Игры с песком " Осеняя прогулка"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Миносян Алена Юрьевна

Цель: развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения, повышение интереса к исследовательской деятельности.

Задачи:

-учить аккуратности в работе с песком, закреплять свойства песка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_dlya_diploma.docx147.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Коррекционная программа  на  развитие детско-родительских отношений, как фактора влияющего на развитие тревожности и у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком
  2. Снизить тревожность
  3. Повысить уверенность в себе

Форма работы:  групповая с родителями и детьми.

Общее время необходимое для реализации всей программы: необходимо  8-9 встреч,  3 раза в неделю длительность встречи  40-50минут

Частота необходимых встреч:

  • 2-3 встречи на диагностический этап  ( на весь этап 1,5-2 часа).
  • Около 5 встреч   на коррекционный этап по 30-45 минут на занятие три раза в неделю.
  • 1 встреча на оценку эффективности коррекционного воздействии 50 минут.

Диагностический этап.

  1. Опросник ОРО (Варга, Столина).Цель: выявление родительского отношения.
  2. "Рисунок семьи": симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи. Цель: исследование детско-родительских отношений
  3.   Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель: оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях.
  4. Беседа с родителями и ребенком
  5. Наблюдение

Коррекционный этап:

Цель: проведение коррекционной работы по развитию ДРО и снижению тревожности детей.

1.        Актуализация тревожности ребенка

2.        Групповая работа с родителями

3.       Рефлексия

Занятие 1

Занятие 2

Занятие3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие № 1. Знакомство.

Совместные детско-родительские занятия

Все участники встают в круг.

   Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие ( с каким сказочным героем он себя ассоциирует и почему) ;кем работает, чем любит заниматься и т.д.).

    Проведение этических бесед на темы:(Мухина «Шестилетний ребёнок») «Семейные праздники», «Как быть вежливым». Рассмотрение различных семейных картин других детей, как дети могут изображать свою семью.

Предложить составить сказку о своей семье.

   Задание на дом: Психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не дается.

   Занятие № 2.(работа с детьми, установление взаимоотношений в группе)

"Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

      Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

Упражнение можно повторить 3 раза.

Слепой танец"

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

    "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

       В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.

 Занятие №3. Детско-родительские взаимоотношения.

«Сравнение ценностей». 

Данная методика, основанная на системном подходе, предполагает, что любые взаимоотношения в семье могут быть рассмотрены как целостные. Методика определяет ценности и социальные роли как неотъемлемую часть социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных объяснениях членов супружеской пары или семьи.

Она направлена на выявление ценностей, влияющих на внутрисемейные взаимоотношения, и дает возможность как психологам, так и клиентам получить доступ к проблемам, сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, существующим в данной семье.

Данная методика наиболее эффективна для помощи членам семьи в эффективном общении друг с другом; прояснения подозрений по поводу того, что кто-то кого-то не ценит; подозрений в манипуляции.

Методика используется на первых этапах работы с семьей, если у клиентов возникают ощущения, что кто-то использует другого клиента, страдает от безразличного отношения другого клиента или есть ощущения, что в их взаимоотношениях присутствуют трудности.

Данная методика является групповой и используется, если в работе участвуют как минимум два человека. Каждому из членов группы дается индивидуальное домашнее задание, которое затем обсуждается на последующих встречах.

    Упражнение на принятие себя «Я — Ты».

Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми.

Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я», ребенок — «ты». Родитель говорит «ты», ребенок — «я». И так по очереди. Упражнение заканчивается тогда, когда захотят сами участники.

   «Слепой и поводырь».

   Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатия).

   Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы, стулья, препятствием могут быть другие люди), познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.

   После прохождения маршрута участники меняются ролями.

Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями», было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.

«Игра без правил».

   Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

    Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок — родителю «обратную связь».

     «Пятнашки».

Цель : Снятие избытка торможения, скованности, страхов, преодоление неуверенности в себе, застенчивости, аккумулирование положительной энергии, смещение ролей в семье.

   Заранее ограничивается игровая площадка (чаще это ковер), на которой в беспорядке расставлены стулья и кубики так, чтобы между ними остались проходы. Нельзя «пятнать» через стулья: они как бы «деревья». В игре есть водящий (Баба-Яга), задача которого запятнать кого-либо при помощи «ремня», хлопнув по ягодицам. Причем нужно не прикасаться, а именно хлопать как следует, с чувством, эмоционально; тот, кто получает такой хлопок, громко кричит: «Ой! Ай! А-а-а» — и становится водящим. Игрок, который, увлекшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам «пятнать».

       Эмоциональный накал игры создают угрозы: «Только попадись!», «Ну погоди!», «Лови его!», «Поймаю и съем!», «А, попались!» Убегающие в ответ выкрикивают: «Не поймаешь!», «Не догонишь!», дразнят: «Баба-Яга — костяная нога». Угрозы и возражения обеспечивают двусторонний уровень отношений в системе «взрослый — ребенок».

     Занятие № 2. « Семейная фотография».

    На встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье. Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение имеют они для него и какие чувства вызывают.

  Существенным оказывается порядок представлений фотографий и то, как это осуществляется. Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является первой, какая — последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают и т. д.

   Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие, или отсутствие тех или иных родственников на снимке.

   Психолог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Предлагаются примерно следующие вопросы: «Кто эти люди на фотографиях?»; «Помните ли вы, что происходило во время съемки?»; «Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день?»; «Кто делал этот снимок?»; «Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?», «Расскажите, пожалуйста, об этой комнате»; «Почему люди одеты именно так, а не иначе?»

После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения.

Занятие №5. Коррекция тревожности у детей.

«Клеевой дождик».

Цель. Развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

— подняться и сойти со стула,

— проползти под столами,

— обогнуть «широкое озеро»,

— пробраться через «дремучий лес»,

— прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.

«Дракон кусает свой хвост».

Цель. Снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом вместе со взрослыми и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.

В роли «головы дракона» и его «хвоста» должны побывать все участники, причем дети обязательно должны побывать в роли «головы», а их родители — в роли «хвоста».

«Кораблик».

Цели. Снятие страхов, повышение уверенности в себе.

      Необходимо небольшое одеяло — это корабль, красивый парусник. Участники — матросы. Один ребенок — капитан. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задача капитана — быть в центре корабля; в момент сильной качки он должен дать матросам команду: «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: «Буря!» — качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

«Колокол»

Цель. Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого.

 «Зеркало»

Цель. Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре — водящий, другой — «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.

 

Занятие №6.

Совместное изготовление игрушек или отдельной композиции из различного материала родителями и детьми. Психолог предлагает родителям и детям выполнить совместно  композицию из различного материала  на их усмотрение ( из природного материала, коллаж или рисование). Совместная работа позволяет членам семьи договориться, услышать мнение друг друга и увидеть совместный результат их работы.

 Возможна организация выставки  изготовленных поделок, картин.

. http://studentbank.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осенью с детьми Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?

Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижа...

«Игры с песком на прогулке»

М. ЕршоваПесочница, песочница,В песке вся детвора.Построить домик хочется,Забавная игра.В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей м...

Игры с песком на прогулке на развитие связной речи

Игры с песком на прогулке на развитие связной речи...

Консультация для родителей «Будем вместе мы играть и здоровье укреплять. Игры с детьми на прогулке осенью»

Родители не только сохраняют здоровье своего ребенка, но и стараются укрепить его.  Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим с...

Квест- игра "Поиски корзины осени" (прогулка) подготовительная группа

Формировать желание у детей добывать знания путем экспериментирования, наблюдения....

Игры с песком на прогулке

В консультации предложены игры с песком для нескучной прогулки....

Консультация: «Игры с песком на прогулке»

С песком дети знакомятся очень рано. С лопатками, ведерками и кучей формочек копаются в песочнице: пересыпают, насыпают песок, копают ямы и подземные ходы. А если вдруг прошел дождь и песок стал влажн...