Использование нестандартных методов и технологий в развитии речи и мышления дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа)

Елезова Людмила Андреевна

В статье представлены нетрадиционные технологии развития речи дошкольников, которые не отрицают традиционные, а совершенствуют, модернизируют, дополняют их. Это технологии,  разработанные на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ. Они представлены в методическом пособии «Технологии развития связной речи дошкольников», авторами которого являются Сидорчук Т.А (сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, кандидат п.н.) и Хоменко Н.Н. (методолог, мастер ТРИЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нестандартных методов и технологий в развитии речи и мышления дошкольников

Сегодня современное школьное обучение требует, чтобы ребенок умел безошибочно и связно выражать свои мысли, полноценно и планомерно передавать суть читаемого или воспринимаемого на слух литературного произведения, четко отвечать на поставленные вопросы, т. е. владеть речью на достаточно высоком уровне. К сожалению,  практика показывает, что пока большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник,  обладающий хорошей речью – явление очень редкое.  Из этого можно сделать вывод: развитие речи в период дошкольного детства - одна из важнейших задач интеллектуального развития и подготовки детей к школьному обучению.

В своей работе с детьми мы используем нетрадиционные технологии развития речи, которые не отрицают традиционные, а совершенствуют, модернизируют, дополняют их. Это технологии,  разработанные на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ. Они представлены в методическом пособии «Технологии развития связной речи дошкольников», авторами которого являются Сидорчук Т.А (сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, кандидат п.н.) и Хоменко Н.Н. (методолог, мастер ТРИЗ):

- технология обучения детей составлению сравнений.  Данную технологию мы используем в работе с детьми, начиная с трёхлетнего возраста;

- технология обучения детей составлению загадок. В работе с дошкольниками мы применяем разработанные А.А. Сидорчук модели составления загадок для школьников. В адаптированном варианте данная технология позволяет составлять загадки и с дошкольниками;

- технология обучения детей составлению метафор. Она направлена на то, чтобы  «побуждать дошкольников делать сложные сравнения и раскрывать смысл метафор». В этом детям помогает  простой алгоритм, после усвоения которого, они с лёгкостью составляют метафоры;

- технология составления творческих рассказов по картине. Эта технология рассчитана на обучение детей двух типов рассказов: тексты реалистического характера и тексты фантастического характера;

- работа по созданию лимерика. Это  нестандартный метод, который позволяет активизировать познавательную деятельность детей, способствует развитию речи и мышления. Остановимся на этом методе подробнее.

Лимерик – это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное, в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).  Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойдённым мастером этого жанра  можно считать поэта Эдварда Лира.

Работу по составлению рифмованных текстов  мы начали со средней группы.  Это были   последовательные игровые задания  и упражнения, направленные на формирование у детей умения подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Далее дети пробовали самостоятельно подбирать рифмованные слова к  существительным (например: лягушка - подушка), глаголам (спали – кричали), прилагательным (красный - прекрасный), наречиям (далеко – широко).

 Затем в старшей группе дошкольники стали придумывать рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Мы предлагали детям выбрать рифмованную пару существительных и вставить их в предложенное словосочетание, например: «Жил-был …. и был похож на….». Дети составляли рифмованные строчки: «Жил был рак и был похож на мак», «Жил-был конь и был похож он на огонь» и т.д.

С шестилетнего возраста дети нашей группы были уже готовы составлять лимерики. Их придумывать легко, так как они имеют чёткую структуру строения, изменять которую нельзя. В лимериках обязательно должен присутствовать комизм происходящего.

Первое что мы сделали – это познакомили детей с моделью составления лимерика:

- стишок состоит  из пяти строчек;

- в первой, довольно длинной строке, описывается, кто и где жил да был;

- вторая тоже длинная строка – знакомит с какой-то интересной особенностью героя;

- третья и четвёртая строки – короткие, они повествуют о неожиданных невероятных событиях;

- пятая строка – самая смешная. Вывод.

- Рифма фиксирована: рифмуются первая и вторая, третья и четвёртая строки.

После знакомства с моделью лимерика, мы с детьми занялись составлением рифмованных текстов. Вот некоторые из них:

Жил-был мальчик по имени Саша,

И во рту у него была каша.

У логопеда он занимался

И звуки произносить старался.

Теперь Саша научился красиво говорить.

Жил - был компот вкусный и очень сладенький,

Он был разлит в чашки для Вити и Валеньки.

Компот на потолок уставился,

Ему красивая люстра понравилась.  

Досмотрел! Чашки опрокинул котик маленький!

Результаты наблюдения за детьми показывают, что дети с удовольствием занимаются словотворчеством, у них обогатился словарный запас, получается критически мыслить, развивается связная речь и познавательная активность, а так же психические процессы (память, мышление, творческое воображение).

И самое главное, дети получают своё собственное стихотворение. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей. А если ещё видишь хороший результат – это интересно и увлекательно вдвойне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...

Презентация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Презентация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...

Статья «Использование развивающих игр и информационно-коммуникативных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников»

Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией ра...

Родительское собрание на тему "Современные методы и технологии по развитию речи у старших дошкольников"

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.Форма: семинар-практикум.План:1. Вступительное слово педагога.2. Пр...

Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста

Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста...