Познавательно-исследовательский проект "Почемучки-исследователи"
проект (старшая группа)

Карапетян Лариса Базировна

Познаватель-исследовательский проект "Почемучки-исследователи". Акуальность проекта: ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов, которая способствует формированию целостной картины мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №114» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ПОЧЕМУЧКИ- ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №114» Ленинского района г. Саратова

Адрес: Город Саратов, 3-й Студеный проезд б/н, тел: 44-45-21

Авторы: воспитатели: Дюнова Г.В., Карапетян Л.Б., учитель-логопед Манцурова Е.А.

Срок проекта: среднесрочный

Тип, вид проекта: познавательно-исследовательский

Место проведения: МДОУ «Детский сад №114».

Участники проекта: воспитанники старшей логопедической группы МДОУ «Детский сад №114», воспитатели, учитель-логопед, родители (законные представители)

Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
  • Воспитывать гуманно-ценностного отношения к природе;
  • Создавать необходимые условия для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • Привлекать родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов, которая способствует формированию целостной картины мира. 

Основные методы и формы работы по реализации проекта:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • опыты, эксперименты 
  • экспериментирование на прогулке
  • индивидуальная работа с детьми 
  • самостоятельная экспериментальная деятельность
  • дидактические игры
  • подвижные игры 
  • труд в природе и в уголке природы 
  • чтение художественной литературы, беседы 
  • просмотр презентаций, мультфильмов. 
  • анализ

2. Формы работы с родителями:

  • Мастер класс
  • Консультация, беседы
  • Буклеты, памятки
  • Ручной труд
  • Предметно-развивающая среда.

3. Формы работы с педагогами:

  • Консультации, буклеты 

Необходимые материалы:

  • Приборы-помощники: лупы,  компас, магниты, микроскопы,  зеркала, термометры, бинокли, весы, песочные часы.
  • Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
  • Природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья, семена, спилы дерева и т.д.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (оргнизационно-диагностический)

Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. Организация предметно – развивающей среды, (Январь 2020 года).

 2 этап – основной (практический)

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей, (Январь – май 2020 года).

3 этап – заключительный

Педагогическая диагностика на конец проекта, (Май 2020 года).

Ожидаемый результат реализации проекта:

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
  • Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

  • Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  • Пополнять предметно – развивающую среду;
  • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на январь – май 2020 года

Месяц

Вид деятельности

Тема

Цель

Январь

Беседа - рассказ

Экскурсия в детский уголок- лабораторию

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Познавательное видео

Волшебные стеклышки

Познакомить детей с приборами для наблюдения.

ООД

Свойства веществ

Формирование представлений о свойствах веществ.

Опыт

Строение веществ

Расширение представлений о строении знакомых веществ

Опыт

Растворяются, не растворяются

Познакомить детей с таким свойством, как растворимость.

ООД

 «Воздух невидимка»

Расширять знания о воздухе.

Опыт

«Где теплее»

Выявить что теплый воздух легче холодного.

Подвижная игра 

«Поймай воздух»

Закреплять знания о воздухе в процессе игры.

Беседа

«Органы дыхания»

Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.

Февраль

Презентация

«Воды земного шара»

Познакомить детей , что большую часть земного шара занимает вода.

Опыт

«Куда делась вода»

Выявить процесс испарения воды.

Опыт

«Помощница вода»

Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Экспериментирование на прогулке

«Свойства воды»

Расширить представления о свойствах воды.

Познавательный мультфильм

«Фиксики» (магнит)

Познакомить с происхождением магнита.

Опыт

«Магнитные силы»

Выявить свойства магнита.

Беседа -эксперимент

«Сила тяготения»

Дать детям представления о силе тяготения.

Опыт

«Два магнита»

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов.

Д/игра

«Поймай рыбку»

Закреплять знания о магните в процессе игры.

Беседа

«В мире электричества»

Расширить представление детей о электричестве.

Эксперимент

«Волшебный шарик»

Установить причину статического электричества.

Игра - эксперимент

«Чудо прическа»

 

Познакомить с проявлением статического электричества.

Презентация

«Что такое молния»

Выявить что гроза это проявление электричества в природе.

Презентация

«Воды земного шара»

Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода.

Опыт

«Куда делась вода»

Выявить процесс испарения воды.

Март

ООД

«В мире цветов»

 Расширять знания о цветах

Труд в уголке природы

«Пересадка цветов»

Овладение навыками пересадки комнатных растений.

Опыт

«Вершки корешки»

Выяснить, что раньше появляется из семени.

Опыт

«Фильтрование воды»

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Чтение х/л

«Цветок огонек»

Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л.

Апрель

презентация

«Планеты Солнечной системы»

Обогатить и систематизировать представление детей о космосе.

ООД

«Космос»

Расширять знания детей о космосе

Беседа

«Далеко-близко»

Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха.

Чтение х/л

Ирис Ревю «Звездочка Алида

Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л.

Май

Наблюдение

«Вода испаряется с помощью ветра»

Доказать что ветер быстрее испаряет влагу.

Беседа

«Растения и удобрения»

Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы.

Труд на  участке

«Животворное свойство воды»

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Д/игра

«Что где растет»

Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта.

Экскурсия

«Территория детского сада»

Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии

Опыт

«Куда тянуться корни»

Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды.

Опыт

«Запасливые стебли»

Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

презентация

«Лес защитник и лекарь»

Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.

П\игра

«Крылатые семена»

Закрепить знания о семенах в процессе игры.

Опыт

«Крепкий спичечный коробок»

Определить упругость воздуха.

Опыт

«Сухой из воды»

Продемонстрировать существование атмосферного давления.

Беседа

«Роль металлов в жизни человека»

Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека.

Презентация

«Жемчужина Урала»

Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РФ.

Опыт

«Качества природных ископаемых»

Познакомить с качествами природных ископаемых.

Опыт

«Свойства песка и глины»

Формировать знания детей о свойствах песка и глины.

ООД

«Рисование на камне»

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление.

Д/игра

«Гора и камешки»

В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых.

Перспективный план работы с родителями

Форма работы

Тема

Беседа дома с детьми:

«Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?»

Консультация:

 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Ручной труд:

Беседа:

 

 Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.

«Как организовать игры с водой».

Памятка:

 

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

Консультация:

 

 «Играя, познаем».

Привлекать родителей к пополнению коллекции:

 «Разные ткани»

«Бумажная страна»

Мастер – класс:

«Интересные опыты с детьми»

 

Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).

  1. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
  2. Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми; 
  3. Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
  4. Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде; 
  5. Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
  6. Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью. 

Критерии, уровни усвоения программы:

Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Список литературных источников:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.
  2. Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
  3. Куликова И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001. 
  5.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, - 2003. – С.64.
  6. Бабаева, Т. И., Михайлова З. А. Развитие познавательноисследовательских умений у старших дошкольников / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова.- СПб.: Детство-Пресс, - 2012.
  7. Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Методические рекомендации /Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой – СПб.:Детство-Пресс, -2013.
  8. Нищева, Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / Н. В. Нищева – СПб.: Детство-Пресс, - 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....