Использование нестандартных методов и технологий в развитии речи и мышления дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа)
В статье представлены нетрадиционные технологии развития речи дошкольников, которые не отрицают традиционные, а совершенствуют, модернизируют, дополняют их. Это технологии, разработанные на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ. Они представлены в методическом пособии «Технологии развития связной речи дошкольников», авторами которого являются Сидорчук Т.А (сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, кандидат п.н.) и Хоменко Н.Н. (методолог, мастер ТРИЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нестандартных методов и технологий в развитии речи и мышления дошкольников
Сегодня современное школьное обучение требует, чтобы ребенок умел безошибочно и связно выражать свои мысли, полноценно и планомерно передавать суть читаемого или воспринимаемого на слух литературного произведения, четко отвечать на поставленные вопросы, т. е. владеть речью на достаточно высоком уровне. К сожалению, практика показывает, что пока большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. Из этого можно сделать вывод: развитие речи в период дошкольного детства - одна из важнейших задач интеллектуального развития и подготовки детей к школьному обучению.
В своей работе с детьми мы используем нетрадиционные технологии развития речи, которые не отрицают традиционные, а совершенствуют, модернизируют, дополняют их. Это технологии, разработанные на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ. Они представлены в методическом пособии «Технологии развития связной речи дошкольников», авторами которого являются Сидорчук Т.А (сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, кандидат п.н.) и Хоменко Н.Н. (методолог, мастер ТРИЗ):
- технология обучения детей составлению сравнений. Данную технологию мы используем в работе с детьми, начиная с трёхлетнего возраста;
- технология обучения детей составлению загадок. В работе с дошкольниками мы применяем разработанные А.А. Сидорчук модели составления загадок для школьников. В адаптированном варианте данная технология позволяет составлять загадки и с дошкольниками;
- технология обучения детей составлению метафор. Она направлена на то, чтобы «побуждать дошкольников делать сложные сравнения и раскрывать смысл метафор». В этом детям помогает простой алгоритм, после усвоения которого, они с лёгкостью составляют метафоры;
- технология составления творческих рассказов по картине. Эта технология рассчитана на обучение детей двух типов рассказов: тексты реалистического характера и тексты фантастического характера;
- работа по созданию лимерика. Это нестандартный метод, который позволяет активизировать познавательную деятельность детей, способствует развитию речи и мышления. Остановимся на этом методе подробнее.
Лимерик – это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное, в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойдённым мастером этого жанра можно считать поэта Эдварда Лира.
Работу по составлению рифмованных текстов мы начали со средней группы. Это были последовательные игровые задания и упражнения, направленные на формирование у детей умения подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
Далее дети пробовали самостоятельно подбирать рифмованные слова к существительным (например: лягушка - подушка), глаголам (спали – кричали), прилагательным (красный - прекрасный), наречиям (далеко – широко).
Затем в старшей группе дошкольники стали придумывать рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Мы предлагали детям выбрать рифмованную пару существительных и вставить их в предложенное словосочетание, например: «Жил-был …. и был похож на….». Дети составляли рифмованные строчки: «Жил был рак и был похож на мак», «Жил-был конь и был похож он на огонь» и т.д.
С шестилетнего возраста дети нашей группы были уже готовы составлять лимерики. Их придумывать легко, так как они имеют чёткую структуру строения, изменять которую нельзя. В лимериках обязательно должен присутствовать комизм происходящего.
Первое что мы сделали – это познакомили детей с моделью составления лимерика:
- стишок состоит из пяти строчек;
- в первой, довольно длинной строке, описывается, кто и где жил да был;
- вторая тоже длинная строка – знакомит с какой-то интересной особенностью героя;
- третья и четвёртая строки – короткие, они повествуют о неожиданных невероятных событиях;
- пятая строка – самая смешная. Вывод.
- Рифма фиксирована: рифмуются первая и вторая, третья и четвёртая строки.
После знакомства с моделью лимерика, мы с детьми занялись составлением рифмованных текстов. Вот некоторые из них:
Жил-был мальчик по имени Саша,
И во рту у него была каша.
У логопеда он занимался
И звуки произносить старался.
Теперь Саша научился красиво говорить.
Жил - был компот вкусный и очень сладенький,
Он был разлит в чашки для Вити и Валеньки.
Компот на потолок уставился,
Ему красивая люстра понравилась.
Досмотрел! Чашки опрокинул котик маленький!
Результаты наблюдения за детьми показывают, что дети с удовольствием занимаются словотворчеством, у них обогатился словарный запас, получается критически мыслить, развивается связная речь и познавательная активность, а так же психические процессы (память, мышление, творческое воображение).
И самое главное, дети получают своё собственное стихотворение. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей. А если ещё видишь хороший результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мастер – класс» на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Занятие, мастер-класс по развитию речи....
Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Презентация к мастер - классу на тему: «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...
Презентация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Презентация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»...
Статья «Использование развивающих игр и информационно-коммуникативных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников»
Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией ра...
Родительское собрание на тему "Современные методы и технологии по развитию речи у старших дошкольников"
Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.Форма: семинар-практикум.План:1. Вступительное слово педагога.2. Пр...
«Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» ТРИЗ технология
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста
Использование современных методов и технологий в развитии речи детей раннего возраста...