Статья "Речевое развитие детей"
статья (старшая группа)
В статье отражены общие характеристики речевого развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья " общие характеристики речевого развития детей дошкольного возраста" | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие характеристики речевого развития детей дошкольного возраста
Речь – это средство коммуникации, которое необходимо для привлечения субъекта в социальную среду. С помощью речи формируются первые связи между матерью и ребенком, создаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык, передаются культурные традиции, которые сильно влияют на наш образ мышления и действия.
Работа по развитию речи является сложной системой, отражающей в своём содержании системный характер языковых явлений. Важнейшим принципом развития речи считается комплексность, т.е. решение всех задач во взаимосвязи и взаимодействия, при ведущей роли связной речи. Практическое решение вопросов развития во многом связано с пониманием соотношения языка и речи.
Онтогенез речевого развития представляет собой «весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным инструментом общения и мышления»[1].
В развитии речи Леонтьев А.Н. выделил несколько стадий:
- Подготовительная стадия. Она охватывает младенческий возраст ребенка – до одного года.
- Преддошкольный или ранний возраст – от одного до трех лет.
- Дошкольный возраст – от трех до семи лет.
- Школьный возраст – период с момента поступления ребенка в школу и по завершению овладения им полноценной письменной и устной речью, ознакомлением с устройством языка и его семантическими конструкциями[2].
Для настоящего исследования важно обозначить особенности речевого развития дошкольников, относящихся к возрасту 5-6 лет (старшие дошкольники). Даже в этом возрастном периоде имеются отличия в речевом развитии, ввиду чего их следует рассматривать дифференцированно. Уровень развития речи детей в 5 лет:
1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000) слов к концу шестого года жизни, что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли;
2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений;
3. Свое высказывание ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях;
4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи;
5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением;
6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, трех, четырехстишия;
7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата;
8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов;
9. Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят такие звуки как [л], [р], [р`], отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение[3].
Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков
Уровень развития речи детей в 6 лет:
1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения;
2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов;
3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т. д.
4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был;
5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими, и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение звуков [л], [р]. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности;
6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.;
7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки[4].
Помимо этого, в исследованиях встречаются следующие особенности речевого развития детей дошкольного возраста:
- формирование непроизвольных высказываний в начале дошкольного возраста;
- полноценное освоение диалогической речи;
- освоение морфологии речи;
- усвоение языковых закономерностей речевого строя;
- освоение синтаксиса к семи годам, его использование в монологах;
- полноценное формирование связных произвольных высказываний к концу дошкольного возраста[5].
В создании связного речевого продукта у детей дошкольного возраста ученые выделяют деятельностный и личностный компоненты. Деятельностный компонент обусловлен процессами образования и восприятия сообщения регуляции и контроля собственной речевой деятельности. Личностный - тем, что в речи ребенок проявляет свою индивидуальность - характер, темперамент, уровень общей культуры[6].
Специалистами определяются следующие характеристики качества речи детей дошкольного возраста:
- точная речь: знание предмета, постоянный контроль говорящего ребенка за соответствием слов предметам и явлениям действительности;
- логическая речь: семантические связи между элементами не противоречат законам логики;
- речь уместна: соответствие целям и условиям речевой коммуникации;
- речь богата, насыщена и пр.[7]
Также сущность речевого развития дошкольников наглядно раскрывается в ее признаках и компонентах (таблица 1).
Таблица 1
Основные признаки и компоненты речевого развития детей дошкольного возраста[8]
Уровни владения культурой речи | Коммуникативные характеристики речи | Нормативные характеристики речи |
Первый уровень (Достаточный) | Правильность | Правильное употребление слов |
Точность | Умение точно излагать мысль | |
Логичность | Владение основными словесно-логическими конструкциями | |
Второй уровень (Высокий) | Ясность | Осознание предмета речевого сообщения, обоснованность высказываний |
Уместность | Владение навыками построения длинной связной речи как в коммуникационном аспекте, так и на уровне текста |
Анализируя параметры развития речи, описанные в таблице, можно сделать вывод о том, что речевое развитие детей не ограничивается только соблюдением норм и правил грамотной речи – как устной, так и письменной: она выступает компонентом общей культуры личности, для которой коммуникационное взаимодействие – неотъемлемая часть жизнедеятельности, которая для ребенка дошкольного возраста по-прежнему является новой и только формируется, преодолевая различные этапы развития.
На рисунке 1 показаны компоненты коммуникативной культуры, также имеющие важное значение в речевом развитии дошкольников.
Рисунок 1 – Компоненты коммуникативной культуры детей дошкольного возраста[9]
Первый компонент – потребностно-мотивационный. Он предполагает осознание ребенком социальной и личностной значимости, широту его социальных потребностей (познание, участие в социальных отношениях, стремление к саморазвитию) и следование образцам социально-позитивного поведения. Второй компонент – личностно-эмоциональный – проявляется как комплекс качеств, значимых для успешного коммуникационного взаимодействия дошкольника с окружающими – детьми и взрослыми. К ним относятся эмоциональные качества (эмоциональная стабильность, оптимизм), характерологические качества (искренность, открытость, доброта, вежливость). Рефлексивный компонент связан со способностями дошкольников обобщать собственные переживания, осознавать свои чувства, анализировать характер коммуникаций и отбирать наиболее подходящее средства общения. Четвертый компонент – практико-действенный, отвечающий за реализацию сотрудничества дошкольника со сверстниками и взрослыми за счет владения различными речевыми умениями.
Что касается вопросов организационно-педагогических условий развития речи у дошкольников, для успешной работы по формированию речевого и коммуникативного развития, педагогам необходимо соблюдать общепринятые педагогические условия. В основе этих условий лежат следующие принципы:
- принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
- принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
- принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, другими педагогами и детьми;
- принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса;
- принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи[10].
Таким образом, дошкольный возраст является третьей ступенью онтогенеза речевого развития – крайне важной ступенью, на которой развиваются и расширяются многие навыки устной и письменной речи. От продуктивности речевого развития дошкольников на данном этапе во многом зависит успешность их дальнейшего обучения в школе и потенциал коммуникативной деятельности, актуализированной в данном возрасте.
[1] Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников / Т. А. Сидорчук, Э. Э. Байрамова ; ОТСМ - ТРИЗ - РТВ: Первая образцовая тип., фил. "Ульяновский дом печ.", 2015. - 95 с.
[2] Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. - 422 с.
[3] Баронова В.В. Развитие речи старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности: учебно-методическое пособие / В. В. Баронова. - Москва : Педагогическое о-во России, 2017. - 169 с.
[4] Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь ; 2015. - 143 с.
[5] Остапенко А.Е. Речевое развитие дошкольников // Дошкольное образование. 2019. № 11-12 (373). С. 32-36.
[6] Потапова Ю.С. Речевое развитие дошкольников в детском саду // Вопросы педагогики. 2020. №5. С.280-283.
[7] Ильина Т.А., Сергеева Е.А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Молодой ученый. 2019. № 5 (243). С. 175-177.
[8] Агафонова В.А., Сатарова Л.А. Формирование культуры речи у дошкольников // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. №2. С.6-12.
[9] Береза Н.А., Новоселова Я.А. Коммуникативная культура и необходимость ее формирования // Профилактика зависимостей. 2019. № 4 (20). С. 45-48.
[10] Малинина Д.Д., Камнева Н.А. Речевое развитие дошкольников // Основные вопросы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. Астрханский университет, 2020. С.89-92.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...
"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е
Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...