Познавательно-исследовательский проект "Почемучки-исследователи"
проект (старшая группа)
Познаватель-исследовательский проект "Почемучки-исследователи". Акуальность проекта: ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов, которая способствует формированию целостной картины мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskiy_proekt_pochemuchki-issledovteli.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №114» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ПОЧЕМУЧКИ- ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №114» Ленинского района г. Саратова
Адрес: Город Саратов, 3-й Студеный проезд б/н, тел: 44-45-21
Авторы: воспитатели: Дюнова Г.В., Карапетян Л.Б., учитель-логопед Манцурова Е.А.
Срок проекта: среднесрочный
Тип, вид проекта: познавательно-исследовательский
Место проведения: МДОУ «Детский сад №114».
Участники проекта: воспитанники старшей логопедической группы МДОУ «Детский сад №114», воспитатели, учитель-логопед, родители (законные представители)
Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
- Воспитывать гуманно-ценностного отношения к природе;
- Создавать необходимые условия для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- Привлекать родителей к совместной деятельности.
Актуальность проекта
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов, которая способствует формированию целостной картины мира.
Основные методы и формы работы по реализации проекта:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- опыты, эксперименты
- экспериментирование на прогулке
- индивидуальная работа с детьми
- самостоятельная экспериментальная деятельность
- дидактические игры
- подвижные игры
- труд в природе и в уголке природы
- чтение художественной литературы, беседы
- просмотр презентаций, мультфильмов.
- анализ
2. Формы работы с родителями:
- Мастер класс
- Консультация, беседы
- Буклеты, памятки
- Ручной труд
- Предметно-развивающая среда.
3. Формы работы с педагогами:
- Консультации, буклеты
Необходимые материалы:
- Приборы-помощники: лупы, компас, магниты, микроскопы, зеркала, термометры, бинокли, весы, песочные часы.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- Природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья, семена, спилы дерева и т.д.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (оргнизационно-диагностический)
Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. Организация предметно – развивающей среды, (Январь 2020 года).
2 этап – основной (практический)
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей, (Январь – май 2020 года).
3 этап – заключительный
Педагогическая диагностика на конец проекта, (Май 2020 года).
Ожидаемый результат реализации проекта:
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
- Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
- Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
- Пополнять предметно – развивающую среду;
- Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на январь – май 2020 года
Месяц | Вид деятельности | Тема | Цель |
Январь | Беседа - рассказ | Экскурсия в детский уголок- лабораторию | Повышение интереса к исследовательской деятельности. |
Познавательное видео | Волшебные стеклышки | Познакомить детей с приборами для наблюдения. | |
ООД | Свойства веществ | Формирование представлений о свойствах веществ. | |
Опыт | Строение веществ | Расширение представлений о строении знакомых веществ | |
Опыт | Растворяются, не растворяются | Познакомить детей с таким свойством, как растворимость. | |
ООД | «Воздух невидимка» | Расширять знания о воздухе. | |
Опыт | «Где теплее» | Выявить что теплый воздух легче холодного. | |
Подвижная игра | «Поймай воздух» | Закреплять знания о воздухе в процессе игры. | |
Беседа | «Органы дыхания» | Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека. | |
Февраль | Презентация | «Воды земного шара» | Познакомить детей , что большую часть земного шара занимает вода. |
Опыт | «Куда делась вода» | Выявить процесс испарения воды. | |
Опыт | «Помощница вода» | Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | |
Экспериментирование на прогулке | «Свойства воды» | Расширить представления о свойствах воды. | |
Познавательный мультфильм | «Фиксики» (магнит) | Познакомить с происхождением магнита. | |
Опыт | «Магнитные силы» | Выявить свойства магнита. | |
Беседа -эксперимент | «Сила тяготения» | Дать детям представления о силе тяготения. | |
Опыт | «Два магнита» | Выявить особенность взаимодействия двух магнитов. | |
Д/игра | «Поймай рыбку» | Закреплять знания о магните в процессе игры. | |
Беседа | «В мире электричества» | Расширить представление детей о электричестве. | |
Эксперимент | «Волшебный шарик» | Установить причину статического электричества. | |
Игра - эксперимент | «Чудо прическа»
| Познакомить с проявлением статического электричества. | |
Презентация | «Что такое молния» | Выявить что гроза это проявление электричества в природе. | |
Презентация | «Воды земного шара» | Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода. | |
Опыт | «Куда делась вода» | Выявить процесс испарения воды. | |
Март | ООД | «В мире цветов» | Расширять знания о цветах |
Труд в уголке природы | «Пересадка цветов» | Овладение навыками пересадки комнатных растений. | |
Опыт | «Вершки корешки» | Выяснить, что раньше появляется из семени. | |
Опыт | «Фильтрование воды» | Познакомить с процессами очистки воды разными способами. | |
Чтение х/л | «Цветок огонек» | Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л. | |
Апрель | презентация | «Планеты Солнечной системы» | Обогатить и систематизировать представление детей о космосе. |
ООД | «Космос» | Расширять знания детей о космосе | |
Беседа | «Далеко-близко» | Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха. | |
Чтение х/л | Ирис Ревю «Звездочка Алида | Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л. | |
Май | Наблюдение | «Вода испаряется с помощью ветра» | Доказать что ветер быстрее испаряет влагу. |
Беседа | «Растения и удобрения» | Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы. | |
Труд на участке | «Животворное свойство воды» | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | |
Д/игра | «Что где растет» | Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта. | |
Экскурсия | «Территория детского сада» | Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии | |
Опыт | «Куда тянуться корни» | Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды. | |
Опыт | «Запасливые стебли» | Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | |
презентация | «Лес защитник и лекарь» | Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне. | |
П\игра | «Крылатые семена» | Закрепить знания о семенах в процессе игры. | |
Опыт | «Крепкий спичечный коробок» | Определить упругость воздуха. | |
Опыт | «Сухой из воды» | Продемонстрировать существование атмосферного давления. | |
Беседа | «Роль металлов в жизни человека» | Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека. | |
Презентация | «Жемчужина Урала» | Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РФ. | |
Опыт | «Качества природных ископаемых» | Познакомить с качествами природных ископаемых. | |
Опыт | «Свойства песка и глины» | Формировать знания детей о свойствах песка и глины. | |
ООД | «Рисование на камне» | Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление. | |
Д/игра | «Гора и камешки» | В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых. | |
Перспективный план работы с родителями
Форма работы | Тема |
Беседа дома с детьми: | «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?» |
Консультация: | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Ручной труд: Беседа:
| Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов. «Как организовать игры с водой». |
Памятка:
| «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» |
Консультация:
| «Играя, познаем». |
Привлекать родителей к пополнению коллекции: | «Разные ткани» «Бумажная страна» |
Мастер – класс: | «Интересные опыты с детьми» |
Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).
- Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
- Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
- Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
- Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде;
- Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
- Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.
Критерии, уровни усвоения программы:
Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Список литературных источников:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
- Куликова И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, - 2003. – С.64.
- Бабаева, Т. И., Михайлова З. А. Развитие познавательноисследовательских умений у старших дошкольников / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова.- СПб.: Детство-Пресс, - 2012.
- Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Методические рекомендации /Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой – СПб.:Детство-Пресс, -2013.
- Нищева, Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / Н. В. Нищева – СПб.: Детство-Пресс, - 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...