Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.
презентация по художественной литературе на тему

Вольская Наталья Михайловна
« Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни» В. Путин

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Вольская Н.М .

Слайд 2

« Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни» В. Путин

Слайд 3

Испокон века книга растит человека. Русский народный фольклор .

Слайд 4

Цели: Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора(пословицы, поговорки, потешки). Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании. Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

Слайд 5

Задачи: Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий(добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д.) и правил доброй, счастливой жизни. Содействовать развитию познавательной сферы детей. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Слайд 6

Задачи: Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и принимать помощь с благодарностью. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом , работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Слайд 7

Формы работы по духовно- нравственному воспитанию посредством художественной литературы. Чтение художественных произведений. Беседа по прочитанному. Повторное чтение. Дискуссия по прочитанному. Проигрывание ситуаций. Выставки(книг, творческих работ, рисунков к прочитанному). Театрализация. Праздники, развлечения. Придумывание сказок, рассказов.

Слайд 8

Этическая беседа о прочитанном. в соответствии с этим подобрать вопросы; нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов; вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру; вопросы помогают понять душевное состояние ребенка во время чтения, стимулируют дискуссию. педагог должен продумать, какой аспект будет раскрыт перед детьми;

Слайд 9

Критерии отбора книг для чтения: высокий художественный уровень, литературная ценность(критерием художественности является единство содержания произведения и его формы); доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей(при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); идейная направленность книги(например, моральный облик героя); занимательность сюжета, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи.

Слайд 10

Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании должно проводиться с учетом возрастных особенностей детей. Художественное восприятие ребенка на протяжении возраста развивается и совершенствуется.

Слайд 11

Младший дошкольный возраст Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм : колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Мы знакомим малышей с народными сказками «Колобок», «Курочка Ряба» и др.

Слайд 12

Средний дошкольный возраст Расширение детского жизненного опыта. Круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт. Дети легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления. Эмоциональное отношение к героям имеет конкретный действенный характер. Целесообразно дополнять произведение «нравственным уроком», что позволяет усилить воздействие на ребенка.

Слайд 13

Старший дошкольный возраст Появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Становиться на место персонажа. Целесообразно использовать для прочтения близкие по содержанию произведения(сказки) и организовать дискуссию сразу об обоих. Это позволяет сформировать у дошкольников сравнительную оценку образов, поступков героев, а также выяснить умения детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления.

Слайд 14

Предполагаемые результаты Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру. Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

Слайд 15

Предполагаемые результаты Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильных домашних делах. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

Слайд 16

Литература Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012. Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. - №7. Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

Формирование положительного отношения к художественной литературе в условиях обогащения предметно-развивающей среды....

Консультация для воспитателей Правовое воспитание дошкольников через художественную литературу

В консультации представлены цели и задачи правового воспитания дошкольников, направления работы по данной проблеме, которые будут полезны для воспитателей...

Статья для родителей: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено одним словом. С. Михалков писал: «То...

Статья: "Этическое воспитание дошкольников через художественную литературу"

Статья о приобщении дошкольников к книге и чтению,о сложном воспитательном процессе,требующий от взрослого определенных знаний ,умений и навыков....

Духовно- нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

laquo;Наши дети – это наша старость.Правильное воспитание -это наша счастливая старость,плохое воспитание –это наше будущее горе,это наши слезы.Это наша винаперед другими людьми&raq...