Дидактическая игра в ДОУ
статья

Манченко Евгения Владимировна

Структура и методика организации дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_didakticheskoy_igry.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

              Структура и методика организации дидактической игры. 
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. 
1. Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задач в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. 
2. Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. 
3. Обязательным и важным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. [45, с. 13] 
 Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. 
Однако в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем 

Методика организации дидактических игр. 
Организация дидактических игр педагогом осуществляется, по мнению А.К.Бондаренко, в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. 
В подготовку к проведению дидактической игры входят: 
Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей детей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.; 
Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитателя и обучения детей определенной возрастной группы; 
Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения па занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); 
Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; 
Определение количества игроков (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); 
Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; 
Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениям о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Следует подчеркнуть, что проведение дидактической игры не должно разрушать естественность жизни детей. [57, с.6]
Проведение дидактических игр включает: 
Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); 
Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещаю, разрешают, предписывают); 
Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату; 
Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия игроков (советом, вопросом, напоминанием); 
Подведение итогов игры это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которые дети добивались в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности ребят. 
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, будут ли они в неё играть. 
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведение: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовывать индивидуальную работу с ними, самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. 
Практика показывает, что наибольшее применение дидактические игры находят в дошкольном возрасте. В старшей группе усложняются дидактические задачи, используются не только игры с предметами, но и настольно-печатные, и словесные. В них, как известно, развиваются все мыслительные операции. Умение детей сравнивать, находить общее и различное в предметах развивается в играх типа «Найди сходства», «Найди различие». Анализ и синтез как операции мышления формируются в играх «Разрезные картинки», «Собери картинку на кубиках», игра «Танграм», «Колумбово яйцо» и т.д. Умение анализировать развивается в играх типа: «Какой фигуры недостает?» или «Найди ошибки», «Чего на свете не бывает?», Много игр существует на развитие умения классифицировать и обобщать. Это различные лото: зоологическое, ботаническое, геометрическое и др.; «Кому, что нужно для работы?», «Кто, где живет?», «Четвертый лишний». 
Умение абстрагировать развивается в таких играх, как «Разложи полоски по длине, ширине», развивающий эффект будет если полоски будут разной длинны, ширины и цвета. В дидактических играх «Что сначала, что потом», «Как вы рос цветок?» дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, последовательность действий для достижения той или иной цели.
Практически все традиционные учебные программы строятся по «линейному» принципу, предполагающему, прежде всего систематичность и последовательность. Построить, таким образом, программу по развитию мышления в силу специфики предмета очень сложно. Решение проблемы этим путем требует выяснения важнейших особенностей возрастного развития, а также тщательного изучения закономерностей и последовательности (этапов) формирования основных интеллектуальных функций. Такой подход наиболее близок образовательно-культурным отечественным традициям, он строятся на основе принципа «расширяющей спирали». Один и тот же вид мышления, одна и та же интеллектуальная операция отрабатываются на занятиях, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждого действия. [67, с.5]
Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», раздел «Первые шаги в математику» предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов, в основном через обучающие игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур.
В программе представлены описание и методика использования универсальных и уникальных по своим обучающим возможностям дидактических материалов – логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, помогая развивать у них логико-математические представления и умения. Предложена система занятий с применением этих дидактических материалов. Дети не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят другие способы условного обозначения фигур, временных и пространственных отношений. 
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого – в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей «Детство». Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. [44, с.3]

Обучению необходимой для выражения отношений, зависимостей терминологии происходит в интересных ребенку математических играх. В условиях игры, на занятиях педагог организует живое, непринужденное обучение детей. [15, с.231]
При подборе дидактических игр авторы программы «Детство» учитывают особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка. [36, с.14]
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, все занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. [37, с.9]
Логико-математические игры представлены в постепенно усложняющихся вариантах, образуя целостную систему. «Весь комплекс игр и упражнений – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую-то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее». [30, с.4]
Некоторые из предлагаемых игр и упражнений покажутся вам знакомым: они или из идеи заимствованы из педагогической литературы, в частности использованы игры, разработанные А.А.Столяром, З.А.Михайловой, материалы, предложенные М.Фидлер. Однако они доработаны и представлены в постепенной усложняющихся вариантах, образуя целостную систему, дополненную авторскими играми и упражнениями. [44, с.3]
Необходимо учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями часто остается незавершенным. [13, с.4]
Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» [9, с.17]. Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, на основе обучающих игр. [13, с.5
Стратегия Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.П.Усовой, рассматривающих игру как важнейшую и наиболее эффективную в дошкольном детстве форму социализации ребенка. В программе представлены методические рекомендации по руководству игровой деятельностью детей, определены виды, задачи и содержание работы с детьми, приведены примеры игр и упражнений. [12, с.4] 
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. 
В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использования, выступает в роли проблемной. Здесь на лицо писк хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения. 
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. [37, с.10]
Рассматривая дидактическую игру как основной метод обучения дошкольников, нельзя ее считать универсальным методом обучения детей этого возраста. Игра должна сочетаться с другими, традиционными методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом. [40, с.281]
Хотелось бы отметить, что возможность формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний, не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...