Доброжелательные технологии в образовательном процессе детского сада
консультация
Доброжелательные технологии в образовательном процессе детского сада
Педагогическая технология — это модель педагогической деятельности по проектированию и организации педагогического процесса, то есть это совокупность методов, приемов, форм обучения по какому либо направлению педагогической деятельности. Есть игровые технологии (например, игровые технологии Воскобовича), здоровьесберегающие технологии (например, корригирующие гимнастики по профилактике плоскостопия, скалиоза, гимнатика для глаз и т.д.), технологии проблемного обучения (проблемные образовательные ситуации), технология проектной деятельности, кейс-технологии и т.д.
Доброжелательность, как мы знаем, характеризуется как желание человеком добра другому человеку, его готовность содействовать благу других людей.
Соответственно доброжелательные технологии для детей в дошкольной организации - это совокупность методов, приемов, форм взаимодействия педагогов с детьми, основанных на: - уважении личности ребенка;
- принципах сотрудничества и сотворчества взрослых и детей, признание ребенка полноправным участником образовательных отношений;
- принципах индивидуализации образования, в котором ребенок становится активным в выборе деятельности; - поддержке инициативы детей;
Все эти принципы заложены в ФГОС ДО, а также в технологии Свирской Лидии Васильевны, которые представлены в ее книге «Утро радостных встреч».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
img20201218_15324849.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Доброжелательные технологии в образовательном процессе детского сада
Педагогическая технология — это модель педагогической деятельности по проектированию и организации педагогического процесса, то есть это совокупность методов, приемов, форм обучения по какому либо направлению педагогической деятельности. Есть игровые технологии (например, игровые технологии Воскобовича), здоровьесберегающие технологии (например, корригирующие гимнастики по профилактике плоскостопия, скалиоза, гимнатика для глаз и т.д.), технологии проблемного обучения (проблемные образовательные ситуации), технология проектной деятельности, кейс-технологии и т.д.
Доброжелательность, как мы знаем, характеризуется как желание человеком добра другому человеку, его готовность содействовать благу других людей.
Соответственно доброжелательные технологии для детей в дошкольной организации - это совокупность методов, приемов, форм взаимодействия педагогов с детьми, основанных на: - уважении личности ребенка;
- принципах сотрудничества и сотворчества взрослых и детей, признание ребенка полноправным участником образовательных отношений;
- принципах индивидуализации образования, в котором ребенок становится активным в выборе деятельности; - поддержке инициативы детей;
Все эти принципы заложены в ФГОС ДО, а также в технологии Свирской Лидии Васильевны, которые представлены в ее книге «Утро радостных встреч». Данная технология включает такие формы солрудничества с детьми как «утренний сбор» и «план-дело-анализ».
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который может проводиться после завтрака и перед завтраком.
Задачи утреннего сбора:
- Создать эмоциональный настрой на весь день — «задать тон».
- Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
- Развивать эмпатию, то есть умение сопереживать, сочувствовать другому человеку.
-Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
- Учить детей делать осознанный выбор.
- Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др
Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Кроме этого, групповой сбор:
- развивает толерантное отношение к людям; формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
- позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Теория и практика проведения группового сбора
Технологически групповой сбор: прост в проведении; легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста; значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений; позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.
Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
Групповой сбор основан на соблюдении следующих принципов:
Открытость обозначает: право свободного высказывания и отношения к высказываниям других; право участия в выборе предложенных идей, в инициировании и осуществлении собственных планов. Открытость предполагает также право участия или неучастия ребёнка в групповом сборе.
Принцип Диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном диалоге, где взрослый организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.
Каждый ребенок получает право свободного высказывания по интересующим его поводам.
Воспитатель находит недирективные (некатегорические) способы для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть барьеры, вызванные стеснительностью, неуверенностью и другими причинами.
Реализация принципа рефлективности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, гипотез и пр.), для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим представления о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что — нет.
Вторая сторона действия принципа рефлективности — это работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершении дела, дня, тематической недели, проекта — анализ результатов и достижений.
Роль ребёнка в групповом сборе
Важно помнить, что групповой сбор — это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность. Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать • свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.
Роль воспитателя в групповом сборе закаючается в том, чтобы: - обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
- установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
- демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
- стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
- предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности,
- заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
- помогать ребятам выбирать и планировать работу;
- оказывать поддержку всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и детяминвалидам.
Структура группового сбора
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:
- Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1—3 мин
- Игра (элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание). .. 2—5 мин
З. Обмен новостями2 -10 мин
4. Планирование дня (недели)... 5—12 мин.
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жесткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются.
Могут быть варианты, когда приветствие — очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время. В случае:
- если общий эмоциональный фон в группе к началу сбора скучен, стоит больше времени уделить игре и сделать её весёлой и, напротив, в возбуждённой утренней гимнастикой группе лучше начать сбор со спокойной песенки или с игры, концентрирующей внимание; если новость, высказанная кем-то из детей, важна для становления ценностных ориентиров, социально-эмоционального развития всей группы, стоит остановиться на этой новости подольше;
Данный пример структуры утреннего группового сбора, вовсе не означает, что она должна строго соблюдаться и не может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное — не превращать его в рутинную и скучную обязанность.
Можно начинать проводить утренний сбор в начале и в конце тематической недели, когда можно спланировать с детьми и родителями совместную деятельность , а на итоговом сборе подвести итог.
Примеры провеДения групповое“ соора-
Тематическая неделя: «Мир надводный, мир подводный мир»
Первый сбор. Звучит фонограмма(звуки моря).
- Скажите, какие звуки вы слышите?
- Кто живет в море? (киты, рыбы и т.д.)
- Давайте мы с вами поздороваемся, как морские обитатели. Наши руки и ладони — это наши, что? (плавники, ласты) Поиграем в игру «Морские обитатели здороваются». Звучит музыка — вы плаваете, остановка здороваемся (вывполняют).
- Ребята, а вы хотите как можно больше узнать о наших обитателях морей и океанов? (Да.)
- Тема нашей недели будет называться «Мир надводный, мир подводный». - Что мы можем сделать, чтобы узнать о морских обитателях? (ответы слушателей).
-Правильно, мы можем прочитать книги, посмотреть энциклопедии.
- Нарисовать или слепить сможем? (Да).
Во время беседы утреннего сбора, которая провоДится сидя на ковре в Дружеской обстановке необходимо вкаючить всех Детей в беседу. В старших возрастных группах при составлении совместного плана можно использовать моДели (картинки) видов Деятельности Детей.
Воспитатель составляет план на Доске или ставит моДели.
- А в какие игры мы можем поиграть, чтобы лучше узнать об обитателей озер рек, морских обитателях? (ответы слушателей).
- А что мы можем сделать в конце нашей недели, чтобы все увидели как много мы уже узнали? (предложения Детей — выставка, фотокотшж).
Второй сбор. В конце тематической недели групповой сбор начнётся с вопросов:
- Ребята, скажите, какой месяц и какой день недели в нашем подводном царстве?
- Сейчас, каждый из вас представит, каким морским животным он будет и мы поиграем в игру «Море волнуется». (Поиграти).
Дети играют, называют морских и водных обитателей
- Присаживайтесь на ковер, скажите, что нового и интересного вы о морских обитателях (Дети рассказывают).
Вы помните наш план, все мы выполнили, что планировали?
(Выслушивает ответы Детей).
— Что мы запланировали сделать в конце недели? (Копан). Хорошо, сегодня после завтрака, мы все вместе сделаем коллаж и покажем нашим родителям.
Данная доброжелательная технология предполагает создание картотек игр, вопросов по различным темам. Если это будет сделпно, то данная технология не вызовет затруднений и сделает жизнь в группе более насыщенной, эмоциональной и научит детей навыкам общения и доброжелательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущество использования Информационных технологий в образовательном процессе детского сада
Презентация к проведения семинара для педагогов на тему "Использование информационных технологий в образовательном процессе"...
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов социо-игровой технологии в образовательном процессе детского сада.
Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения. ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие инициативности, самостоятельности, способностей и творче...
«Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе детского сада»
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связан...
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада, как условие повышения качества образования
Инновационные технологии...
Современные информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе детского сада
В данной статье описана работа по применению современных ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада...
Современные информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе детского сада (презентация)
В данной презентации наглядно показано применение современных ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ....
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе детского сада
Здоровьесбережение всех участников образовательного процесса детского сада....