Статья. Тема: Влияние современных мультфильмов на речь детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа)

Костылева Елена Владимировна

Проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень важна. Современные мультфильмы в основном стереотипны и  не способствуют развитию фантазии, мышления, воображения и творчества,  поэтому речь детей становится скудной, а связная речь очень плохо развивается. Умение говорить правильно, убедительно, точно и кратко — забота каждого из нас. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мультфильмов на развитие речи дошкольников.

В настоящее время телевидение разными способами влияет на поведение и развитие ребенка. Молчаливый просмотр мультфильмов отрицательно сказывается на развитии речи дошкольников [2]. Проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень важна. Современные мультфильмы в основном стереотипны и  не способствуют развитию фантазии, мышления, воображения и творчества,  поэтому речь детей становится скудной, а связная речь очень плохо развивается. Умение говорить правильно, убедительно, точно и кратко — забота каждого из нас. Хорошо развитая речь является одним из средств деятельности человека в обществе. Для каждого ребенка важно научиться ясно и грамотно говорить, развивать навыки общения, излагать свои мысли  свободно в  устной и письменной формах [4].

Наибольший скачок в развитии речи человека происходит в дошкольном возрасте. В возрасте от двух до трех лет ребенок начинает учиться говорить. К пяти годам дети должны владеть основами правильной речевой системы родного языка: верно произносить звуки, иметь соответствующий словарный запас, освоить способы словоизменения, уметь строить развернутые предложения, последовательно излагать свои мысли, пересказывать сказки и небольшие рассказы. [4] На речь ребенка влияет и речь взрослого и та речь, которую он слышит у героев мультфильмов. На сегодняшний день число детей с логопедическими нарушениями очень велико. И одной из причин может быть то, что дети смотрят современные мультфильмы, где много рисованных героев с неестественной мимикой лица. Дети постоянно слышат речь с экрана телевизора и на первый взгляд нарушение в развитии речи из-за просмотра мультфильмов, может показаться не совсем верным. Так как в современных мультфильмах все действия изображены на экране, а характеры, внешность героев, окружающие их предметы - редко или практически не описываются, соответственно и нет предпосылок для формирования словарного запаса, тем самым и становится невозможным развитие связной речи ребенка. В то время как, например, при чтении сказок ребенок слышит слова обозначающие действия - глаголы, описание внешности героя сказки, того или иного события, природы и т.д. Для просмотра детьми идеальными, являются старые советские мультфильмы и сказки. Так как они не штамповались массово, а были штучными [4].  Каждый кадр продумывался до мелочей и от этого их качество было на высоте. Старые советские мультфильмы вносят в сознание детей положительную информацию.  Такие мультфильмы способствуют развитию связной, грамматически правильной речи. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, развивается интонационная выразительность и тембр речи. [4] На всех детских TV каналах показывают современные, далеко по своему содержанию не «детские» мультфильмы. Дети дошкольного возраста стараются подражать персонажам мультфильмов, используя их слова в своей речи, они считают, что тем самым они становятся «крутыми». Ребенок начинает пересказывать любимые серии, говорит словами «паразитами» героя из этого мультфильма. Употребление таких слов для дошкольников считается нормой, но их использование ведет к обеднению и не сформированности словарного запаса [4].

Приведем пример произносимой речи во всеми любимом мультфильме «Маша и Медведь». Нет ни взрослых, ни детей, равнодушно относящихся к данному произведению современного мультипликационного искусства. Несмотря на содержательный сюжет, во многих сериях мультфильма «Маша и Медведь» идет нарушение соблюдение правил литературного русского языка[4]. В речи Маши присутствуют глаголы, имена существительные и прилагательные, наречия и местоимения употребляются реже. Причастий и деепричастий нет совсем, так как это слова, сложные для произношения, а сериал предназначен для детей младшего возраста (как раз для тех, кто учится говорить). Глаголы в речи подвижной, активной Маши представлены чаще всего в повелительном наклонении несовершенного вида в форме приглашения, а глаголы совершенного вида представляются более категоричным выражением побуждения, они означают в большей степени приказание, чем просьбу: приступим, делай. Простые предложения, которые использует в речи Маша - односоставные: «Лапу давай», «Постельный лежим (режим)!», «Ах, любовь, любовь!», «Надо лечиться»! Маша говорит: «Вот и стала ещё красивЕй». («Дальний родственник»). Здесь идет нарушение в постановке ударения. По правилам  оно должно падать на второй слог - красИвее. С экрана дети от Маши слышат «слова — паразиты», происходит нарушение чистоты речи: «Мы тут этого того». («Лыжню»), «Вы где тут все?» («Первая встреча»), «Может, уже покатаемся уже?» Праздник на льду»)«Может, уже поужинаем уже?» До весны не будить»)«Может, уже познакомимся уже?» Дальний родственник»). Маша очень часто произносит местоимение «чё». «Чё — это детям?» ("Подкидыш"), «Чё – не похож?» («Картина маслом»).  Его  употребляют в речи малограмотные люди. В русском языке есть местоимение «что».  Маша: «Давненько не брала я в руки пианины» («Репетиция оркестра»). В данном примере нарушено употребление несклоняемого существительного «пианино». Встречается не правильное построение словосочетаний и предложений. Маша: «Вы где тут все?» («Первая встреча»). В русском языке существует правильный и неправильный (инверсия) порядок слов в предложении. Правильный порядок слов в вопросительном предложении выстраивается так: вопросительное слово, подлежащее, сказуемое. Правильно: «Где Вы тут?» [5].         Таким образом, большая часть произносимых слов, предложений у главной героини происходит с нарушением правил литературного русского языка. И главное, неправильная речь героини  мультсериала никем не исправляется. Следовательно, запоминая, красочные сценки из любимого мультфильма, дети усваивают и слова, несложные и не правильно построенные фразы. В результате чего речь дошкольников имеет ошибки, что негативно влияет на общую культуру и уровень воспитания.

Маленьким зрителям мультипликационных фильмов нужно дать шанс научиться у своих любимых персонажей правильным словам. Если для просмотра детям предлагать вместо современных, отечественные мультфильмы, которые высоко-эстетичны, с ясной и простой композицией, соответствуют возрастному восприятию дошкольников,  это будет способствовать формированию разных сторон речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, просодической. Соответственно дети овладеют правильной, точной, красивой и выразительной речью.

Список литературы

1. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми.   // Воспитатель. 2012. - №10. – С.60-71.

2. Гуськова А.А. Использование средств мультипликации в преодолении общего недоразвития речи //Логопед. 2009. №7. – С. 27

3. Лалетина А.Ф.  Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов//   Журнал «Начальная школа плюс До и После».2010. № 8. – С.82-88

4. Тургараева Г. К. Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 185-188. 

5. Интернет ресурсы: https://pedtehno.ru/content/neprostaya-prostaya-masha-osobennosti-rechi-geroini-multfilma-masha-i-medved


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Игра явл        Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым  условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...

Статья на тему: «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»

В данной статье рассказано, что такое игры, как игры связаны с речью. Какие игры лучше использовать для развития речи детей дошкольников....

Влияние современных мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

Влияние современных мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста...

статья тема: "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дошкольное детство является периодом интенсивного развития ребенка. По мере взросления, расширяются его контакты с окружающим миром, ...

Влияние современных мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

В статье говорится какие временные рамки просмотра мульфильмо допускаетс, также о содержании мультфильмов....