Статья: "Этическое воспитание дошкольников через художественную литературу"
статья
Статья о приобщении дошкольников к книге и чтению,о сложном воспитательном процессе,требующий от взрослого определенных знаний ,умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moshkova_s.v.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Мошкова Светлана Валерьевна
ст. воспитатель,
МБДОУ г.Мурманска №109
Этическое воспитание дошкольников через художественную литературу
«Художественная литература
является мощным средством
воспитания у детей нравственных
чувств: отзывчивости, человечности»
Л.П.Стрелкова
Приобщение ребенка к книге и чтению — сложный воспитательный процесс, требующий от взрослого определенных знаний, умений и навыков. Но мало только приобщить ребенка к книге, воспитать читателя, необходимо еще и воспитывать чтением.
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
У детей пяти - шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности — о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому педагогу нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Ссылки на ранний возраст, на то, что психологически насыщенные рассказы не будут поняты дошкольниками, что им доступны лишь произведения с простыми ситуациями, не подтверждаются современными психологическими и педагогическими исследованиями.
Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.
Отбирая содержание работы с детьми , реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания,педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника.
Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.
Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли ,переживания),мир человеческих отношений которые проявляются в добрых и злых поступках.В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов,представлений о плохом и хорошем.
В основе каждой этической беседы лежит художественное произведение,позволяющее познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Сложность нравственных явлений определяет постепенное проникновение в их суть. Сначала дети понимают их на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо»), затем постепенно начинают осознавать ,почему совершается тот или иной поступок. Важно, чтобы у них накапливались нравственные понятия и представления о нравственных нормах.
В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:
- научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий событий,воспринимать их суть;
- дать представления о нравственной стороне человеческих отношений,опираясь на поступки детей,образы художественной литературы и других видов искусства;
- способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно – нельзя» , «хорошо – плохо»);
- учить соблюдать нравственные нормы поведения.
Работа педагога, направленная на осознание детьми морального смысла литературных героев, снимает налет морализирования при сообщении моральных норм, побуждает дошкольников делать собственные выводы, включаться в поиск доказательств, характеризующих образ литературного героя , у детей пробуждаются соответствующие чувства ,что влияет на более глубокое осознание значимости поступков, соответствующих нормам морали.
Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей ,то в подготовительной группе дошкольники пытаются делать выводы из осуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.
С развитием речи у дошкольника усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости. Но в некоторых случаях ребенок отказывается пользоваться вежливыми словами. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.
Так , например, цикл бесед о вежливости включает в себя такие темы: «Зачем говорят «Здравствуй», в которых воспитатель напоминает детям вежливые слова , разъясняет ,что они выражают доброе отношении к другим людям и приводит пример из рассказа о Винни Пухе и Кролике. В беседе «Праздник вежливости» педагог читает сказку «Праздник вежливости» и стихотворение Г. Ладонщикова «Петя ловит рыбу…»,после которой обсуждают с детьми ,что надо не только знать вежливые слова ,но и уметь их говорить ,когда это необходимо. В ходе бесед : «Вежливая просьба» , «Фея учит вежливости» педагог начинает разговор с детьми о Павлике из рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», предлагает послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название «Маша знала слов немало…».В процессе беседы воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливого обращения.
В ходе беседы «Еще один секрет вежливости» можно инсценировать сценку из пьесы А. Толстого «Золотой ключик» и вместе с детьми обсудить поведение Буратино, какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, за шалость. Ответ на это вопрос можно найти в стихотворении А.Шибаева «Добрые слова» и предложить детям послушать стихотворение Г. Ладонщикова «Я не плачу» ,чтобы оценить поведение мальчика ,о чем он жалеет.
В этических беседах о семье воспитатель помогает детям осознать ,что семья ,родители – самые близкие для них люди. Важно,чтобы ребенок понял, то в семье у каждого, в том числе и у него есть свои права и обязанности ,что он должен заботиться о близких по мере своих сил.В беседе «Моя семья» воспитатель предлагает детям прослушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М.Зощенко «Показательный ребенок»),ориентируясь на этот рассказ ,дети рассказывают о своих семьях. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений и предлагает послушать некоторые из этих произведений (Я.Аким «Мама», «Моя мама»).В беседах: «Семьи большие и маленькие», «Как дети могут заботиться о взрослых» воспитатель обобщая ответы детей, обращается к литературным произведениям ,знакомым дошкольникам (сказка «Красная шапочка», «Снегурочка», «Репка», «Три медведя», «Приключения Чиполлино») ,читает стихи про семью (З.Александровой «..И в нашей квартире ребята растут.»,Г.Сапгир «Семья»,С. Капутикян «Моя бабушка», Е.Благининой «Мама спит ,она устала…»,Л.Николаенко «Все сделалось грустным».)
Понятия «друзья» , «товарищи» дети дошкольного возраста различают плохо.В ходе бесед о дружбе воспитатель обобщает имеющиеся у детей знания о дружбе ,помогает укрепить дружеские отношения ,формирует умение договариваться помогать друг другу. В ходе бесед : « Почему нужно уступать», «К чему ведут ссоры в игре» , «Правила дружной игры» , «Как жить дружно без ссор» , «Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся ,а умные договариваются» и т.п. дети узнают ,как можно избежать ссоры, как помириться и здесь на помощь приходят литературные произведения (рассказы: М.Пляцковского «Урок дружбы», В.Сутеев «Яблоко», Лежневой «Как Вова праздновал день рождения»; стихотворения :Л.Яковлев «Ссора», А. Кузнецова «Подружки», А. Барто «Несли мы облако с собой»).
На примере художественных произведений педагог выстраивает беседы на тему «Взаимопомощь». Здесь важно донести до ребенка ,что настоящая помощь бескорыстна ,но иногда ,чтобы помочь другому человеку ,требуется немало сил и времени. С помощью таких произведений , как сказки Е.Бехлерова «Капустный лист», стихотворения Н.Найденовой «Девочка в детском саду…», С.Михалков «Дядя Степа» ,рассказ «Как белочка дятла спасла»В.Осеева «Просто старушка» и выстраивается цикл бесед о взаимопомощи , где в процессе беседы педагог опираясь на художественные произведения ,объясняет что все люди иногда нуждаются в поддержке ,помощи и очень важно заметить человека ,котором нужна помощь , и помочь ему.
Дети старшего дошкольного возраста знают,что нельзя обманывать окружающих ,что всегда нужно говорить правду.В ходе бесед по теме «Правда – неправда» дошкольники осваивают такие понятия ,как : «правда», «честность» , «ложь» , «обман». В ходе этих бесед воспитатель читает и обсуждает с детьми различные литературные произведения, которые формируют представление о том ,что за правду хвалят, нужно говорить правду, честность радует взрослых (С. Баруздин «За обедом», В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Л.Толстой «Косточка», стихотворение Г.Остера «Вредные советы»)
К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах нравственном выборе ,о мотиве поступка.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий педагогический вывод: художественная литература является одним из важнейших средств нравственного воспитания детей. Воспитательная сила художественной литературы в ее жизненной убедительности, эмоциональной действенности. Показывая детям правду жизни в виде ярких художественных образов, она учит их различать, «что такое хорошо и что такое плохо» в моральных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках.
Как специфический вид искусства, она занимает особое место в нравственном воспитании детей дошкольного возраста и требует применения особых методических приемов, усиливающих ее воспитательное воздействие.
Литература:
1.Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика –Синтез ,2013.
2.Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез ,2012.
3.Психология: словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. −М, 1990.
4. Стрелкова Л.П.Влияние художественной литературы на эмоциии ребенка //Эоциональное развитие дошкольника /под. ред. А.Д.Кошелевой.- М.,1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.
« Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим перв...
Духовно нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.
Формирование положительного отношения к художественной литературе в условиях обогащения предметно-развивающей среды....
Консультация для воспитателей Правовое воспитание дошкольников через художественную литературу
В консультации представлены цели и задачи правового воспитания дошкольников, направления работы по данной проблеме, которые будут полезны для воспитателей...
Статья для родителей: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено одним словом. С. Михалков писал: «То...
Духовно- нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.
laquo;Наши дети – это наша старость.Правильное воспитание -это наша счастливая старость,плохое воспитание –это наше будущее горе,это наши слезы.Это наша винаперед другими людьми&raq...
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через художественную литературу.
Консультация для воспитателей...