Консультация для педагогов и родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Недостаточно развитое внимание может привести к отставанию в обучении, которое впоследствии будет сложно наверстать. Необходимо целенаправленно развивать произвольное внимание, чтобы в школе ребёнок мог сосредоточиться на объяснениях учителя или выполнении задания, не отвлекаясь на посторонние звуки, вид за окном или общение с соседом по парте. Процесс обучения куда легче даётся ребёнку с развитым вниманием: ему не нужно тратить огромное количество ресурсов на то, чтобы просто высидеть урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания

у детей старшего дошкольного возраста

Внимание - это одно из самых важных качеств, благодаря которому мы можем познавать и изучать что-то новое.

Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, мы одновременно помогают ему овладеть навыком сосредоточенности и стать более усидчивым.

Недостаточно развитое внимание может привести к отставанию в обучении, которое впоследствии будет сложно наверстать. Необходимо целенаправленно развивать произвольное внимание, чтобы в школе ребёнок мог сосредоточиться на объяснениях учителя или выполнении задания, не отвлекаясь на посторонние звуки, вид за окном или общение с соседом по парте. Процесс обучения куда легче даётся ребёнку с развитым вниманием: ему не нужно тратить огромное количество ресурсов на то, чтобы просто высидеть урок.

Вниманиеобладает определенными свойствами:объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития произвольного внимания (объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Наличие устойчивого внимания является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами.                                Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развита переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки могут быть устранены "упражнениями и играми на внимание" в процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и непринужденной форме.

Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Ни для кого не секрет, что игра является основной деятельностью ребёнка младшего школьного и предшкольного возраста, она обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений.                                 Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т. д. Поэтому и развитие внимания нужно облекать в игровую форму, так естественную для детей. В правильно организованной игре ребёнок и чувствует себя хорошо, не принуждая себя к чему-либо, и развивается.Да и приглашение«Пойдём играть!» звучит куда интереснее и заманчивее даже для взрослого,чем скучное«Пойдём заниматься».

Таким образом, нужно учить ребёнка быть «внимательным». В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Продолжительность заданий на развитие внимания в игровой форме должна составлять примерно 20-25 минут, не более. Важно, чтобы за это время ребёнок переключал внимание с одного вида деятельности на другой.

Для взрослых важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость вниманиязависит от нескольких причин:

- типа нервной деятельности ребенка;

- общего состояния организма;

- эмоционального состояния ребенка;

- наличия интереса к деятельности;

- условий, в которых занимается ребенок.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.

Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе».

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от кот...

Консультация для педагогов на тему:«Технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем»

Цель: познакомить педагогов с технологией ознакомления детей с родным краем....

Консультация для педагогов "Экономическое и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Экономическое и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Развитие пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений"

Развитие пространственных представлений у детей - процесс весьма сложный, длительный, последовательный, в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью....

Консультация для педагогов на тему: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации"

В ФедВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способнос...