Дидактическая игра в ДОУ
статья
Структура и методика организации дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_didakticheskoy_igry.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура и методика организации дидактической игры.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.
1. Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задач в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
2. Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры.
3. Обязательным и важным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. [45, с. 13]
Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Однако в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем
Методика организации дидактических игр.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется, по мнению А.К.Бондаренко, в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей детей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитателя и обучения детей определенной возрастной группы;
Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения па занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
Определение количества игроков (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениям о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Следует подчеркнуть, что проведение дидактической игры не должно разрушать естественность жизни детей. [57, с.6]
Проведение дидактических игр включает:
Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещаю, разрешают, предписывают);
Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия игроков (советом, вопросом, напоминанием);
Подведение итогов игры это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которые дети добивались в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности ребят.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, будут ли они в неё играть.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведение: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовывать индивидуальную работу с ними, самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Практика показывает, что наибольшее применение дидактические игры находят в дошкольном возрасте. В старшей группе усложняются дидактические задачи, используются не только игры с предметами, но и настольно-печатные, и словесные. В них, как известно, развиваются все мыслительные операции. Умение детей сравнивать, находить общее и различное в предметах развивается в играх типа «Найди сходства», «Найди различие». Анализ и синтез как операции мышления формируются в играх «Разрезные картинки», «Собери картинку на кубиках», игра «Танграм», «Колумбово яйцо» и т.д. Умение анализировать развивается в играх типа: «Какой фигуры недостает?» или «Найди ошибки», «Чего на свете не бывает?», Много игр существует на развитие умения классифицировать и обобщать. Это различные лото: зоологическое, ботаническое, геометрическое и др.; «Кому, что нужно для работы?», «Кто, где живет?», «Четвертый лишний».
Умение абстрагировать развивается в таких играх, как «Разложи полоски по длине, ширине», развивающий эффект будет если полоски будут разной длинны, ширины и цвета. В дидактических играх «Что сначала, что потом», «Как вы рос цветок?» дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, последовательность действий для достижения той или иной цели.
Практически все традиционные учебные программы строятся по «линейному» принципу, предполагающему, прежде всего систематичность и последовательность. Построить, таким образом, программу по развитию мышления в силу специфики предмета очень сложно. Решение проблемы этим путем требует выяснения важнейших особенностей возрастного развития, а также тщательного изучения закономерностей и последовательности (этапов) формирования основных интеллектуальных функций. Такой подход наиболее близок образовательно-культурным отечественным традициям, он строятся на основе принципа «расширяющей спирали». Один и тот же вид мышления, одна и та же интеллектуальная операция отрабатываются на занятиях, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждого действия. [67, с.5]
Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», раздел «Первые шаги в математику» предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов, в основном через обучающие игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур.
В программе представлены описание и методика использования универсальных и уникальных по своим обучающим возможностям дидактических материалов – логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, помогая развивать у них логико-математические представления и умения. Предложена система занятий с применением этих дидактических материалов. Дети не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят другие способы условного обозначения фигур, временных и пространственных отношений.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого – в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей «Детство». Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. [44, с.3]
Обучению необходимой для выражения отношений, зависимостей терминологии происходит в интересных ребенку математических играх. В условиях игры, на занятиях педагог организует живое, непринужденное обучение детей. [15, с.231]
При подборе дидактических игр авторы программы «Детство» учитывают особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка. [36, с.14]
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, все занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. [37, с.9]
Логико-математические игры представлены в постепенно усложняющихся вариантах, образуя целостную систему. «Весь комплекс игр и упражнений – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую-то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее». [30, с.4]
Некоторые из предлагаемых игр и упражнений покажутся вам знакомым: они или из идеи заимствованы из педагогической литературы, в частности использованы игры, разработанные А.А.Столяром, З.А.Михайловой, материалы, предложенные М.Фидлер. Однако они доработаны и представлены в постепенной усложняющихся вариантах, образуя целостную систему, дополненную авторскими играми и упражнениями. [44, с.3]
Необходимо учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями часто остается незавершенным. [13, с.4]
Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» [9, с.17]. Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, на основе обучающих игр. [13, с.5
Стратегия Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.П.Усовой, рассматривающих игру как важнейшую и наиболее эффективную в дошкольном детстве форму социализации ребенка. В программе представлены методические рекомендации по руководству игровой деятельностью детей, определены виды, задачи и содержание работы с детьми, приведены примеры игр и упражнений. [12, с.4]
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использования, выступает в роли проблемной. Здесь на лицо писк хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. [37, с.10]
Рассматривая дидактическую игру как основной метод обучения дошкольников, нельзя ее считать универсальным методом обучения детей этого возраста. Игра должна сочетаться с другими, традиционными методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом. [40, с.281]
Хотелось бы отметить, что возможность формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний, не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...