Выступление на педагогическом совете
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования
г. Долгопрудного детского сада общеразвивающего вида № 13
« В гостях у сказки»
(АОУ детский сад № 13 « В гостях у сказки»)
Выступление на педагогическом совете
« Профессиональное выгорание педагогов»
Подготовила
Воспитатель гр. № 1
Исаева Мария Витальевна
г. Долгопрудный
2020-2021
Эмоциональное выгорание педагогов.
Развитие современной системы образования в России предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании воспитанников или учащихся. Повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе, потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека; включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Профессию педагога относится к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний, так как работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками – это не только физиологические факторы, связанные с условиями труда, а прежде всего, психологические и организационные трудности.
Как правило, при обучении в профессиональных учреждениях (ВУЗах, колледжах) будущих педагогов не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Факторы, вызывающие выгорание.
Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
- Личностные факторы:
- склонность к интраверсии;
-реактивность;
-низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
жесткость и авторитарность по отношению к другим;
низкий уровень самоуважения и самооценки и др.
Наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.
- Статусно-ролевые факторы:
- ролевой конфликт;
-ролевую неопределенность;
-неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);
-низкий социальный статус;
-ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; -отверженность в значимой (референтной) группе;
- Профессионально-организационные факторы:
- нечеткая организация и планирование труда;
-монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
-строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности;
-напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция;
-дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.
Следует еще упомянуть о таком факторе, как несоответствие педагогической теории и практики. Молодые специалисты, только что окончившие педагогические ВУЗы, не владеют практическими образовательно-воспитательными навыками, а зачастую, знания приобретенные во время обучения не находят своего практического применения и резко разнятся с существующей образовательной системой. В этом случае синдром выгорания может наступить в связи с развитием профессиональной некомпетентности молодого педагога.
Сам по себе ни один из факторов не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Целесообразно периодически проверять, в какой степени у педагога сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания это дает возможность разработать меры по его предупреждению.
Профилактика выгорания включает в себя три направления работы:
1.Организационно-административная:
- обеспечение возможности профессионального роста (мотивационный компонент) - четкое распределение обязанностей (разработка должностных инструкций)
- организации рабочего места и времени
2. «Психологический комфорт» - создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого педагога и соответствующую оценку продуктивности труда.
3. Индивидуальный подход.
- развитие креативности у педагогов, что является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.
- развитие у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др.
- формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.
Знание факторов синдрома профессионального выгорания позволит администрации и педагогам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.
Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
Целесообразно периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.
С целью преодоления синдрома эмоционального выгорания, и составления программы профилактических мероприятий и психологического сопровождения коллектива, необходимо провести диагностические исследования.
Просмотр содержимого документа
«Синдром педагогического выгорания »
Самооценка здоровья (оцените свое здоровье по ряду указанных важных показателей)
Предлагаемые тесты взяты из книги «Психология здоровья»(Никифоров Г.С.,СПб.,2002.)
Биологический уровень
Кровяное давление
Какое у вас давление? У каждого четвертого оно повышенное. Проверьте себя, ответив на вопросы:
1. Охотно ли вы едите жирную пищу? Съедаете ли вы ежедневно свыше 60 г жира и более 100 г мяса и колбасы?
а) нет, ни в коем случае – 0;
б) да, но лишь иногда – 3;
в) да, и я не ограничиваюсь указанным количеством, а съедаю намного больше – 6.
2. Не превышает ли ваш вес норму более, чем на 5 кг?
а) нет, определенно нет – 0;
б) да, но больше 15 кг – 3;
в) да, у меня больше излишка веса, даже свыше 15 кг, и я ничего не могу с этим поделать, хотя и стараюсь – 6.
3. Вы курите?
а) нет, я некурящий (по меньшей мере в течение последнего года) – 0;
б) да но не более 10 сигарет ежедневно – 4;
в) да, свыше 10 сигарет ежедневно – 6.
4. Если вы курите, то если вы курите, то выкуриваете ли вы свыше 10 сигарет каждый день?
а) как правило, нет - 4;
б) да, но не более двадцати в день – 5;
в) да, свыше двадцати – 8.
5. Выпиваете ли вы в день свыше 2 кружек пива, стаканов вина, рюмок водки?
а) нет, за редким исключением – 0;
б) да, такое происходит довольно часто – 2;
в) да, я почти ежедневно выпиваю больше, а если быть честным, то на много больше – 4
6. Страдаете ли вы от перегрузок на работе и дома? Часто ли вы оказываетесь на грани нервного срыва?
а) нет, за исключением крайне редких случаев – 0;
б) да, к сожалению, такое случается нередко – 2;
в) да, я постоянно испытываю нервную перегрузку, а изменить это не в состоянии – 4.
7. Испытываете ли вы страх, горе, озабоченность?
а) нет, я вполне уравновешен – 0;
б) не всегда, но довольно часто – 2;
в) да, я уже давно испытываю душевные муки – 4.
8. Не страдали ли ваши родные от высокого давления?
а) нет, во всяком случае, я об этом не знаю – 0;
б) да, этим страдал один из этих родителей – 2;
в) да , оба родителя и (или) братья и сестры – 4.
9. Часто ли у вас бывают головные боли, «тяжелая» голова, головокружение, скачки температуры?
а) нет, ни одного из этих симптомов у меня не наблюдается – 0;
б) нечасто, хотя и чаще, чем раньше – 2;
в) да, часто – 4.
10. Испытываете ли вы сложности с засыпанием и не нарушен ли ваш сон?
а) нет, я хорошо сплю – 0;
б) по-разному: иногда сразу засыпаю, иногда мучаюсь – 2;
в) я плохо засыпаю и вынужден принимать снотворное – 4.
11. Испытываете ли вы даже при небольших нагрузках и состоянии покоя сильное сердцебиение, порой с перебоями?
а) нет, у меня никогда не было таких проблем – 0;
б) да у меня это случается – 2;
в) да, все чаще и тревожнее – 6.
12. Самооценка: причисляете ли вы себя к активному или даже неугомонному типу людей, которые только и ждут очередных задач, требующих решения?
а) нет, я себя не отношу к таковым – 0;
б) да, я скорее заводной, чем спокойный, но могу заставить себя и отключиться – 2;
в) да, я постоянно в заведенном состоянии, часто до полного изнеможения – 4.
Теперь посчитайте очки риска, угрожающие вашему здоровью.
До 10 очков. Если вы не приукрашаете и контрольные замеры не превышают 140/ 80 мм рт.ст., ваше кровяное давление нормально и стабильно. Однако не реже, чем с двухгодичным интервалом вы должны проходить интенсивное обследование. Особенно если вам более 40 лет.
11-20 очков. Повысилось ли ваше кровяное давление или пока еще нет, у вас уже больше чем нужно негативных причин для этого. Постарайтесь устранить их: следите за весом, снижайте потребление никотина и алкоголя. Ежедневно принуждайте себя хотя бы к малым физическим усилиям; поднимайтесь пешком по лестнице., занимайтесь гимнастикой. Попробуйте контролировать ваше давление до и после того, как выполните 10 приседаний. Дело в том, что кроме нормального и повышенного давления существует промежуточное «лабильное» давление. Оно нормально в состоянии покоя и повышается при не значительной нагрузке. Лабильное кровяное давление – предвестник или первая ступень гипертонии.
21-30 очков. У вас довольно высокая степень риска. Вы принадлежите типу людей, склонных к повышенному давлению. Только врач может констатировать, имеется ли у вас гипертония или вы лишь провоцируете ее появление дурными привычками. Если ваше давление на пределе 150/80 мм рт.ст., вам следует купить тонометр и через квартал проводить в течение недели регулярные измерения. При высоком давлении полгода показывайтесь врачу и следуйте его рекомендациям.
31 и более очков. Если вы не перебрали в своих оценках, вам серьезно угрожает гипертония. Немедленно отправляйтесь к врачу. Не уклоняйтесь от этого решения. Вам нужно проверить сердце и почки. Если у вас уже повышенное давление, нужно начинать принимать лекарства. При умеренно повышенном давлении не бросайтесь сразу же таблеткам, постарайтесь добиться его снижения с помощью здорового образа жизни. Боритесь с излишками веса, откажитесь от курения и алкоголя.
Физическое здоровье (экспресс-анализ)
Попробуйте самостоятельно, без помощи врача, поставить себе хотя бы приблизительный диагноз, оценить свое физическое состояние по ряду важных показателей.
- Возраст. Каждый год дает один балл. Если вам сорок, вы получаете сорок баллов.
- Вес. Нормальный вес условно равен росту в сантиметрах минус 100. за каждый килограмм ниже нормы добавляется 5 баллов, за каждый килограмм выше нормы вычитается 5 баллов. Допустим, что при росте 176 см вы весите 85 килограммов, тогда по второму показателю вы имеете минус 45 балов.
- Курение. Некурящий получает плюс 30 баллов. За каждую выкуренную сигарету вычитывается 1 балл. Если вы в день выкуриваете 20 сигарет, то ваш третий показатель составляет минус 20 баллов.
- Выносливость. Если вы ежедневно в течение не менее 12 минут выполняете упражнения на развитие выносливости (бегаете в равномерном темпе, плаваете, гребете, катаетесь на лыжах или на велосипеде, то есть делаете упражнения, которые наиболее эффективно укрепляют сердечнососудистую систему), то вы получаете 30 баллов. Упражняясь четыре раза в неделю, вы набираете 25 баллов, три раза в неделю - 20 баллов, два раза – 10 и один раз – 5 баллов. За другие упражнения (комплекс утренней гимнастики, прогулка, различные игры) в этом тесте баллы вам не начисляются. Если же вы вообще не занимаетесь физкультурой, то из общей суммы вычитается 10 баллов. Если к тому же вы ведете малоподвижный образ жизни, то теряете еще 20 баллов.
- Пульс в покое. Если число сердечных сокращений в покое у вас меньше 90, то каждый удар пульса из этой разницы вы получаете один балл. Например, при частоте пульса 72 в минуту – 18 баллов.
- Восстановление частоты пульса после нагрузки. После двух минутного бега (можно на месте) отдохните 4 мин лежа. При частоте пульса, превышающей исходную цифру всего на 10 ударов, вы получаете 30 баллов, на 15 ударов – 15 баллов, а на 20 и более – ни одного балла.
Подсчитайте общую сумму по всем шести показателям.
Не более 20 баллов. Целесообразно обратиться к врачу для проверки вашего здоровья, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать уделять время физическим упражнениям.
21-60 баллов. Следует уделить серьезное внимание борьбе с имеющимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).
61-100 баллов. Результат неплохой, не снижайте интенсивности в развитии выносливости.
Свыше 100 баллов. Ваше здоровье отличное, его «закрома» полны резервов выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.
Разумеется, этот тест весьма условен. Однако он позволяет периодически проверять и контролировать свое физическое состояние.
Психологический уровень
Угроза депрессии
Депрессия – это тоскливое, подавленное настроение, общий упадок сил, пессимизм, ощущение собственной никчемности. Грозит ли вам эта напасть? Ниже приведены двенадцать высказываний. Определите, как часто вы можете сказать эти слова о себе, и поставьте напротив каждого высказывания одну из букв:
а) почти всегда;
б) часто;
в) редко;
г) почти никогда.
1. В свободное от работы время я занимаюсь любимым хобби.
2. Я ужасно расстраиваюсь, когда меня критикуют.
3. Мне кажется, что окружающие меня используют.
4. Я просыпаюсь слишком рано и потом долго не могу уснуть.
5. Мне легко сохранять спокойствие и просто сидеть на месте.
6. Меня легко вывести из себя.
7. Мне требуется много времени для принятия решения.
8. На повседневные дела у меня уходит много времени, мне стоит труда сконцентрироваться.
9. Меня легко испугать.
10. Я делюсь своими проблемами с другими людьми.
11. Я умею иной раз радоваться мелочам.
12. У меня бывают приступы головокружения.
№ | а | б | в | Г |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
5 | 3 | 2 | 1 | 0 |
6 | 3 | 2 | 1 | 0 |
7 | 3 | 2 | 1 | 0 |
8 | 3 | 2 | 1 | 0 |
9 | 3 | 2 | 1 | 0 |
10 | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | 3 | 2 | 1 | 0 |
От 0 до 20 баллов. Вам повезло: судя по всему, вы относитесь к тем людям, которые в любой ситуации чувствует себя как рыба в воде. Вы умеете с пользой для себя переключаться с одного вида деятельности на другой, не зацикливаясь на неприятностях и не впадая в самоедство, если что-то не ладится. Вы не позволяете отрицательным эмоциям скапливаться и давить вам на психику. В общем, вам нечего бояться: депрессия и вы – вещи несовместимые.
От 13 до 24 баллов. У вас наблюдаются симптомы, которые можно считать верными приметами приближающейся депрессии. Соберитесь мыслями и проанализируйте все, что твориться с вами в последнее время.
Насколько вы откровенны с близкими? Когда вы в последний раз по-настоящему отдыхали? Возможно вы слишком много ждете от жизни, а в не удачах готовы винить только себя. Обзаведитесь специальной психологической литературой, почитайте о том, что такое депрессия, и сделайте выводы.
25 балов и более. Тоска, упадок сил, плохой аппетит – это ведь о вас? Увы, вы находитесь в депрессивном состоянии. В такой ситуации вам вряд ли удастся помочь себе самостоятельно, поэтому лучше всего немедленно обратиться к хорошему специалисту. Ни в коем случае не пытайтесь утопить свою печаль в бутылке и вообще не падайте духом. Все еще наладится!
Социальный уровень
Конфликтность
- В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а – не принимаете участия;
б – кротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой;
в – активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а – нет;
б – только если имеете для этого веские основания;
в – критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а – только если это люди необидчивые;
б – лишь по принципиальным вопросам;
в – споры ваша стихия.
4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то полезет в обход?
а - возмущаетесь в душе, но молчите: себе дороже;
б – делаете замечание;
в – проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали не досоленное блюдо. Ваша реакция?
а – не будете поднимать бучу из-за пустяков;
б – молча возьмете солонку;
в – не удержитесь от едких замечаний.
6. Если на улице, транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите?
а – с возмущение посмотрите на обидчика;
б – сухо сделаете замечание;
в – выскажетесь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете?
а – промолчите;
б – ограничитесь коротким тактичным комментарием;
в – устроите скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а – постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б – не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в – проигрыш надолго испортит настроение.
оценка результатов
За ответы на вопросы начисляются баллы:
а – 4 балла
б – 2 балла
в – 0 баллов
22-32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.
12-20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 баллов. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами на работе и дома. Ваша сдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
По теме: методические разработ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....
Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...
Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".
Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...