекта «Папа – лучший друг»
- Подбор необходимого материала для оснащения предметно-развивающей среды группы.
- Подбор и изготовление авторских дидактических игр для реализации мини-проекта.
- Подбор художественной литературы, для чтения и рассказывания мальчикам и девочкам.
- Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Привлечение пап воспитанников к активному участию в реализации мини-проекта через разнообразные формы взаимодействия: наглядная агитация, информационные брошюры, информирование через Интернет сайт МБДОУ.
Основной: - разработка консультаций для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста», «Игры для мальчиков», « Игры для девочек»;
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Салон красоты», «Ателье», «Больница» - «Станция скорой помощи», «Кафе», «Правила дорожного движения», «Пожарная часть», «Дом мод»
- создание родителями и детьми презентаций «Играем вместе с папой»;
- чтение художественной литературы по теме проекта: Рассказывание сказок и беседа по ним: русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Никита Кожемяка», О. Бундур «Папа рассказывает сказку», «Папы», «Как папа жил в детстве», И. Гурина «Починитель», Н. Доброта «Папины профессии», А. Раскин рассказы из книги «Как папа был маленьким», С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, Заучивание пословиц и поговорок о мужских поступках, профессиях;
- Составление творческого рассказа «Когда мой папа был таким как я…».
- организация и проведение подвижных игр: «У ребят порядок строгий», «Папины помощники», «Кто быстрее уберет»;
- тематические беседы «Кем работают твои родители», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кто должен наводить порядок»;
- решение проблемных ситуаций: «Люди похожи друг на друга», «Красота труда», «Путешествие в автобусе, автомобиле», «Когда стану папой, я...» и другие;
- проведение пальчиковой игры «Как мы папе помогаем»;
- проведение словесных игр «Мы - разные», «Женские и мужские имена», упражнение «В одном городе жили только», упражнение «Мужчинам и женщинам лучше удается», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Подарки» (игровая ситуация) и др.
- проведение дидактических игр ««Кому что нужно» (аксессуары и украшения для мужчин и женщин), «Что мы любим», «Так бывает или нет» (одежда; головные уборы; заколки, банты для мужчин и женщин», «Правда - неправда», «Лабиринты для мальчиков и девочек», «Правильно и неправильно», «Уроки этикета», «Кому что нужно для работы», «Модный салон», «Кем я хочу стать? Как буду работать?», «Оцени поступок».
- участие пап в тематических выставках, конкурсе презентаций «Играем вместе с папой»
- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми (строительство горки из снега, организация подвижных игр во время дневной прогулки, изготовление поделок из бумаги в технике оригами)
- участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды группы с учетом гендерного подхода;
- участие в подготовке к спортивному развлечению «Вырастем и станем солдатами»;
- подготовка и проведение утренней гимнастики для детей.
- Встреча с интересными людьми. Знакомство с профессией водитель.
- участие в совместном спортивном мероприятии «Вырастем и станем солдатами».
Заключительный: - Анализ-обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту.
- Самоанализ воспитателя (рефлексия) по итогам реализации проекта.
- Анализ итогов реализации мини-проекта в группе среднего дошкольного возраста.
|