Самообразование педагога — профессиональное саморазвитие и совершенствование используемых приёмов и методов работы
консультация
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Постоянная работа над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Самообразование педагога — профессиональное саморазвитие и совершенствование используемых приёмов и методов работы»
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Постоянная работа над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам — ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога — постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию.
- Ежедневная работа с новой информацией – возникает необходимость поиска и анализа новых сведений.
- Желание творчества – работа должна стать интересной и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки.
- Изменения в жизни общества – во избежания, формирования образа «несовременного человека» в педагоге.
- Общественное мнение – педагогу не безразлично считают его «хорошим» или «плохим».
- Материальное стимулирование – зависит от квалификации и мастерства.
- Интерес – способность не только учить, но и учится.
Основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения.
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Формы работы по самообразованию:
- с детьми (образовательная деятельность, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т.д.)
- с педагогами (организовать работу в группе, создать рабочую учебную программу, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы, оформление в группе центра активности, подготовить (провести) мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете)
- с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).
Методические рекомендации по самообразованию педагогов.
Выбор темы для самообразования осуществляется:
- с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога - они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)
- направлено на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования также может быть одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования. В течение года педагоги фиксируют свою работу в папку по самообразованию.
Самообразовательная работа над методической разработкой по теме:
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- Изучение информационно-компьютерных технологий;
- Общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете;
- Участие в конкурсах в Интернете;
- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
- Самоанализ. Как правило, он делается в любой форме на усмотрение педагога. Воспитатель кратко описывает все этапы работы, сопровождая этот обзор выводами, что получилось, а что — не совсем или вовсе не нашло практического применения. Кроме того, на этом уровне педагог определяет перспективу дальнейшей деятельности по саморазвитию.
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название темы;
- цели;
- задач;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Формы представления результата работы над темой.
* Доклад.
* Защита исследовательской работы.
* Брошюра.
* Листовка.
* Буклет.
* Проведение семинара.
* Презентация.
* Обучения коллег новым методикам.
* Практикум.
* Лекция.
* Круглый стол.
* Открытое занятие.
* другое.
Работа педагога, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов. Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ.
Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ. Так как я работаю инструктором физического воспитания, я буду описывать те методы и приёмы, которые я применяю на физкультурных занятиях и в са...
Консультация по теме: "Приёмы и методы работы с развивающими дидактическими пособиями по ФЭМП"
Консультация по теме: "Приёмы и методы работы с развивающими дидактическими пособиями по ФЭМП"...
Консультация для педагогов "Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду"
Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду...
Музыкальное воспитание дошкольников: новые приёмы и методы работы.
laquo;Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». М. Монтень Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется с...
Музыкальное воспитание дошкольников: новые приёмы и методы работы.
Из опыта музыкального руководителя ГБДОУ....
Развитие художественной деятельности детей старшей группы: приёмы и методы работы (из опыта работы воспитателя)
Основная цель моей работы в рамках художественной деятельности детей старшей группы– это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей....
Физическое воспитание старших дошкольников: новые приёмы и методы работы ( из опыта работы воспитателя).
Формирование физических качеств у детей...