«Организация игровой деятельности в разновозрастной группе»
методическая разработка (подготовительная группа)
Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. Детские сады в сельской местности, где мало детей, вынуждены формировать группы смешанного типа. Но в большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать деятельность такой группы проще. Однако есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr_organizatsiya_igrovoy_deyatelnosti_vraznovozr_gr.docx | 37.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Славянский район
пос. Вишневый ул. Сливовая 2-в
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 43
посёлка Вишнёвого муниципального
образования Славянский район
Методическая разработка
«Организация игровой деятельности в разновозрастной группе»
для детей подготовительной группы
Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с №43
Бузина Анастасия Анатольевна.
2018 г.
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе
Цель: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (дидактической, сюжетно-ролевой и подвижной). создать структурно - функциональную модель поэтапного обучения играм, обуславливающую оптимизацию педагогического процесса.
Задачи:
- создание и реализация детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения;
- формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам;
- освоение ими позиции субъекта игровой деятельности;
- поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ
Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. Детские сады в сельской местности, где мало детей, вынуждены формировать группы смешанного типа. Но в большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать деятельность такой группы проще. Однако есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное.
Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик
От педагога требуется учитывать особенности развития и организации воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени
Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.
В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
Как свидетельствуют наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.
Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формированиеучебных умений.
Остановимся на игре. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит именно игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра - эффективное средство формирования личности дошкольника.
Организация игровой деятельности в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Главной проблемой является то, что основная методическая литература рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
Но в организации игровой деятельности в разновозрастной группе есть преимущества, они заключаются в том, что младшие дети учатся играть у старших детей. В играх большие дети заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. Формируются правильные взаимоотношения в коллективе, заботливость, самостоятельность, интерес детей к совместным играм. Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактические, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактической игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся. Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.
Картотека игр для средней разновозрастной группы (3-5 лет).
Дидактическая игра. В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: Педагог делит детей на две группы (согласно возрасту) Детям 3 года жизни педагог поочерёдно бросает мяч, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит, Тигр рычит, Змея шипит, Комар пищит, Собака лает и т.д. Дети 4 года жизни бросают мяч друг другу и спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. Возвращая мяч, дети должны ответить рычит Тигр, кукует Кукушка, квакает лягушка, и т.д
«По земле, по воде, по воздуху»
Цель: Формировать представления у детей о разных видах транспорта: водном, воздушном, наземном. Развивать связную речь детей.
Материал: Иллюстрации различных видов транспорта: Самолет, вертолет, ракета, Воздушный шар, катер, пароход, лодка, парусник, автобус, троллейбус, легковая машина, грузовик, маршрутное такси, поезд, электричка, комета.
Ход игры: Для детей 3 года жизни: Воспитатель показывает иллюстрации транспорта, а дети называют его и определяют к какому виду он относится. Для детей 4 года жизни: картинки с транспортом раскладываются на столе, а дети группируют его по видам: водный, воздушный, наземный.
«Найди по описанию»
Цель. Упражнять детей в нахождении животного по его описанию. Развивать умение учитывать все названные при описании признаки. Развивать наблюдательность.
Материалы: Карточки с изображением диких и домашних животных.
Ход игры: Для детей 3 года жизни: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, описывая подробно внешний вид, повадки какого – либо животного, и показывает карточку с его изображением. Для детей 4 года жизни: Ребенок выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из животных. Когда ребенок возвращается, дети рассказывают ему о характерных признаках внешнего вида и повадках животного, которое надо узнать и назвать, и найти карточку с изображением этого животного.
«Детеныши животных»
Цель. Формировать у детей знания о различных представителях животного мира. Закрепить у детей знания о домашних и диких животных и их детенышах.
Материалы: Карточки с изображением животных и их детенышей: медведь и медвежата, еж и ежата, заяц и зайчата, белка и бельчата и т. д.
Ход игры: Для детей 3 года жизни: Воспитатель показывает карточку с изображением взрослого животного и просит детей сказать, кто это. Дети отвечают. Затем воспитатель спрашивает: «А как называют детенышей этого животного»? Дети отвечают. Для детей 4 года жизни: Воспитатель показывает карточку с изображением детеныша и спрашивает, как называют родителей этого детеныша. Нужно, чтобы дети называли взрослых животных и их детенышей во множественном и единственном числе.
Подвижная игра. Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания и развития детей. Огромную потребность детей в движении необходимо удовлетворять посредством таких игр. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.
«Блин и оладушки»
Цель: формировать у детей ловкость, выполнять движения по команде, развивать знания большой- маленький.
Ход игры: В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин»), а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки»). Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: «Блин», — или, «Оладушки». Дети третьего года жизни должны встать в любой обруч. Дети четвертого года жизни на слово «Блин» в большой обруч, на слово «Оладушки» в – маленький.
«Куры и кошка»
Задачи: Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
Ход игры. Дети изображают курочек. Роль кошки исполняет ребенок 4 года жизни. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующие слова:
Выходите, курочки,
Жучков, паучков
Собирайте крошки,
На зеленой дорожке.
Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:
Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»
Вдруг появляется кошка (ребенок 4 года жизни):
Выйду, выйду на дорожку,
Там, где куры ищут крошки,
Мяу-мяу-мяу!
Мяу-мяу-мяу!
Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» — и убегают в свои домики.
«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах
Ход игры: Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям 3 года жизни выполнить прыжки на месте, детям 4 года жизни с продвижением вперед, повторяя текст стихотворения 2-3 раза.
«Волк во рву»
Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.
Ход игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком» ( ребенок 4 года жизни), остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров ( дети 4 года жизни), дети 3 года жизни могут просто перешагивать, а волк - старается их поймать (коснуться).. Продолжительность игры 5-7 минут.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - дети 4 года жизни бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки, дети 3 года жизни могут просто присесть в любом месте. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
Сюжетно-ролевая игра. Сюжетно - ролевая игра в разновозрастной группе становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Например, старшие совместно с воспитателем, строят автобус и везут всех желающих в лес, а малыши с радостью становятся пассажирами.
"Игрушки у врача"
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестрат(дети 4 года жизни), остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
"Строим дом"
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети (4 года жизни) вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители (дети 4 года жизни), они строят дом; другие – Водители (дети 3 года жизни), они подвозят строительный материал на стройку, В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
"Детский сад"
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад..
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя (преимущественно дети 4 года жизни). Остальные дети являются воспитанниками. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
"На дорогах города"
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика (ребенок 4 года жизни). Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности.
Организация игровой деятельности в условиях малокомплектных детских садов и разновозрастных групп является делом сложным, требующим от педагога знания воспитательно - образовательной программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, способности правильно распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу, направлять развитие детей согласно целям и задачам воспитания и их возможностям.
В разновозрастной группе игры могут быть не менее интересными и содержательными, чем в группах одного возраста. Наоборот, общение детей разного возраста, как уже отмечалось, несет в себе много положительного. Особенно выигрывают младшие дети. Однако педагогу необходимо думать о том, чтобы в процессе организации игр возникали и развивались правильные взаимоотношения детей разных возрастов.
Там, где этому не уделяется должного внимания, старшие дети могут недоброжелательно относиться к малышам, не считаться с их интересами и действиями. Дети не хотят принимать малыша их потому, что они мало знают и умеют, не могут быстро бегать, хорошо строить. Недоразумения и конфликтные ситуации могут возникнуть и тогда, когда старшие охотно приглашают малышей играть вместе, но не всегда могут соизмерять долю их участия в игре с имеющимися у них возможностями.
Осуществляя педагогическое руководство играми детей в разновозрастной группе, организуя их жизнь, поступки и взаимоотношения, педагог должен исходить из того, что
Дети разного возраста находятся на разных уровнях овладения игровой деятельностью, у них разный опыт совместных игр и занятий. Организуя жизнь детей в разновозрастной группе, педагог должен тщательно продумывать, кого и с кем лучше объединять, на какие положительные стороны в поведении детей опираться в игре, какие отрицательные влияния предупреждать.
Воспитывая у старших детей любовь к маленьким, умение оказать им помощь, проявить заботу, готовность уступить, в то же время нельзя допускать постоянной опеки старших детей над младшими, когда маленький ребенок не может и шаг а самостоятельно сделать – все за него делает старший ребенок. Недопустимо внушать старшим детям, что они всегда должны помочь малышу, уступать младшим, от чего-то отказываться, приспосабливаться к его возможностям. Надо учитывать и интересы старшего ребенка – поиграть со своими сверстниками, удовлетворить свои личные запросы.
Руководство самостоятельной игровой деятельностью, таким образом, требует от педагога огромного терпения и педагогического такта, умения идти от ребенка, учитывая его непосредственные побуждения и стремления, уважая его как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность в разновозрастной группе
Конспект для разновозрастной группы...
К О Н С П Е К Т по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе (Семейный детский сад «Соловушка») тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Образовательные области: Познание (ФЭМП).Цель: Обогащать сенсорный опыт детей.Интеграция областей: : «Познание» (продуктивная (конструктивная) и познавательно – исследовательская деятельность; сенсорн...
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе старших дошкольников
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе старших дошкольников...
организация игровой деятельности в разновозрастной группе
консультация для педагогов...
Рекомендации по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада
Рекомендации по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада...
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...