развитие самостоятельной двигательной активности
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кызылова Евгения Юрьевна

консультация для педагогов о развитии самостоятельной двигательной активности на прогулке детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС «Гномик»

П. Карымкары

«РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)

Подготовила: Кызылова Е.Ю.-

воспитатель старшей группы

Декабрь 2018г.

«Движение –это жизнь!» эти слова известны практически каждому человеку. И тот факт, что двигательная активность полезна каждому человеку, бесспорен.

Движения являются существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.)

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.

  • Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.)
  •  Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности  детей.
  • Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

        Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.

Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

 Качества, характеризующие наличие самостоятельности у ребенка:

1. Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах.

2. Умение выполнять привычные дела без обращения к взрослым и без контроля со стороны взрослого.

3. Умение осознано действовать в ситуации заданных требованиях и условиях (которые создает воспитатель) в плане в блоке самостоятельная деятельность должно быть спланированы требования, условия, система заданий.

4. Умение действовать в новых условиях(поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование и получить результат.

5. Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку своей деятельности.

6. Умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между НОД, в часы игр после дневного сна, и во время прогулки (утренней и вечерней).  Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

В дошкольном образовательном учреждении этот вид деятельности может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями

 Двигательная деятельность детей старшего дошкольного возраста становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются формой воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыков позволяет применять самые разные игры и сюжетные, и бессюжетные игры, эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.

Таким образом, самостоятельная двигательная деятельность включает в себя массу движений, выполняемых ребенком в процессе его жизнедеятельности. Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, взрослые способствуют развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

При организации двигательной активности в условиях группы существует проблема.

-Во первых-  дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено.

-Во вторых- в ограниченном пространстве группы мало места для развивающей среды, необходимой для развития самостоятельной физической активности детей.

 Нам в группе нужна консультативная помощь других педагогов по созданию этих условий, так как это одно из требований ФГОС (физкультурные уголки в группах, картотека разнообразных игр и т.д

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, лопатки, санки, ледянки, велосипеды и т.п.  Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, снеговики, разноцветные льдинки и т.п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания, которые будут интересны и посильны детям с разными уровнями физического развития.

Дети нашей группы учатся самостоятельно организовывать подвижные игры, объяснять правила игры, собирать команду для игры, и пусть пока это сделать могут единицы, да и собрать могут команду из 5-6 человек, но это уже радует, значит глядя на них и другие захотят проявить себя на этом поприще. Дети самостоятельно придумывают сюжетные игры, где сами распределяют, пусть небольшие, но все таки роли, и применяют в них уже знакомые двигательные навыки, учатся с помощью знакомых движений одушевлять придуманные ими игровые персонажи.

Таким образом, при правильной организации самостоятельной двигательной деятельности у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная двигательная активность в условиях ограниченного пространства

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое и психическое развитие является главной целью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших зада...

Самостоятельная двигательная активность в условиях ограниченного пространства

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое и психическое развитие является главной целью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших зада...

"Организация самостоятельной двигательной активности детей"

Презентация предназначена для педагогов по организации самостоятельной двигательной активности детей....

Организация самостоятельной двигательной активности детей

Консультация "Организация самостоятельной двигательной активности детей"...

Доклад для педагогического совета. Самостоятельная двигательная активность в условиях группы

Доклад  содержит список необходимого  оборудования для спортивных уголков по возрастам....

«Создание условий способствующих развитию самостоятельной двигательной активности и развития мышления»

1. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 16 в прямом и обратном направлении; Закрепить умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, при решении...

Физическое развитие . Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности»

Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для  самостоятельной двигательной  ак...