Консультация для родителей « Роль народной культуры на формирование личности ребенка»
консультация (старшая группа)
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Консультация для родителей
« Роль народной культуры на формирование личности ребенка»
Подготовила:
воспитатель
Альканова О. И.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:
- формирование положительного отношения к окружающему миру; положительных эмоций; развитие речи, обогащение словаря, внимания, мышления; формирование эстетических представлений; развитие первоначальных представлений о добре- зле, хорошо- плохо
Познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях
Народная культура формирует в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно- прикладным искусством, художественное слово.
Задачи:
- Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.
- Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным играм.
- Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира: природе, предметов декоративно- прикладного искусства, музыку
Основа главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Необходимое условие приобщения детей к народной культуре – организация развивающей среды.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа
Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Детям с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками, примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно.
Разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные. Би-ба-бо и др.), художественная литература: сказки, песенки, потешки, с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости .
Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность- НОД (занятия), которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.
Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре является использование фольклора в организованной образовательной деятельности: в познавательно- речевой деятельности, игровой, продуктивной. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
«Ладушки-ладушки испечем оладушки». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой. В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и д. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю.»
- Рассматривание народных игрушек
Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это могут быть мини- занятия, предметно- манипулятивные игры, использование в организованной деятельности как сюрпризный или игровой момент.
- Театрализованная деятельность
Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры.
Как правило все формы работы проводятся в комплексе: показ театра сопровождается чтением потешек, пением песенок, пальчиковыми играми; в познавательно- речевых занятиях использую предметно- манипулятивные действия с игрушками, игры- показы, чтение сказок, потешек, п/игру; на занятиях продуктивной деятельности тоже по- разному сочетаю формы, например на лепке баранок дети с удовольствием повторяют потешку «Тушки- тушки, пекла баба ватрушки» и т.д.
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно прикладного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Роль семьи в развитии творческой личности ребенка
Консультация для родителей о том, что семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников....
Консультация для воспитателей "Роль народной игры в развитии личности ребенка"
Роль народной игры в развитии личности ребенка....
Консультация для родителей "Роль взаимоотношений в нравственном формировании личности ребёнка
Привитие эффективного воздействия старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка, наличие положительных взаимоотношений между старшим и средним поколениями, активное включение ребенк...
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"...
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка".
Консультация для родителей: "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка" (старшая группа)...
Консультация для педагогов «Роль родного языка в формировании личности ребенка»
Формирование речи детей дошкольников....
консультация для родителей "Роль семейных традиций в формировании личности ребенка"
У каждого народа и в каждой семье отдельно на протяжении жизни складываются свои определённые общественные и личностные традиции....