Развитие детской инициативы
статья
Развитие детской инициативы - одно из важнейших условий развития личности дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detskoy_initsiativy.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального дошкольного образовательного учреждения «Костинский детский сад общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей – Клевакинский детский сад.
Воспитатель первой квалификационной категории
Клещева Виктория Александровна
Развитие детской инициативы – одно из условий развития личности ребенка дошкольника.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. На практике инициативность проявляется в повседневном поведении
ребенка: инициативный ребенок стремится к организации групповых игр, умеет самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми, может самостоятельно найти интересное для себя занятие, а также предложить интересное дело другим детям. Важнейшим условием успешного формирования инициативности у дошкольников является поддержка детской инициативы во всех видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в обучении.
Анализ вышеперечисленных нормативных документов позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса в дошкольном учреждении в новых условиях.
Опираясь на имеющийся научный и практический опыт, я поняла, что с целью поддержки детской инициативы мне необходимо регулярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся.
Работая в разновозрастной группе малокомплектного детского сада, я применяю дифференцированный подход к обучению и воспитанию своих детей, а также учитываю их интересы и возрастные особенности.
Для этого мною используются такие формы работы как: игры по интересам, игры с правилами (где старшие дети ведущие), игры со схемами, игры моделирование, игры – задания, игры – импровизации, игры – ситуации, игры – пантомима и др.
Многие игры побуждают детей к согласованным коллективным действиям и в то же время оставляют простор для проявления индивидуальной инициативы. Используя игровую технологию, развиваю детскую фантазию, даю простор для детской творческой выдумки, развиваю сообразительность и наблюдательность, знакомлю детей с окружающей средой, и, конечно обеспечиваю эмоциональное благополучие своих детишек. Благодаря разным видам игр мои воспитанники стали самостоятельно справляться с более сложными заданиями, научились договариваться во время игры, умеют самостоятельно организовывать игру.
В своей педагогической деятельности я активно использую технологию сотрудничества авторов Мавриной А.В, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, изучив опыт работы Н. Рыжовой, Н.М.Коротковой, А.И.Ивановой активно внедряю в образовательный процесс технологию опытно - экспериментальной деятельности. Учу детей мыслить, делать выводы, доказывать. В результате такого подхода мои воспитанники активно пытаются добывать информацию разными способами, умеют работать в подгруппах, парах и самостоятельно.
Совершенствуя познавательную активность и инициативность своих детишек, использую технологию проектной деятельности, которая дает прекрасную возможность выплеску позитивных эмоций, развитию доверительных отношений в детском коллективе, помогает научиться работать в команде (Проект «Пасхальные гулянья», «В мире животных», «Цветочная полянка», «Наша дружная семья» и др.). Идеями для проектов становятся любые предложения детей, направленные на развитие инициативности и творчества.
В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей дошкольного возраста, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи, воображения и мышления. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что мои воспитанники разного возраста. Я организовала студию художественно - эстетической направленности “Пластилиновое чудо”- основной идей которой, является рисования картин – пластилином «пластилинография». Здесь любой ребенок может не только проявить свою творческую изюминку, но и научиться работать в коллективе.
Для совершенствования средств и методов в поддержку инициативности дошкольников, я решила включить в педагогический процесс нетрадиционные развивающие дидактические пособия:
- развивающее дидактическое наглядное пособие «Кубигород», с целью расширения кругозора детей, мотивации на познавательно – речевую активность, развития самостоятельности, мышления, воображения и инициативы каждого ребенка.
- «Системный оператор» позволяет детям рассмотреть объект во времени и пространстве, формирует навыки системного анализа и логического мышления;
- «Интеллект карты» или карты ума развивают познавательную мотивацию. Познавательные действия и становление сознания. Сейчас мои воспитанники научились сами создавать такие карты. Старшие ребятки создают карты для младших.
Создав в своем маленьком детском саду условия для активности и творчества детей, возможно достигнуть психологического раскрепощения каждого ребенка и реализацию его творческого потенциала. Но для этого деятельность педагога должна быть построена с учетом требований ФГОС ДО и принципов дошкольной педагогики, а именно: должна отражать партнерские отношения между взрослым и ребенком, которые построены в игровой форме и направлены на поддержку детской инициативы.
Моя позиция – стремись, и у тебя все получится!
Успехов вам, уважаемые коллеги, и вашим воспитанникам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.
Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....
Развитие речи как средство развития детской инициативы
Материал для воспитателе детских садов....
Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...
"Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»
quot;Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»...
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства....
"Развитие детской инициативы и творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности"
Данный материал содержит информацию о развитие инициативы и творческиех способностей через продуктивные виды деятельности,для детей дошкольного возраста....