1.Пояснительная записка. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь” Занятия в данном кружке проходят с группой детей (10 человек) периодичностью одно занятие в неделю во второй половине дня (Перспективный план на год см. приложение 3). Данный кружок является неотъемлемым компонентом вариативной части рабочей программы.
1.1.Цель: Формирование интереса и навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник и приемов рисования. 1.2.Задачи: 1.Формирование интереса и желания рисовать; 2.Усвоение детьми приемов и навыков изобразительной деятельности в нетрадиционной технике; 3.Совершенствование двигательной функции (развитие общей и мелкой моторики); 4.Накопление сенсорного опыта; 5.Целенаправленное развитие речи и ее функций;
В развитии изобразительной деятельности задействованы все методы: наглядные, словесные, игровые и практические
1.3.Приемы: 1)Рассматривание – в ходе, которого развиваются все виды восприятия (зрительное, тактильное, двигательное), 2)Ознакомление с народные поделками, игрушками, репродукциями картин, привлечения внимания к предметам интерьера, одежды, в процессе оценки работ детей и взрослых. 3)Обыгрывание предметов игрушек, готовых изображений. 4)Дидактические игры 5)Подражание действиям взрослого. 6)Выполнение работы по образцу. 7)Использование натуры. 8)фольклорные тексты и художественные произведения для детей. Начинаю работу с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.
2.Предполагаемые результаты. Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу. В процессе работы обеспечивается интеграция всех видов образовательных областей с помощью различных видов детской деятельности: Познавательное развитие: экспериментирование и наблюдение, игры по художественному творчеству, игры – моделирование композиций. Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе. Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Физическое развитие: физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз. Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений, продуктивная деятельность и ИЗО творчество с интеграцией различных видов деятельности.
3.Комплексно-тематическое планирование. Сентябрь.
Тема: «Веселые мухоморы». Техника — рисование пальчиками. Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | 1. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. 2.Учить наносить ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги. 3.Обогащать словарный запас: гриб, мухомор. 4Формировать умение устанавливать связь между реальной действитель- ностью и ее изображением в искусстве | Вырезанные из бумаги шаблоны мухоморов, мисочка с белой гуашью, муляжи, салфетки.
| Внести в группу корзины с разными грибами. Подобрать изображения различных грибов и мест их произрастания. Изготовить атрибуты для театра на фланелеграфе (сказка В. Сутеева «Под грибом») | Рассматривание грибов в корзине. Беседа о съедобных и ядовитых грибах. Составление грибов из геометрических форм на фланелеграфе. Игра «Собери грибы в корзину» | Песенка «Мухоморчики-грибы очень вежливы, а ты?», загадки про грибы, сказка В. Сутеева «Под грибом». Театр на ковролине «Под грибом». В. Нестеренко «Мухомор» |
Тема: « Лесные ягоды». Техника — рисование пальчиками. Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. 2.Учить наносить ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги. Обогащать словарный за- пас: лесная ягода, малинка. 6.Развивать интерес к рисованию | Вырезанные из бумаги шаблоны тарелок, алая малиновая гуашь, муляжи, салфетки. Игрушка- медведь.
| Внести в группу муляжи ягод. Иллюстрации с изображением ягод и леса. | Покажите ребенку картинки с ягодами. Поясните, что ягод может быть несколько. Расскажите сказку о том, что Мишка в лесу захотел кушать, Надо ему помочь найти ягодки.
| «В лес по ягоды» Корзина малины В руках у Аленушки. А у Танюши в корзине – На донышке. Вздохнула Танюша И маме сказала: "Малину я в рот По ошибке бросала" Маленькие ягодки, Спелые и вкусные, По большой тарелочке Рассыпались, как бусины.
|
Октябрь Тема: « Мой любимый дождик» Техника — рисование пальчиками. Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками, показать приемы рисования точек. Познакомить детей с синим цветом. Развивать чувство компазиции.
| Альбомный лист с нарисованными на нём тучками и грибом. Синяя гуашь, тряпочка.
| Приготовить атрибуты для сказки В.Сутеева Под грибом Заранее познакомить малышей со сказкой В.Сутеева Под грибом.
| Игра: Дождик и солнце. Когда воспитатель произносит дождик - дети бегут и прячутся под зонтик. Когда воспитатель произносит Солнце, то дети выходят из под зонта. Наблюдение за дождём | Сказка В.Сутеева Под грибом. потешка про дождь или стишки. Стихотворение для заучивания: Дождик, дождик, кап, кап, кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять, Мы промочим ножки.
|
Тема «Листопад». Техника — рисование пальчиками Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | 1. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками 2.Используя свои пальцы, показать, как нарисовать осенние листочки, развивая мелкую моторику рук. 3.Закреплять знание цветов: красный, желтый. 4.Расширять знания об осени.
5.Обогащать словарный за- пас: гуашь, листопад. 6.Развивать интерес к рисованию | Листы бумаги с нарисованным деревом, гуашь, салфетки. | Внести в группу букеты с осенними листьями. Изображение осени накартине. Полюбоваться листопадом, поиграть с листьями. Рассмотреть иллюстрации в книгах.
| Игра на улице «Собери желтые листочки», Рассматривание на прогулке дерева с осенними листьями. Физминутка «Давайте поиграем» | Дует, дует ветер, Дует, задувает, Желтые листочки С дерева срывает. И летят листочки с ветки на дорожки И бегут по листьям Маленькие ножки.
|
Ноябрь Тема: «Ветка рябины». Техника — рисование пальчиками Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | 1.Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками, показать приемы рисования точек. 2.Используя свои пальцы, показать, как нарисовать гроздь ягод рябины, развивая мелкую моторику рук. 3.Закреплять знание цветов: красный, оранжевый. 4.Расширять знания об осен- них ягодах. 5.Обогащать словарный за- пас: рябина, гроздь. 6.Развивать интерес к ри- сованию | Листы тонированной бумаги с нарисованной веткой, гуашь, салфетки | Внести в группу ветку рябины с ягодами. Изображение рябины. Внести в группу репродукции картины И. Грабаря «Рябина». Стихотворение Е. Серовой «Маленькие ягодки» для заучивания | Игра на улице «Узнай, где рябинка», рассматривание на прогулке дерева рябины. Физминутка «Давайте поиграем» | Стихотворение про рябину из сборника И. Токмаковой «Про деревья»: Е. Благинина «Рябина». П. Чайковский «Сладкие грезы» |
Тема: «Бусы для куклы» Техника — рисование пальчиками Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | 1Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками, используя яркие краски. 2.Учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке. 3. Создать радостное настроение – «подарить куколке бусы». развивать инициативу, закрепить знание цветов. | Кукла Танюшка. Бусы. Альбомный лист с нарисованной ниточкой, гуашь, салфетка.
| Предложить детям рассмотреть бусы из разных материалов. | Предварительная работа: Развивающая игра «собери бусы». Раскатывание бусинок из цветного теста. | Музыкальное сопровождение «Рябиновые бусы» |
Декабрь Тема: «Белые снежинки» Техника — рисование пальчиками
Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
| Листы тонированной бумаги с нарисованными облаками и сугробами, белая гуашь, салфетки. | Внести в группу картины с изображением зимы. Потрогать на улице снег. Дать оценку снегу холодный, мокрый. | Подвижная игра: «Снежиночки – пушиночки!» Снежиночки - пушиночки Устали на лету, Кружиться перестали, Присели отдохнуть . (Дети кружатся) Понаблюдать на прогулке деревья на участке. Рассмотреть картинки о зиме.
| С неба падают зимою И кружатся над землею Лёгкие пушинки, Белые снежинки.
|
Тема: «Нарядим елочку» Техника — рисование пальчиками Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | Продолжать закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев. Учить детей работать коллективно уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
| Шаблон ёлки формат А3. Гуашь разных цветов. Ёлка, новогодние игрушки. Салфетки. | Рассмотреть новогоднюю ёлку в музыкальном зале. Внести в группу картины с изображением новогоднего праздника. Приготовить поролоновые шарики «снежные комочки» для развития мелкой моторики. | Заучивание новогодних песенок и стихов. Новогодний праздник. Игра на развитие мелкой моторики «снежные комочки». Подвижная игра «Снежки». | Музыкальное сопровождение «Новогодние игрушки» и « В лесу родилась ёлочка» |
Январь Тема: Звездное небо. Техника - рисование печатками. Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | Познакомить детей с техникой печатания печатками. Закрепить прием примакивания, развивать чувство композиции, цветовосприятие. Альбомные листы темного цвета с изображением луны, реки, леса, желтая гуашь, губки, банка с водой.
| Альбомные листы темного цвета с изображением луны, реки, леса, желтая гуашь, губки, банка с водой. печатки из картофеля
| Наблюдение из окна за звездным небом. Украсить спальню звездами из фальги. | Заранее познакомьте детей со сказкой 3.Ежиковой «Крот и зеленая звезда».
| сказка 3.Ежиковой «Крот и зеленая звезда».
|
Тема: «Мои рукавички». Техника — оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | 1.Продолжать учить детей в технике печатания. 2.Способствовать украшению предмета несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. 3.Учить дополнять рисунок, используя отпечатки пальчиков и штампики. 4.Воспитывать аккуратность | Шаблоны рукавичек разных размеров из разноцветного картона, печатки (штампики), гуашь в мисочках, салфетки | Подобрать рукавички с различными узорами. Изготовить печатки (штампики) из картофеля с разными рисунками | Рассматривание узора на рукавичках. Игры «Подбери пару», «Мои рукавички». Физминутка «Зимние забавы» | варежка |
Февраль Тема: «Шапочка для куклы» Техника — оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | 1.Упражнять детей в технике печатания. 2.Способствовать украшению предмета несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. 3.Учить дополнять рисунок, используя отпечатки пальчиков и штампики. 4.Воспитывать аккуратность | Шаблоны шапочек разных размеров из разноцветного картона, печатки (штампики), гуашь в мисочках, салфетки | Подобрать шапочки с различными узорами. Изготовить печатки (штампики) из картофеля с разными рисунками | Рассматривание узора на шапочках. Игра «Подбери пару». Физминутка «Зимние забавы» |
|
Тема: « Яйцо» Техника — рисование оттисков печатками из картофеля. Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | Закреплять технику печатания печатками из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку, участвовать в ее пересказе. Развивать речь и мышление.
| Демонстрационный материал. Фигурки героев сказки «Курочка Ряба»: дед, баба, курочка, мышка; белое и желтое яйца. Раздаточный материал. Печатки из картофеля в виде кругов и треугольников; вырезанное из картона яйцо, баночки с разноцветной гуашью, мисочка с водой, тряпочка.
|
| Показать детям кукольный спектакль по сказке «Курочка Ряба».
| кукольный спектакль по сказке «Курочка Ряба». |
Март Тема: «Чашка для бабушки». Техника — печатание, рисование пальчиками Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | 1 Закрепить у детей умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. 2.Использовать для украшения технику печатания, добиваясь повторения в узоре, симметрии. 3. Поощрять использование техник рисования пальчиками, ватной палочкой. 4. Развивать фантазию. 5.Воспитывать аккуратность | Чашки разных форм и размеров, вырезанные из бумаги, разноцветная гуашь в мисочках, ватные палочки, различные печатки, салфетки | Подготовить и провести выставку посуды с хох-ломской росписью | Рассматривание чашек. Игры «Магазин», «Найди отличия», «Какой осколок откололся от чашки?». Физминутка «Цветы-астры» | Стихотворение 3. Александровой «Бабушка». А. Филиппенко «Уральский хоровод» (веселая музыка) |
Тема: «Воздушные шары» Техника - рисование поролоновым тампоном. Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.
| Воздушный шарик. Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы 3 клоуна (красный, желтый и синий), гуашь соответствующих цветов, небольшие поролоновые тампоны, тряпочка.
|
| Надуйте воздушный шарик и поиграйте в него с детьми. Прочитайте стихотворение Я. Акима «Цветные огоньки»:
|
|
Апрель Тема: «Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну». Техника — рисование ладошкой Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | 1. Вызвать у детей желание нарисовать рыбок ладошкой. 2. Обогащать словарный за- пас: гуашь, водоем, аквариум, аквариумные рыбки. 3. Закреплять знание цве- тов: желтый, красный, синий, зеленый. 4. Способствовать возник- новению у детей радости о | Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, маркеры, салфетки | Внести в группу скульптуру рыбки, игрушку изображения рыбок. Предложить шаблоны рыбок для обводки. Изготовить игру «Подбери детей для мамы-рыбки» | Наблюдение за рыбками в аквариуме. Рисование «Украсим рыбку» (рисование пальчиками), аппликация «Рыбка». Игры «Помоги рыбкам», «Где спряталась рыбка?». Физминутки «Ссора рыб», «Рыбалка» | Стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка», загадки про рыбку. Р. Щедрин «Золотые рыбки» |
Тема «Жили у бабуси два веселых гуся». Техника — рисование ладошкой Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | Продолжать учить детей технике рисования ладошкой: закрашивать ладонь краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнить изображение деталями. развивать фантазию, творчество | Затонированная бумага, изображающая озеро, объемные цветы, камыши из бумаги, гуашь, кисти, тряпочки, баночки с водой | Подобрать изображения уток, гусей, лебедей. Внести фигурку уточки (игрушку, скульптуру малой формы, дымковскую уточку). Подготовить игру «Птичий двор» | Рассматривание изображений птиц, беседа. Рассматривание иллюстраций к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Изготовление объемных цветов. Физминутка «Гусиная прогулка» | Загадки и потешки про гусей; стихотворение М. Дружининой «Гусь». Песенка «Два веселых гуся» |
Май Тема: «Солнышко» Техника - рисование ладошкой. Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | Продолжать учить детей технике рисования ладошкой: закрашивать ладонь краской и делать отпечаток вызывать эстетические чувства к природе развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Развивать мелкую моторику рук.
| листы голубой бумаги печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения. гуашь желтая.
| Показать эскизы с изображением солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках, использовать наглядно-действенный приём «погладь пальчиком лучики». | Учить потешку «Солнышко-вёдрышко»: Солнышко-вёдрышко! Взойди поскорей, Освети-обогрей Телят да ягнят, Ещё маленьких ребят. Игра «Солнышко и дождик», для которой используются детские рисунки: если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя.
| Потешка «Солнышко-вёдрышко»:
|
Тема: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик». Техника – печатание бумажным шариком и рисование ватной палочкой Задачи | Материал | Развивающая среда | Совместная деятельность | Художественная литература, музыкальное сопровождение | Познакомить детей с новыми способами рисования – печатание бумажным шариком и рисование ватной палочкой. Учить детей обогащать сюжет деталями, рисовать одуванчики, пользуясь нетрадиционными способами рисования. Закрепить навыки рисования акварелью. Развивать эмоциональное отношение ко всему живому. Воспитывать эстетический вкус
| Бумага для рисования 1/2 альбомного листа, желтая и зеленая акварель, ватные палочки, бумага для изготовления шариков.
| Внести в группу букет из одуванчиков. Изображение одуванчиков. Полюбоваться одуванчиками. Рассмотреть иллюстрации в книгах.
| Чтение стихотворения О.Высотской «Одуванчик», рассматривание иллюстраций И.Архангельской к сборнику «Над рекой». Разучивание комплексов пальчиковой гимнастики по этой теме. Экскурсия в парк. Наблюдение за тем, как расцветает одуванчик.
| Картина с изображением одуванчиков.
|
|
|