Статья "Речевое развитие детей"
статья (старшая группа)

Колубович Александра Юрьевна

В статье отражены общие характеристики речевого развития детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Общие характеристики речевого развития детей дошкольного возраста

Речь – это средство коммуникации, которое необходимо для привлечения субъекта в социальную среду. С помощью речи формируются первые связи между матерью и ребенком, создаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык, передаются культурные традиции, которые сильно влияют на наш образ мышления и действия.

Работа по развитию речи является сложной системой, отражающей в своём содержании системный характер языковых явлений. Важнейшим принципом развития речи считается комплексность, т.е. решение всех задач во взаимосвязи и взаимодействия, при ведущей роли связной речи. Практическое решение вопросов развития во многом связано с пониманием соотношения языка и речи.

Онтогенез речевого развития представляет собой «весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным инструментом общения и мышления»[1].

В развитии речи Леонтьев А.Н. выделил несколько стадий:

  1. Подготовительная стадия. Она охватывает младенческий возраст ребенка – до одного года.
  2. Преддошкольный или ранний возраст – от одного до трех лет.
  3. Дошкольный возраст – от трех до семи лет.
  4. Школьный возраст – период с момента поступления ребенка в школу и по завершению овладения им полноценной письменной и устной речью, ознакомлением с устройством языка и его семантическими конструкциями[2].

Для настоящего исследования важно обозначить особенности речевого развития дошкольников, относящихся к возрасту 5-6 лет (старшие дошкольники). Даже в этом возрастном периоде имеются отличия в речевом развитии, ввиду чего их следует рассматривать дифференцированно. Уровень развития речи детей в 5 лет:

1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000) слов к концу шестого года жизни, что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли;

2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений;

3. Свое высказывание ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях;

4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи;

5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением;

6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, трех, четырехстишия;

7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата;

8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов;

9. Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят такие звуки как [л], [р], [р`], отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение[3].

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков

Уровень развития речи детей в 6 лет:

1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения;

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов;

3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т. д.

4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был;

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими, и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение звуков [л], [р]. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности;

6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.;

7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки[4].

Помимо этого, в исследованиях встречаются следующие особенности речевого развития детей дошкольного возраста:

  • формирование непроизвольных высказываний в начале дошкольного возраста;
  • полноценное освоение диалогической речи;
  • освоение морфологии речи;
  • усвоение языковых закономерностей речевого строя;
  • освоение синтаксиса к семи годам, его использование в монологах;
  • полноценное формирование связных произвольных высказываний к концу дошкольного возраста[5].

В создании связного речевого продукта у детей дошкольного возраста ученые выделяют деятельностный и личностный компоненты. Деятельностный компонент обусловлен процессами образования и восприятия сообщения регуляции и контроля собственной речевой деятельности. Личностный - тем, что в речи ребенок проявляет свою индивидуальность - характер, темперамент, уровень общей культуры[6].

Специалистами определяются следующие характеристики качества речи детей дошкольного возраста:

- точная речь: знание предмета, постоянный контроль говорящего ребенка за соответствием слов предметам и явлениям действительности;

- логическая речь: семантические связи между элементами не противоречат законам логики;

- речь уместна: соответствие целям и условиям речевой коммуникации;

- речь богата, насыщена и пр.[7]

Также сущность речевого развития дошкольников наглядно раскрывается в ее признаках и компонентах (таблица 1).

Таблица 1

Основные признаки и компоненты речевого развития детей дошкольного возраста[8]

Уровни владения культурой речи

Коммуникативные характеристики речи

Нормативные характеристики речи

Первый уровень (Достаточный)

Правильность

Правильное употребление слов

Точность

Умение точно излагать мысль

Логичность

Владение основными словесно-логическими конструкциями

Второй уровень (Высокий)

Ясность

Осознание предмета речевого сообщения, обоснованность высказываний

Уместность

Владение навыками построения длинной связной речи как в коммуникационном аспекте, так и на уровне текста

Анализируя параметры развития речи, описанные в таблице, можно сделать вывод о том, что речевое развитие детей не ограничивается только соблюдением норм и правил грамотной речи – как устной, так и письменной: она выступает компонентом общей культуры личности, для которой коммуникационное взаимодействие – неотъемлемая часть жизнедеятельности, которая для ребенка дошкольного возраста по-прежнему является новой и только формируется, преодолевая различные этапы развития.

На рисунке 1 показаны компоненты коммуникативной культуры, также имеющие важное значение в речевом развитии дошкольников.

Рисунок 1 – Компоненты коммуникативной культуры детей дошкольного возраста[9]

Первый компонент – потребностно-мотивационный. Он предполагает осознание ребенком социальной и личностной значимости, широту его социальных потребностей (познание, участие в социальных отношениях, стремление к саморазвитию) и следование образцам социально-позитивного поведения. Второй компонент – личностно-эмоциональный – проявляется как комплекс качеств, значимых для успешного коммуникационного взаимодействия дошкольника с окружающими – детьми и взрослыми. К ним относятся эмоциональные качества (эмоциональная стабильность, оптимизм), характерологические качества (искренность, открытость, доброта, вежливость). Рефлексивный компонент связан со способностями дошкольников обобщать собственные переживания, осознавать свои чувства, анализировать характер коммуникаций и отбирать наиболее подходящее средства общения. Четвертый компонент – практико-действенный, отвечающий за реализацию сотрудничества дошкольника со сверстниками и взрослыми за счет владения различными речевыми умениями.

Что касается вопросов организационно-педагогических условий развития речи у дошкольников, для успешной работы по формированию речевого и коммуникативного развития, педагогам необходимо соблюдать общепринятые педагогические условия. В основе этих условий лежат следующие принципы:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
  • принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, другими педагогами и детьми;
  • принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса;
  • принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи[10].

Таким образом, дошкольный возраст является третьей ступенью онтогенеза речевого развития – крайне важной ступенью, на которой развиваются и расширяются многие навыки устной и письменной речи. От продуктивности речевого развития дошкольников на данном этапе во многом зависит успешность их дальнейшего обучения в школе и потенциал коммуникативной деятельности, актуализированной в данном возрасте.


[1] Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников / Т. А. Сидорчук, Э. Э. Байрамова ; ОТСМ - ТРИЗ - РТВ: Первая образцовая тип., фил. "Ульяновский дом печ.", 2015. - 95 с.

[2] Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. - 422 с.

[3] Баронова В.В. Развитие речи старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности: учебно-методическое пособие / В. В. Баронова. - Москва : Педагогическое о-во России, 2017. - 169 с.

[4] Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь ; 2015. - 143 с.

[5] Остапенко А.Е. Речевое развитие дошкольников // Дошкольное образование. 2019. № 11-12 (373). С. 32-36.

[6] Потапова Ю.С. Речевое развитие дошкольников в детском саду // Вопросы педагогики. 2020. №5. С.280-283.

[7] Ильина Т.А., Сергеева Е.А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Молодой ученый. 2019. № 5 (243). С. 175-177.

[8] Агафонова В.А., Сатарова Л.А. Формирование культуры речи у дошкольников // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. №2. С.6-12.

[9] Береза Н.А., Новоселова Я.А. Коммуникативная культура и необходимость ее формирования // Профилактика зависимостей. 2019. № 4 (20). С. 45-48.

[10] Малинина Д.Д., Камнева Н.А. Речевое развитие дошкольников // Основные вопросы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. Астрханский университет, 2020. С.89-92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по развитию детей   6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...