консультация "Особенности адаптационного периода у детей детского сада"
консультация
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть , не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких , встреча с новыми взрослыми , незнакомыми могут стать для ребенка серьезной травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно , чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным ( адаптированность , т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критериия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитательниц яслей, необходимо провести соответствующую подготовку. Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка , мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему.
В ходе комплексного исследования , проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц). 2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического , по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев). 3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее. Кроме того , различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно- психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
- тяжелая адаптация: характеризуется , во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
Мы стремимся к тому , чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении , которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах , но и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; -от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы ; - от состояния здоровья; - от резкого контакта между обстановкой , в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; -от разницы в методах воспитания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального , физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения. Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины):
- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями , переутомлением, переживанием; - стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю; - привычная форма поведения избалованного ребенка; - своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым(причины):
- отсутствие уважения взрослых к ребенку; - реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке; - недостаточное развитие воли, неумение владеть собой; - утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины):
- болезнь, страх наказания; - желание привлечь к себе внимание, хвастливость.
Лень(причины):
- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия. ( Бывает также, что у родителей нет терпения подождать , пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него); - взрослый не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.
Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно- образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация адаптационного периода для детей детского сада
В работе проанализированы теоритические аспекты темы "Адаптатция. Психофизиологические особенности детей 2-3 лет". Представлена модель адаптационного периода, методичекие приемы работы с детьми в этот...
Статья на тему "Адаптационный период семьи к детскому саду и как помочь его преодолеть?"
Пропаганда и распространение педагогических и психологических знаний среди родителей, а так же активное сотрудничество и взваимодействие детей и взрослых -это целенаправленная деятельность...
Консультация для родителей «Адаптационный период ребёнка в детском саду»
Общие рекомендации: • Прием детей осуществляется с 7.30 до 9.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспи...
Организация адаптационного периода к условиям детского сада
Материал может быть использован воспитателями в процессе прохождения детьми адаптационного периода....
Игры в адаптационный период ребёнка в детском саду
Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов.В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предметн...
Консультация для родителей «Адаптационный период к условиям детского сада у детей раннего возраста»
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из ...
Использование малых фольклорных форм в адаптационный период к условиям детского сада для развития детей раннего возраста. Проект
Процесс адаптации у детей первого младшего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора....