Ценности православной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
статья
Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни — воспитание ребёнка. Ещё более сложная задача — создание духовного стержня в душе этого ребёнка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще всего — вовсе на безнравственность. Как уберечь хрупкое сознание малыша от тьмы и губительных соблазнов, дать самую надёжную опору в жизни, которой совсем не являются богатство и власть?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_duhovno-nrav.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценности православной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Духовно – нравственное воспитание – это воспитание, восходящее к отечественному культурному, прежде всего православному, наследию, обеспечивает условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя.
Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни — воспитание ребёнка. Ещё более сложная задача — создание духовного стержня в душе этого ребёнка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще всего — вовсе на безнравственность. Как уберечь хрупкое сознание малыша от тьмы и губительных соблазнов, дать самую надёжную опору в жизни, которой совсем не являются богатство и власть?
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Но стремление к добру изначально заложено в каждом сердце. И стремление это нуждается в расширении и укреплении, т. е. в некотором духовном упражнении. Именно духовные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка составляют основу духовно-нравственного воспитания.
Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.
С рождения ребёнок постепенно учиться ползать, ходить, действовать, говорить, иными словами — восходит от силы в силу. Вместе с этим должно происходить духовное возрастание, закладываться духовные ценности. С самого раннего возраста можно использовать любой момент в игре, наблюдении, общении для того, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребёнка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие, а самое главное — любовь.
С чего начать преподавание православной культуры в ДОУ?
Безусловно, организация работы по духовно-нравственному воспитанию, дело не простое, требующее единство желания родителей и их детей, чуткости и душевной тонкости воспитателя. Важно, чтобы педагог сам проявлял те качества, которым он хочет научить детей, был примером справедливого и внимательного отношения к людям. Необходимо и заинтересованное участие администрации ДОУ в создании условий для организации учебного процесса.
Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.
Целью дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является:
- Способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей.
- Воспитывать такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях как со сверстниками, так и с взрослыми. Учить убеждать друг друга в любви, любить всех и каждого, быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, быть довольным тем, что имеешь, уметь просить прощения за дурные поступки, поступать честно, правдиво, никогда не делать другим того, чего не хотел бы сделать себе.
- Вызвать интерес к изучению и посещению храмов у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и отечественной культуре.
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
- Вызвать интерес к знакомству с храмами как духовными святынями.
- Подвести к пониманию того, что храмы строились в память о великих исторических событиях и в знак благодарности предкам за их добрые дела.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение храма в жизни человека как действия любви, добра, человечности, единения.
- Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения.
- Приучить к этическим нормам поведения и самодисциплине.
- Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Разнообразие форм и методов работы.
- Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
- Знакомство с историей главных храмов, внешним устройством и внутренним убранством, посещение храмов.
- Беседы о правилах поведения в православном храме.
- Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство творчеством и биографией русских композиторов.
- Этические беседы.
- Встречи с семьями, посещающими храмы.
- Проведение именин детей в детском саду и семьей.
- Опыт семейного воспитания: рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях, оформление наглядно-иллюстративного материала «Моя семья».
- Совместные творческие работы детей и родителей.
- Создание в детском саду музея.
- Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.
- Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
- Создание игротеки, библиотеки.
- Посещение музеев, театров, библиотек с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей. Родители вместе с детьми выполняют домашнее задание: читают книги, составляют генеалогическое древо, рисуют, ведут беседы. В детском саду необходимо создать библиотеку, куда родители могут обратиться за рекомендованной литературой.
Тематическое планирование по духовно – нравственному воспитанию включает следующие формы работы с детьми: образовательную деятельность, беседы, игры, чтение произведений художественной литературы. Данные формы работы интегрируются в специфичные для детей дошкольного возраста виды деятельности: игровую, учебную, художественную, трудовую.
Большое внимание уделяется игре. Воспитатель через игры нравственного содержания побуждает детей к хорошим, добрым делам; воспитывает бережное отношение к природе и всему живому; формирует уважение к родителям, заботливое отношение к старшим и младшим.
Особое место занимают православные праздники: Покров Пресвятой Богородицы (октябрь), Рождество (январь), Крещение Господне (январь), Сретенье (февраль), Вербное воскресение (март, апрель), Пасха (март, апрель), Троица (июнь), Преображение Господне (август).
Большое внимание уделяется празднику Покров Пресвятой Богородицы (октябрь). Он проводится в преддверии праздника, посвященного Дню матери (30 ноября). Тема взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной выбрана не случайно. Общеизвестно, что христианство считает материнскую любовь возвышенной, жертвенной. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы, как идеал женщины-матери. Один из важных праздников - Рождество Христово (январь). В январе начинаются святки. Дети и взрослые в народных костюмах поют колядки, пляшут, водят хороводы, играют в русские народные игры. Программа предусматривает чествование святых: Ильи Муромца (ноябрь), Георгия Победоносца (май), Петра и Февронии Муромских (июль), апостолов Петра и Павла (июль). В честь благоверных князя Петра и Февронии Муромских в России утвержден государственный праздник «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья».
С темами праздников, образовательной деятельности и бесед связана продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Например, к празднику Пасхи, дети раскрашивают яйца, а после беседы о Родине, дошкольники рисуют на тему «Твои защитники».
В программе прописаны фольклорные праздники, приуроченные к датам народного календаря. Фольклорные праздники: «Осенины» (сентябрь), «Синичкин праздник» (ноябрь), «Святки» (январь) связаны с жизнью и бытом русского народа.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении дошкольником, вечных ценностей: любви к ближнему, милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль православной культуры в духовно - нравственном развитии личности дошкольников.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...
Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством их приобщения к ценностям православной культуры.
Статья апробирована на научной конференции для работников дошкольного образования в г. Алексеевка Белгородской обл. в 2012г....
Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...