Конспект ООД «Знакомство детей с русскими народными традициями»
материал
Разработала: Ильящук Т.В., воспитатель,
МБДОУ детский сад № 29 «У Лукоморья»,
г. Саяногорск
Конспект ООД
«Знакомство детей с русскими народными традициями»
Образовательная область: познание, художественное творчество.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста понятий о русской избе, посиделок, русских традициях.
Задачи:
- дать представление о понятии посиделки в русской избе;
- познакомить с фольклором и изготовлением русской народной куклы (оберег) «растрепушки»;
- развивать у детей активный и пассивный словарь, память, внимание, творчество;
- воспитывать бережное отношение к работам декоративно-прикладного искусства мастериц и взрослых; создавать на занятии радостную атмосферу.
Оборудование: оформление группы или зала в стиле крестьянской избы. Столы (в длину), куклы из соломы, кружева, тестопластика (лепка из соленого теста), вязание, половичок, рукомойник, полотенце, крынки, самовар, шерстяные ниточки, прялка, муляж печки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_meropriyatiya_ilyashchuk_tv.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала: Ильящук Т.В., воспитатель,
МБДОУ детский сад № 29 «У Лукоморья»,
г. Саяногорск
Конспект ООД
«Знакомство детей с русскими народными традициями»
Образовательная область: познание, художественное творчество.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста понятий о русской избе, посиделок, русских традициях.
Задачи:
- дать представление о понятии посиделки в русской избе;
- познакомить с фольклором и изготовлением русской народной куклы (оберег) «растрепушки»;
- развивать у детей активный и пассивный словарь, память, внимание, творчество;
- воспитывать бережное отношение к работам декоративно-прикладного искусства мастериц и взрослых; создавать на занятии радостную атмосферу.
Оборудование: оформление группы или зала в стиле крестьянской избы. Столы (в длину), куклы из соломы, кружева, тестопластика (лепка из соленого теста), вязание, половичок, рукомойник, полотенце, крынки, самовар, шерстяные ниточки, прялка, муляж печки.
Методы:
словесный: Рассказ, сказочная история - погружение в прошлое, использование музейных предметов;
наглядный: Демонстрационный материал;
игровой: Игровая ситуация;
практический: Практическая работа – изготовление куклы «растрепушки».
Приемы:
словесный: Объяснение, задавание вопросов, частушки;
наглядный: Демонстрация избы, народных образов.
Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, социализация, безопасность, формирование целостной картины мира (посиделки), музыкальное сопровождение (прослушивание русской народной музыки, пение частушек).
Ход образовательной деятельности:
I. Орг. момент
Воспитатель:
- Здравствуйте красны девицы. Добро пожаловать на наши посиделки. Когда-то в старину наши предки, когда были молодыми, собирались зимними вечерами на посиделках у какой-нибудь бабушки.
Что такое посиделки?
А это когда девочки, девушки, женщины собиралась вместе за какой-нибудь ручной работой. Они пряли, вязали крючком и на спицах (носочки, варежки, платки, шарфы, шали, салфетки и т.д.), делали поделки из соломы, лепили, занимались росписью изделий.
Так же за работой они пели песни, частушки, рассказывали разные сказки.
(Звучит старинная русская мелодия).
II. Оснаяная часть
Воспитатель:
-Примерно в таких избушках жили наши бабушки. Проходите, дети, усаживайтесь поудобнее.
Дети усаживаются на лавках в избе.
(Звучит музыка: «Рассвет на Москве - реке»)
Воспитатель:
-...Встала бабушка раньше всех, на улице был рассвет, одевалась, умывалась вот у такого рукомойника, зажигала лампаду у образов (так в старину называли иконы). И только потом будила остальных домочадцев.
-В старину из лучины делали светец и изба освещалась слабым неровным светом (демонстрация готового светца из картофелины, бинтика и масла).
III. Физ. минутка
Воспитатель:
-А может кто-то знает частушки?
2-е воспитанницы поют частушки, остальные пляшут.
Частушки:
Ой, какие косы ваши Раньше мамы нам читали
У моей, у милочки, Про зайчат и про лису,
А теперь по новой моде – А теперь читаем сами
Хвостик на затылочке. Про любовь и про луну.
Когда все затихают, приступают к практической работе.
IV. Практическая работа
Воспитатель:
-А вот теперь примемся за работу. Мы с вами сейчас сделаем куклу «растрепушку» из шерстяных ниточек, (изготовление куклы - 15мин.)
1. Показ готовой куклы.
2. Поэтапное изготовление.
На фоне русской народной музыки дети кружат кукол по столу
Воспитатель:
-Устала кукла, давайте ее убаюкаем (под колыбельную музыку убаюкивают куклу).
V. Сказочная история - погружение в прошлое
Воспитанница:
-А я хочу услышать сказку.
Воспитатель читает: «Страшная сказка!!!»
На краю деревни, посреди дороги лежит конская голова, и всем, кто мимо проходит и проезжает, приходится ее обходить. Проходил мимо купеческий сын и вдруг слышит, она ему говорит:
Принеси мне, добрый молодец, воды напиться.
- Ну, вот еще, - ответил купеческий сын, - буду я об тебя руки марать.
И пошел дальше своей дорогой, пнув голову ногой. Идет мимо брезгливая хозяйская дочка, а голова ей молвит:
Принеси мне. красна - девица, воды напиться.
Фу, как от тебя дурно пахнет, и какая ты грязная и пыльная, не хочу я об тебя руки пачкать.
И убежала дальше даже не взглянула в ту сторону. Тут следом Марьюшка идет, хозяйская падчерица. Остановилась, посмотрела на голову, а она и молвит ей:
- Принеси мне, девушка, воды напиться.
Жаль стало Марьюшке голову, спустилась она к обочине, зачерпнула воды в ладошки и стала в гору подниматься. Прошла полдороги, споткнулась о камень, упала и всю воду расплескала. Вернулась обратно, зачерпнула вновь воду в ладоши и принесла голове. Напилась голова и снова взмолвилась:
- Не напилась я, девушка, отнеси меня к реке воды испить.
Взяла Марьюшка голову на руки и стала с ней к реке спускаться, а у берега заросли крапива да осоки. Обстрекалась девушка крапивой, порезалась осокой, но голову не бросила. Принесла ее к реке, напилась тут голова вдоволь и превратилась в прекрасного парня.
Подошел он к Марьюшке и говорит:
За доброту твою, за то, что не побрезговала мною и не бросила, беру я тебя Марьюшка, себе в жены. Заколдовал меня злой волшебник, а ты сумела снять с меня злые чары.
Справили они свадьбу веселую и зажили с тех пор в любви и радости.
Когда сумерки уже совсем покрывали землю, девчата собирались по делам.
Ну и нам уже пора. Надеюсь вы теперь узнали, что такое посиделки.
VI. Итог образовательной деятельности:
Воспитатель:
-Понравилась ли вам сказка? А о чем она хотела рассказать эта сказка?
Рассуждение детей: (О доброте, о справедливости, надо жалеть других и не обежать, помогать, быть хорошими и добрыми).
Воспитатель:
- Что же делали на посиделках? Кто собирался? Для чего они собирались?
Рассуждение детей: (разные вещи для дома и людей, собирались девушки, женщины, собирались чтобы разговаривать, петь песни, рассказывать истории, сказки).
Литература
- Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с.
- Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....
Познавательно-творческий проект в средней группе "Знакомство детей с русскими народными промыслами,традициями и культурой"
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...
Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»
Проект в средней группе «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»...
«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...
Проект «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»
Цель проекта: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой Росс...