НОД " Космические опыты и эксперименты"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Д/с « Теремок» комбинированного вида СОП « Березка»
НОД по астрономии:
« Космические опыты и эксперименты»
Подготовила: Кабалова С.В.
Цель: уточнить и расширить представления детей о космосе через проведение опытов и экспериментов.
Задачи:
•Образовательные:
- уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах.
- учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;
•Развивающие:
-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.
- развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение
•Воспитательные:
- воспитывать активность, инициативность; умение работать в коллективе.
Оборудование:
Проектор, экран .
Для опытов - поднос с манкой и камешки, глобус, настольная лампа, красители пищевые, вода, подсолнечное масло, стаканчики, чашечки, термос с кипятком, зеркало, шипучки.
Предварительная работа:
Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия». Просмотр презентаций о космосе.
— Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие мы проведем в лаборатории. Мы будем говорить о космосе, будем проводить опыты и эксперименты. Но сначала давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Можно задавать вопросы слушать, смотреть, трогать руками, но только с разрешения взрослого. Нельзя пробовать на вкус, громко кричать, разговаривать, нужно быть аккуратными, чтобы ничего не разбить. Итак, сегодня мы с вами будем говорить о космосе. Подойдите все ко мне. Что вы видите перед собой?
Совершенно верно пазлы. А, что вы видите на пазлах?
-Космос.
- Что такое космос? Это планеты, звезды. Космос – это пространство вне Земли, со всеми
находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос! Космос – это Вселенная!
- Молодцы!
— Ребята , у нас в лаборатории есть телескоп, давайте посмотрим в него , вдруг увидим что то интересное.
- Злата , посмотри в телескоп. Что ты видишь?
На экране появляется картинка с изображением планеты Земля
- Ребята, а вы хотели бы узнать, как появилась наша Земля?
( Ответы детей)
- Миллиарды лет назад Солнце было огромным раскаленным шаром. Однажды произошел мощный взрыв и от Солнца откололись огромные куски. Эти куски стали называть планетами. Сначала наша планета тоже была горячей, но постепенно она остывала. с вами проведем опыт и посмотрим, как это было. Подходите все к столу.
( опыт Горячая планета)
- Посмотрите, у меня есть термос с горячей водой. Давайте представим, что это наша горячая планета Земля. Я открываю крышку и « наша планета» начинает остывать, Что при этом происходит? Мы видим , что вода начинает испаряться, В холодном воздухе пар снова превращается в воду и начинает накапливаться. Это мы можем увидеть, если подержим над термосом зеркало. Что произойдет, когда на стекле накопится слишком много капель воды? Совершенно верно, вода в виде дождя упала на уже остывшую Землю. Так образовался первый океан, а в нем возникла жизнь.
— Аня, посмотри в телескоп, что ты видишь?
На экране появляется изображение Луны.
— Ребята, посмотрите, что это?
- Совершенно верно, это Луна. — Луна – это спутник земли. Как вы думаете, что такое спутник?
Ответы детей.
— Спутник — это небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Луна — это ближайшее к земле небесное тело. Ее поверхность усыпана кратерами – ямами, которые появились от ударов огромных камней-метеоритов миллиарды лет назад. Хотите увидеть, как это было? Давайте пройдем к следующему столу.
Опыт ( Метеоритные кратеры)
- Ребята, посмотрите, перед вами чаша с манкой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти камешки – метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются. Дети и воспитатель бросают в чашу с манкой камни с разной высоты.
— Что происходит с манкой? Одинаковые ли ямки образуются? От чего зависит размер ямок-кратеров? А глубина ямки?
Ответы детей.
— Правильно ребята, чем выше от поверхности камень во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на экран. Это фотография поверхности луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?
Ответы детей.
— Кирилл, посмотри, что ты видишь в телескоп?
- Я вижу – Солнце.
-Солнце – это планета или звезда? (звезда)
-Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)
-Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)
-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)
-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)
Воспитатель: Ребята, Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток. Хотите узнать, как это происходит? Давайте проведем опыт.
Для этого пройдите за эти столы.
Опыт «День - ночь»
На столе стоит настольная лампа (Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.
Дети: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь.
Воспитатель: Ребята, так же Солнце оказывает влияние на смену времен года. Хотите узнать, как это происходит. Давайте проведем опыт.
Физкультминутка.
Я планета ( 2раза)
полетела в космос ( 2 раза)
раз стыковка,
два стыковка,
а вокруг планеты
Солнце и Луна. ( 2 раза)
Опыт «Зима – лето»
На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Воспитатель водит глобус вокруг лампы.
Дети: Если Земля обращается к Солнцу одной стороной - Северным полушарием (у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима, а между ними осень и весна.
Воспитатель: Ребята, а я предлагаю вам в нашей лаборатории создать свой собственный космос. Вообразим себя учеными-исследователями?
Ответы детей.
— Ребята, подходим к столам , садимся и внимательно слушаем .
— У каждого на столе стоит стакан с водой, другой стакан с крашеной водой и в белой чашке растительное масло. Берем стакан с цветной водой и выливаем в большой стакан с водой. Затем берем стакан с маслом и тоже выливаем в большой стакан. Затем берем палочку и все размешиваем. И добавляем в большой стакан белый кусочек шипучей таблетки.
(Дети самостоятельно экспериментируют и наблюдают за происходящим)
-Ребята красиво? Что у нас получилось?
( Ответы детей)
— Ребята, снимаем фартуки , шапочки и наше занятие заканчивается. Понравилось вам наше занятие?
Ответы детей.
— Во время космического путешествия, мы использовали такие слова как телескоп . Что же это такое?
Ответы детей.
— Какие планеты солнечной системы нам удалось увидеть из космоса?
Ответы детей.
— Почему среди всех планет солнечной системы, планета Земля является самой уникальной?
— Чем мы занимались в лаборатории ?
Ответы детей.
— Интересное занятие у нас получилось. Мне очень понравилось работать с такими замечательными ребятами, как вы!
— Ребята, на занятии нам удалось узнать много нового и интересного про космос и космические объекты, и мне бы очень хотелось, чтобы вы продолжили изучение данной темы. Ведь это так интересно! До свидания ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Семейный фестиваль опытов и экспериментов "Эксперимент шоу"
Сосместное мероприятие с родителями....
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....
Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»
Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...
Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...
Выступление на тему «Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты»
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования....