Традиционные и не традиционные техники рисования
консультация

Шунина Анна Андреевна

Рисование является одним из важнейших средств

познания мира, так как оно связано с самостоятельной

практической и творческой деятельностью

ребенка.

В процессе рисования у ребенка развиваются

наблюдательность и эстетическое восприятие,

художественный вкус и творческие способности.

Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:

координация глаза и руки, владение кистью руки.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Рисование является одним из важнейших средств

познания мира, так как оно связано с самостоятельной

практической и творческой деятельностью

ребенка.

В процессе рисования у ребенка развиваются

наблюдательность и эстетическое восприятие,

художественный вкус и творческие способности.

Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:

координация глаза и руки, владение кистью руки.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски .

Сегодня мы рассмотрим методы и приемы традиционного и не традиционного рисования в разных возрастных группах..

К традиционным техникам рисования относятся:

- рисование простым карандашом

- рисование цветными карандашами

- рисование фломастерами

- рисование гуашью

- рисование с помощью трафарета

- рисование восковыми мелками.

Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать,

— гуашь. Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада.

Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет

может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать

две кисти).

Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года

их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество

красок необходимо готовить для рисования в средней группе (конечно, есть

занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей

группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску

другого цвета.

В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть

дано в готовом виде 4—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить

сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого

кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце).Техника рисования красками.

Смешивание красок: зелёный различных оттенков – смешивание жёлтого и

синего, светло-зелёный можно получить прибавлением белого.

Тёмно – зелёный – прибавлением синего, тёмно красного, коричневого

цветов.

Фиолетовый – путём соединения тёмно – красного с синим.

Светло – лиловый (сиреневый) – прибавлением белого цвета.

Коричневый цвет имеет много оттенков, т.к. получается путём смешивания

различных красок – красной и зелёной, красной и чёрной, ярко – красной и

синей.

Серый – смешиванием белого и чёрного цветов. Прибавление к этим цветам

небольшого количества синего, или жёлтого, или тёмно – красного придаёт

серому тот или иной оттенок.

Розовый – смешивание красного и белого. От того, какого оттенка берётся

красный цвет, меняется оттенок розового.

Смешивание оранжевого с белым даёт приятный телесный розовый цвет.

Голубой – смешивание синего и белого.

Серо – голубой – голубой смешать с тёмно – красным или чёрным, или

коричневым. Смешивать краски надо на палитре.

Детей старшей и

подготовительной групп нужно учить работать и акварелью. Давая детям

акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед

рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую

(чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, т. к. иначе

краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода

загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею.

Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что

контурный линейный рисунок — основа изображения.

Детям второй младшей группы и в начале года средней группы дается, как

правило, коробка карандашей 6 цветов. К концу года в средней группе нужно

давать наборы из 12 цветов, а в старшей и подготовительной группах для

рисования следует готовить коробки карандашей 24 цветов. Уже со второй

младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя

штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по

косой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная со старшей группы, следует

добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных

пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движений—

закрашивать более быстрыми движениями середину изображения, а потом

медленно, осторожно у линии контура.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое

восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, .

И  так дети 3-4 лет.

Организация процесса занятия

Процесс занятия делится на 3 части:

1) вступительная часть — указания педагога, беседа с детьми;

2) руководство процессом выполнения работы и

3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.

При обучении рисованию детей младшего дошкольного возраста активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создавая необходимый эмоциональный настрой и положительную мотивацию к деятельности.

Младшие дошкольники ещё недостаточно умелы в рисовании. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога.

В младшем возрасте упор идет на дорисовывание деталей в последствии  рисование одного конкретного придмета (мяч, дерево,,,) Занятия лучше проводить по подгруппам.

Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями:
«Это бегает по дорожке малыш», «Так играет клубком котёнок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Переводить Детейот  рисования- подражания к

самостоятельному творчеству.

Нетрадиционное рисование

доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность

использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов,

удивляет своей непредсказуемостью.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень

привлекательны для детей, так как

они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и

самовыражению в целом.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том,

что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Нетрадиционные техники и приёмы:

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь

пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска

разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко

смывается.

• рисование ладошками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь

ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает

отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными

техниками:

Особенности возраста, так же как и в младшей

группе все еще обусловливают необходимость

подкрепления

любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением,

проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ,

объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький

ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в

игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид

продуктивной

творческой

работы

поддерживать другими видами художественной деятельности (словом,

жестом, игровой ситуацией).

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).

Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Не традиционные

• тычок жесткой полусухой кистью. Способ получения изображения: ребенок опускает в

гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не

опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается

имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

• печать поролоном. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета

берутся другие мисочка и поролон. Способ получения изображения: ребенок прижимает

печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения

цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель; восковые мелки + акварель. Способ получения изображения:

ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в

один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев, шишек, цветов и пр. Способ получения изображения: ребенок

покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге

окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и

техники:

• рисование песком;

• рисование солью;

• набрызг. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет

кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

• рисование мыльными пузырями;

• рисование мятой бумагой. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую

бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить

другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

• кляксография с трубочкой;

• монотипия пейзажная. Способ получения изображения: ребенок складывает лист

пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение

в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели

высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.

Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он

сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и

кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается

влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым

•  нитками рисование

• кляксография обычная. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь

пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в

произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно

согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть).

Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно

похоже. Недостающие детали дорисовываются

• пластилинография;

Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними,

их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит

эстетическую сторону рисунка.

Что же касается традиционного рисования дети старшего возраста уже умеют • Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. Репродукция картины с изображением натюрморта, муляжи 3–4, беседы,

Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом, без жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).

Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т.п.). первый и второй план ,перспектива, горизонт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием не традиционной техники рисования. «Кто в гости к нам пришел?»

Конспект НОД с использованием не традиционной техники рисования. «Кто в гости к нам пришел?»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной лите...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике  рисования  и ап...

Конспект совместной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» рисование с детьми первой младшей группы с использованием не традиционной техники рисования «пальчиком». С применением технологии сохранения и стимулирования здоровья.(

Методическая разработка о совместной деятельности в образовательной области "Художественное творчество"  рисование с детьми первой младшей группы с использованием не традиционной т...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования»

laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

Традиционная техника рисования

Эта презентация рассказывает о технике традиционного рисования. Дана краткая характеристика материалов для рисвания,методов и приёмов по разным возрастным группам....

Традиционная техника рисования карандашом

Презентация "Традиционная техника рисования карандашом"...

Не традиционные техники рисования

Подборка не традиционных техник рисования...