Консультация для воспитателей. «Речевая среда в группе детского сада»
консультация

Шатрова Мария Владимировна

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. 

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. 

РЕЧЕВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. 

Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5»

городского округа город Шарья Костромской области

 

 

 

Консультация для воспитателей. 

«Речевая  среда в группе детского сада» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Шатрова Мария Владимировна

  

 

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. 

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. 

РЕЧЕВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. 

Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников. 

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста. 

Задачи построения речевой развивающей среды: 

— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью; 

— обеспечение богатства сенсорных впечатлений; 

— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка; 

— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций; 

— обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе. 

 Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение,  

важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. 

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. 

На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды мы выделяем следующие: 

- Речь педагога; 

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников; 

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы. 

Рассмотрим каждую составляющую Речевой развивающей среды

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. 

Речь педагога имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. 

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам: 

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т.е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы. 

2) ТОЧНОСТЬ – т.е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. 

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т.е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания. 

4) ЧИСТОТА – т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений. 

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания. 

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т.д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью. 

7) УМЕСТНОСТЬ – т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению. 

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. 

Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства. 

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. 

Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие: 

- Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться с взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания. 

- Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения. 

- Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи. 

- Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми.  Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь. 

- Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него. 

Требования к предметно-развивающей речевой среде: 

-Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям; 

-Трансформируемость пространства; 

-Полифункциональность материалов; 

-Вариативность среды; 

-Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды деятельности); 

-Безопасность 

Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.  

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп. 

младшая   и средняя группа: 

-грамотная, педагогически целесообразная речь педагога

-методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); 

-методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение); 

-организация деятельности детей с целью стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем.  

Старшая и подготовительная группа: 

-грамотная речь педагога; 

-методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения); 

-методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; побуждать к пересказу, запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения); 

-организация восприятия с последующим обсуждением). 

-создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.  

 Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду: 

  • Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; 
  • Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; 
  • Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи. 

Итак, составляющие речевой развивающей среды: речь педагога, методы и приемы, оборудование. 

Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи: 

-На развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, игрушки на поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т.д. 

-На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для определения звучащих инструментов и т.д. 

-Дидактические игры для активизации словаря; 

-Пособия для развития связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, литературные уголки; 

-На развитие мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – ―одушевленный персонаж‖, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В еѐ оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, еѐ героем может стать добрый гном, который будет учить правильно, говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Оборудование и наполнение речевой зоны:

1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки. Детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки.  Предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации,  игры с парными карточками,  звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»);

индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для

звукобуквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать»,

«Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»;

пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова,

«Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-

малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу

буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»;

«Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие»

(употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы детского сада

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться,...

Годовое планирование бесед и консультаций для родителей первой младшей группы детского сада

В моей презентации педагоги найдут годовое планирование работы с родителями, а именно,беседы и консультации по месяцам, котрые сопровождаются занимательными картинками...

Консультация для родителей в старшей группе детского сада на тему "Праздник в доме"

Консультация  для родителей в старшей группе детского сада на тему  "Праздник в доме" , в рамках художественно-эстетического развития дошкольников....

Консультация для родителей детей старшей группы детского сада Неизвестная Вселенная

Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой.  Многие даже не представляют, как можно обо всем этом понятно и доступно рассказать ребенку. ...

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы детского сада

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то насл...

Консультация «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»

Вопросы:•  Что такое межличностные отношения?Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых люд...

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы детского сада

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы детского сада...