Развитие мелкой моторики и речи. Пальчиковая гимнастика.
консультация по логопедии по теме
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoiki_i_rechi._palchikovaya_gimnastika.doc | 962 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 949 г. Москва
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Развитие мелкой моторики и речи.
Игровая пальчиковая гимнастика.
(речь к презентации)
Подготовила и провела:
учитель-логопед –
Королева Е.В.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет не только на развитие речи, но и на развитие ребёнка в целом.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
В последнее время у большинства современных детей выявляется нарушение развития речи, с одновременным отставанием развития мелкой моторики рук. Отмечается, что мышцы пальцев рук слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, а также удержать ее, что в дальнейшем приводит к неготовности большинства современных детей к письму. Поэтому начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста, т.к. от того, насколько ловкими и проворными станут пальчики ребенка к 5-6 годам, зависят его успехи в обучении.
Также важно помнить, что мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика
- Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами рук приводит к возбуждению речевых центров головного мозга, что способствует стимуляции развития речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, тем самым повышают речевую активность ребёнка.
- Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- Развивается воображение и фантазия.
- В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики, кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика будет эффективна только при регулярных занятиях. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем - другой, наконец, двумя одновременно.
Средства развития мелкой моторики (на все будут фотографии, на каждый слайд)
1. Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Рифмованные пальчиковые и жестовые игры способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Также они развивают автоматизм движений, и очень пригодятся ребенку при развитии навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний; завязывания шнурков).
Пальчиковые игры можно сопровождать зрительным подкреплением игра «кнопочки»
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.
- Карандаши
Существуют упражнения и массажные движения, выполняющиеся с помощью простого предмета – карандаша. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны, тем самым улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, что способствуют овладению тонкими движениями и стимулирует речевое развитие.
- А сейчас мы вместе с вами попробуем выполнить некоторые виды массажа и упражнений для рук с помощью карандаша.
Проводятся упражнения с педагогами под стихотворное сопровождение, например:
- по столу круги катаю, карандаш не выпускаю;
- отправляется в полет наш красивый вертолет и т.д.
- Крупы, фасоль, горох
Игра « Ищем клад» (видео, либо фото с комментариями)
Для этой игры используйте гречку, она дает самые незабываемые ощущения. Гречка шелковистая на ощупь. Насыпьте в кастрюлю или чашку около килограмма гречки. Подберите мелкие игрушки, которые будете прятать. Спрячьте их в гречке. Искать можно по очереди. Как только игрок что-то нашел, он уступает место кому то другому,
- Мячики, ежики, Су-Джоку, грецкие орехи (массаж и самомассаж кистей и пальцев рук)
(видео игры с детьми)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научусь я два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать»
- Прищепки
- Упражнения с речевым сопровождением. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: (Упражнение проводится с родителями)
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
- Собери урожай. Например, прикрепите на одежду прищепки и скажите малышу, что ягодки созрели. Предложите ему собрать все ягодки.
- Дополни предмет.
Здесь так же можно использовать скрепки.
- Шнуровки, плетение
- Нанизывание пуговиц, бусин, бисера
- Счетные палочки
- Разноцветные пластиковые пробки
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы»
- Песок
- Пластилин
- Бумага, салфетки, тряпичные платки
Сформированность мелкой моторики ребенка можно увидеть при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.
Каким же образом можно развивать графо - моторные навыки у дошкольников? Какие упражнения – игры можно использовать в образовательной деятельности?
Развитие графо - моторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям:
Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
1. Очень полезно предлагать ребенку прописывать «в воздухе» перед собой карандашом большие буквы, рисовать фигуры, линии и так далее.
— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки. Нарисуйте мяч и попросите заштриховать его ровными параллельными линиями. Другую фигурку попробуйте заштриховать волнистой линией, «галочками» или точками. Сейчас есть много специальных тетрадок в продаже с подобными заданиями.
— раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности. Пусть ребенок раскрашивает раскраски. Начинайте с несложных крупных картинок, переходя на более мелкие, с множеством деталей.
— работа с трафаретами: предложите ребенку обводить их, составлять из них узоры или картинки. Если трафаретов нет, изготовьте их сами, - вырежьте из картона фигурки животных, фруктов, облака, домики, - все, что придет в голову. Ребенок с удовольствием будет обводить эти трафареты.
— обведение рисунка по контуру, копирование. Полезно обводить сначала крупные, а потом более мелкие рисунки по пунктиру.
— рисование по опорным точкам. Ребенок может соединять по точкам с числами контур рисунка.
— дорисовывание изображений;
— рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание букв, знакомство с написанием цифр;
— ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв;
— геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами. Предлагайте ребенку выполнять различные задания с линейкой, - чертить линии (прямые, ломаные). Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и так далее.
— графический диктант - рисование по клеточкам под диктовку.
С помощью этого упражнения можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради:
Работа по подготовке ребёнка к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная роль в выполнении этой задачи все-таки принадлежит семье.
предпоследний слайд
Будьте терпеливы, спокойны, ласковы, и все получится!
Подведение итогов семинара-практикума (рефлексия)
Упражнение «Чудесная шляпа (шкатулка, сундучок) »
Участникам семинара-практикума предлагается ответить, что они хотели бы положить в шляпу и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений.
(Педагоги пишут на листочках свои комментарии и кладут в шляпу).
Логопеды зачитывают: «Удачным сегодня было… »; «Я задумалась… »; «Мне бы хотелось в следующий раз… » .
Последний слайд
Спасибо за внимание!!!!!
Игры и упражнения для развития мелкой моторики
( для буклета)!!
• Упражнения на развитие статической координации движений.
«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.
«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
• Упражнения на развитие динамической координации движений.
«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.
«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).
«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).
• Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
• Упражнения на развитие координированных графических движений.
«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.
• Упражнения с предметами:
— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
— составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
— вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
— нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;
— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
— завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
— доставание бусин ложкой из стакана;
— складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
— продевание нитки в иголку;
— стирание ластиком нарисованных предметов;
— кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
— надевание и снимание колечка (массаж пальца);
— втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
— комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
— перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;
— сжимание и разжимание эспандера;
— катание мячей-ежиков (с шипами).
• Игры
«Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.
«Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).
«Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.
• Упражнения для расслабления рук.
Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.
Имитационные движения для кистей рук:
— мытье рук перед едой
— стряхивание воды с кисти
— полоскание белья
— надевание перчаток
— поглаживание кошки
— пальчики танцуют
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики на занятиях тестопластики
Тесто-удивительно пластичный материал для лепки различных фигур композиций и т.д. Занимаясь лепкой, как правило, детям предлагают пластелин, но детям так же можно предложить и тесто. Овладение различ...
Проект «Развитие мелкой моторики через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр» (младшая группа).
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мел...
значение пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики и речи детей.
«Если руки неумелы, ...
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики
Главными особенностями развития мелкой моторики является то, что период раннего детства и младшего дошкольного возраста (дети 2-4-го года жизни) является сенситивным периодом для ее развития, то, что ...
Пальчиковая гимнастика как один из способов развития мелкой моторики рук. Подборка пальчиковых игр
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.Понятие «мелкая моторика» обоз...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастики
Консультация для родителей Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастикиРазвитие руки в истории человечества трудно переоценить. Именно их развитие и особенно развитие дв...