Консультация по теме: "Приёмы и методы работы с развивающими дидактическими пособиями по ФЭМП"
консультация по математике на тему
Консультация по теме: "Приёмы и методы работы с развивающими дидактическими пособиями по ФЭМП"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Во время ОД по ФЭМП решается ряд программных задач: 1) образовательные - чему ребёнка будем учить ( учить , закреплять, упражнять, 2) развивающие – что развивать, закреплять: - развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности, - продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез) . 3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов, 4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности.
Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.
методы обучения используемые на занятиях по ФЭМП: игровые; наглядные; словесные; практические
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям . Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. - в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? - в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом. Дидактические игры можно классифицировать по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя: 1. Игры-путешествия отражают реальные факты, раскрывая обычное через необычное, цель которых – усилить впечатление через сказочную необычность; 2. Игры-предложения: «Что было бы? », «Что бы я сделал? »; 3. Игры-загадки с замысловатым описанием, которые нужно расшифровать; 4. Игры-беседы (диалоги, где в основе – общение воспитателя с детьми, детей с ним и друг с другом с особым характером игрового обучения и игровой деятельности.
Играя в таких дидактических играх, как « Какой цифры не стало? », «Путаница», «Исправь ошибку», «Назови соседей» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентирование в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, детям предлагают искать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивают: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? » (поверхность крышки стола, лист бумаги) .
В свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления играем в игру «Считай и не ошибись», которая помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счёте.
В дошкольных учреждениях педагоги накапливают интересный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у детей с применением дидактических пособий, широко используемых во всем мире. Это логические блоки и палочки X. Кюзенера , 3. Дьенеша , представляющие собой комплект объемных или плоских геометрических тел. Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной.
Например, игра «сколько» позволяет развивать умение задавать вопросы и выделять свойства, а игра «Угощение для медвежат» развивает умение сравнивать предметы по одному-четырём свойствам.
Палочки X. Кюзенера позволяют моделировать число. Этот дидактический материал представляет собой набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки отличаются друг от друга по величине и цвету. Этот материал иногда называют «цветные числа». Выкладывая из палочек разноцветные коврики, выстраивая лесенку, ребенок знакомится с составом числа из единиц, из двух меньших чисел, выполняет арифметические действия и т. д.
Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Комбинируя счетные палочки, дошкольник лучше начинает разбираться в математических понятиях («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т.д.).
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
Логические задачки по математике могут быть следующими: Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.) Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.) У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка: Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы). Висит груша, нельзя скушать (лампочка). Зимой и летом одним цветом (елка). Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие по ФЭМП «Домик фигуры-цвет»
Дидактическое пособие по ФЭМП "Домик фигуры-цвет" предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и сам...
Дидактические пособия по ФЭМП
Игры сделаны своими руками.¨Цель игры - развитие сенсорного восприятия, обогащение тактильной чувствительности.Задачи игры - развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами...
Паспорт к дидактическому пособию по ФЭМП "Почтальон Математики"
Паспорт к дидактическому пособию по ФЭМП "Почтальон Математики"...
Дидактическое пособие по ФЭМП для детей младшего и старшего дошкольного возраста: дидактическая игра «Закончи ряд».
Цель игры: развивать у детей логическое мышление, познавательный интерес, внимательность, усидчивость.Задачи:- развивать умение у детей видеть образец, шаблон;- закрепить умение разл...
Консультация «Использование развивающих дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...
Нетрадиционное развивающее дидактическое пособие "Прозрачный мольберт по коррекционно-развивающей работе с детьми"
Нетрадиционное развивающее дидактическое пособие "Прозрачный мольберт по коррекционно-развивающей работе с детьми"...