консультация "изобразительная деятельность"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по изобразительной деятельности .
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребёнка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей.
Раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве - приоритетная задача педагога. Она решается в процессе освоения образовательной области «Художественное творчество». Её содержание направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через:
- развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Совокупность образовательных областей позволяет обеспечить всестороннее развитие личности дошкольников.
Особое внимание уделено эстетическому и полихудожественному развитию детей средствами искусства и действительности.
Рассматривая искусство как особую форму познания и отражения жизни в художественных образах, как важнейшую часть культуры и средство нравственно-эстетического, эмоционального и художественного развития детей, автор переносит акцент с узких задач (обучение элементарным навыкам изобразительной деятельности) на более широкие цели. Направлены они на развитие художественного восприятия и различных видов художественной деятельности, но прежде всего - на нравственно-эстетические, общечеловеческие ценностные ориентации, чувства, оценки и отношения ко всем явлениям жизни: предметному миру и человеку, обществу и природе, добру и злу, выраженным в произведениях художественного творчества языком искусства. Предусмотрено также и последовательное развитие познавательных и творческих возможностей каждого ребенка через интеграцию различных видов искусства.
Помимо интеграции искусств, в художественном развитии очень важна взаимосвязь и взаимодействие ребенка с близким ему природным окружением.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев... Развитие у детей умения «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», эмоционально откликаться на красоту природы и отражать свои впечатления в рисунке - важная задача педагога.
Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе произведений народного искусства. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который «...мыслит формами, красками, звуками, ощущениями...» (К. Д. Ушинский).
Е. А. Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства в развитии детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров.
Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие как традиционность образов, сюжетов, приемов, совершенство образного языка, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста. И в произведениях народных мастеров, и в творчестве детей всё наполнено светом, все радует взор красочностью. Поэтому декоративному рисованию отводится особое место в данном пособии.
Любая художественная деятельность детей должна носить вариативный характер, рождать эмоции, чувства. Ребенок с самых первых лет своей жизни находится на известной «эстетической стадии» детства, поскольку по своей природе он в равной степени предрасположен к разным видам искусства (полихудожественен). Поэтому каждое занятие с детьми, деятельность ребенка, планируемая воспитателем, должны опираться на живые ощущения и сенсорные впечатления. Исходя из этого положения, воспитатель должен развивать у детей способность естественно, радостно существовать в процессе художественной деятельности, чтобы они получали удовольствие от своей причастности к чему-то увлекательному и одновременно значительному. И в общем, и в художественном развитии принципиально важно, чтобы дети по возможности стали свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии. Слова, звуки, движения, цвет и форма должны возникать у них на глазах в живом явлении, их собственными силами и действиями, творчески выражаться в рисунках, музыкальных импровизациях, в языковой фантазии. Только таким образом одновременно включаются различные механизмы художественно-образного освоения действительности и искусства. Внутренне соприкасаясь друг с другом, механизмы эти будут интегрироваться в одной личности и окажут своеобразное влияние на ее полихудожественное развитие.
Решая задачу передачи и приумножения опыта творческой деятельности, педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, стимулирует стремление быть оригинальным в выборе сюжета, использовать адекватные средства выражения (цвет, линию, объем и т. п.) для осуществления своего замысла; учит давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, проявлять инициативу и самостоятельно выполнять задания на пройденные или предстоящие темы, рассматривать книги по искусству; помогает реализовать творческую индивидуальность (я - художник, зритель, критик).
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы, двигательной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной.
Большое внимание уделено обучению детей способам деятельности. Автор ориентирует педагога на формирование у детей умений и навыков, необходимых для осуществления творческих замыслов в различных видах художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнить работу, объективно оценивать свои старания. Педагог должен помнить, что именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
При организации занятий изобразительной деятельностью необходимо соблюдать ряд принципов:
• тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи между собой;
- активное включение детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
- создание эмоционально положительного климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
- индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его предпочтений, склонностей, интересов;
- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству;
• использование разнообразных методов и приемов в работе
с детьми, в том числе игровых;
Данная работа поможет педагогам обогатить содержание работы с детьми, удовлетворить их потребность в познании, созидании и творчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...