План самообразования: «Развитие сенсорной моторики у детей 3-4 лет посредством организации дидактических игр»
рабочая программа (младшая группа)
План самообразования: «Развитие сенсорной моторики у детей 3-4 лет посредством организации дидактических игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_samoobrazovanie.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено заведующим
МБДОУ Детский сад №28 «Надежда»
В.А.Кузнецова ____________
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №28 «Надежда»
План самообразования:
«Развитие сенсорной моторики у детей 3-4 лет
посредством организации дидактических игр»
на 2020 – 2021 учебный год.
Воспитатель:
Соловьева С.Н.
г. Смоленск
2020г.
Актуальность.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» (Б. Г. Ананьев).
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры».
Цель: изучение форм и методов работы по развитию сенсорных эталонов у детей 3-4 лет через дидактические игры.
Задачи:
* Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме развития сенсорики;
* Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорики у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
* Создать условия для обогащения и развития сенсорных эталонов у детей в ходе предметно – игровой деятельности через использования игр с дидактическим материалом;
* Педагогическое просвещение родителей по теме: «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр».
Ожидаемые результаты:
1. Воспитательные:
* Воспитать у детей интерес к дидактической игре;
* Воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;
* Воспитывать у детей желание заниматься.
2. Обучающие:
Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.
3. Развивающие:
* Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;
* Развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;
* Развивать внимание, усидчивость детей.
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 3-4 лет;
- Семьи детей посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада.
Методы работы с детьми:
- Игровой метод (дидактические игры);
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
- Практический метод – показ способов действия с предметами.
Формы организации деятельности с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Формы работы с родителями:
- сотрудничество через консультации,
- родительское собрание,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала,
- внутригрупповые конкурсы.
Этапы работы:
- Теоретический этап,
- Практический этап,
- Заключительный этап.
Перспективный план по самообразованию
на 2020- 2021 учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Теоретический этап. | |||
Изучение методи-ческой литера-туры | Сен-тябрь 2020 - май 2021г. | 1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988; 2. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» -Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова | Повышение уровня знаний |
Практический этап. | |||
Работа с детьми | Сен- тябрь 2020 | Введение понятия - "цвет". Дидактические игры на определение понятия "цвет". Накопление представлений о цвете. Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения (игры с восьмиугольной мозаикой, цветные палочки). Мониторинг начальных знаний и представлений об элементарных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). | Подгрупповые занятия (дидактические игры на усвоение понятия "цвета"). "Игры с мозаикой" "Сделаем кукле бусы" "Какого цвета предмет?" "Ёлочки и грибочки" |
Ок-тябрь 2020 | Продолжение изучения цветов. Определение цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировка одного и того же цвета). | Подгрупповые занятия "Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных" "Собери гирлянду" (собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом) "Полосатые коврики" (чередование трёх цветов согласно образцу) "Воздушные шары" (завязать шар соответствую-щей по цвету верёвочкой) | |
Ноябрь 2020 | Закрепить ранее полученные знания об основных цветах спектра. Сравнение предметов по цвету. | Подгрупповые занятия "Назови цвет" Домино "цвет" "Лебёдушка" "Живое домино" | |
Де-кабрь 2020 | Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме). | Подгрупповые занятия "Найди такую же" | |
Январь 2021 | Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме). | Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме). | |
Фев-раль 2021 | Закрепить ранее полученные знания об основных плоскостных геометрических фигурах. Сравнение предметов по форме. Подбор предметов по геометрическим образцам. | Подгрупповые занятия "Украсим платочек" "Игры со счётными палочками" "Магазин" "Выкладывание орнамента" "Игры с рамками-вкладышами" | |
Март 2021 | Введение понятия "величина": "большой-маленький", "длинный-короткий". Определение понятия "высота" как признак предмета: "высокий-низкий". | Подгрупповые занятия "Сравни предметы по высоте" "Построй по росту" "Игры с палочками Кьюизера" "Собери пирамидку" Подгрупповые занятия "Игры со счётными палочками" "Сравни предметы"
| |
Апрель 2021 | Определение понятия "ширина" как признак объёма предмета. Введение понятия "широкий-узкий", "тонкий-толстый". | Подгрупповые занятия "Широкая и узкая дорожка" "Толстый-тонкий" "Стань к дереву с самым толстым стволом" "Домики и дорожки" | |
Май 2021 | Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам (цвет, форма, величина). Мониторинг усвоенного материала на конец года. | Подгрупповые занятия направленные на закрепление изученного материала | |
Работа в группе | Сен-тябрь 2020 - май 2021 | Создание предметно-развивающей среды | |
Работа с семьей | Сен-тябрь 2020 - май 2021 | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Совместное изготовление сортеров. | Помощь родителей в изготовлении и приобретении дидактических игр. |
Конкурс для родителей «Волшебство из фетра» (изготовление игрушек из фетра) | Предложить родителям для информации изучить сайты: развивающие игрушки, развивайки и книжки из фетра: https://vk.com/album337362888_259372981 (альбом «Мои работы из фетра») https://www.instagram.com/solvetta38/ | ||
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями: Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет»
Консультация для родителей «Значение конструирования в сенсорном развитии детей» | Повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию детей.
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Предложить родителям просмотреть вебинар на тему: «Сенсорика в домашних условиях» | ||
Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников" | Выяснить уровень знаний по вопросам сенсорного развития | ||
Заключительный этап. | |||
Самореа- лизация | Ок-тябрь 2020 – май 2021 | Просмотр вебинаров в сети интернет по сенсорному развитию; Самоанализ и самооценка занятий в своей группе; Публикация на своём персональном сайте по обобщению опыта. | 1) Просмотр вебинаров в сети интернет: а) Вебинар, ведущая Рудакова Е.А., методист Центра лечебной педагогики и ФРЦ ТМНР: https://www.youtube.com/watch?v=l5LuTn4c1BU б) "Окна возможностей»: сенсорное развитие детей раннего возраста в Вальдорфской и Монтессори системах: https://www.youtube.com/watch?v=IQ987tGCCns в) Вебинар с экспертами Фонда «Обнаженные сердца» на тему: «Что такое сенсорная интеграция и как мы можем помочь ребенку»: https://www.youtube.com/watch?v=-TsTkTiB64k |
Май 2021 | Отчет о проделанной работе по теме самообразования.
|
Список использованной литературы:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. – Москва, 2015.
2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 2008;
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Венгер Л.А., 2008г.
4. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 4 лет». ТЦ М. 2011.
5. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» под ред. В. Давыдова,1999г.
6. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Галанова Т.В.
7. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
8. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 3 - 4 лет» ТЦ М. 2011.
9. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Ситез», 2003;
10. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников», 1996г.
11. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребёнком». – М.: Обруч, 2012г
13. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Панова Е.Н. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
14. Усова Л.С. «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» М.,2005г.
15. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования. "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игр с предметами"
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игр с предметами. ...
План самообразования «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста».
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности....
Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста посредством авторских дидактических пособий в рамках реализации ФГОС.
Автором делится личным опытом работы с авторскими дидактическми пособиями....
Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством организации элементарных опытов с объектами неживой природы»
Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе проведения элементарных опытов с ...
Проект по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет посредством нетрадиционной техники рисования"
Цель: Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук детей 3 – 4 лет посредством нетрадиционной техники рисования....
ОТЧЕТ по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека....
Проект по самообразованию "Развитие сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Проект по самообразованию "Развитие сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...