Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Космическое путешествие"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Познакомить детей с российским праздником День Космонавтики. Расширять знания детей о космосе, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, о празднике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Космическое приключение

Цель: Познакомить детей с российским праздником День Космонавтики. Расширять знания детей о космосе, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, о празднике.

Задачи:

Образовательные - закрепить представления детей о «Солнечной системе», о планетах, космосе;

- закрепить количественный и порядковый счёт, умение детей ориентироваться на листе бумаги,

- упражнять в составлении слов из разных букв, развивать навык чтения;

-способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, нравственности;

- учить владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

- приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

- соблюдать элементарные правила проведения экспериментов;

- формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Воспитательные: - воспитывать активность, аккуратность, чувство товарищества;

- воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей;

- воспитывать чувство патриотизма;

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающему миру;

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и решать ее;

- воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому;

- воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, умение общаться, бережное отношение к результатам своего труда.

Развивающие: развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

- развивать художественно – творческие способности: свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции;

- развивать умение детей действовать самостоятельно;

- совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- упражнять в умение анализировать, делать простейшие умозаключения;

- аргументировать свои предположения и предлагать способы их проверки;

- принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения;

- совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование:
1.    Карта солнечной системы
2.    Разрезные картинки
3.    Обручи
4.    Тюбики с зубной пастой + одноразовые тарелки
5.    Мольберт, листы бумаги, фломастеры
6.    Кубики
7.    Эмблемы для команд
8.    Набор букв и цифр

Ход НОД

Воспитатель:  Здравствуйте, дорогие ребята!
                       Хочу загадать вам загадку:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычайный,
В нём живут Вселенные, звёзды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть планеты!
Что это?
Дети: Это космос!
Воспитатель: Правильно! Давайте с вами вспомним, какой мы отмечали последний праздник? (День космонавтики) Скажите,какого числа и года начали отмечать этот праздник? (12.04.1961) Кто первый космонавт? (Юрий Гагарин)
- Ребята, а вы хотите побывать в роли космонавтов?
Дети: Да!    
Воспитатель: сегодня я предлагаю вам окунуться в бесконечность   нашей Вселенной и совершить большое космическое путешествие! А вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Я приглашаю членов космических экипажей!
1 команда – «Восток»
2 команда – «Союз»
- Ребята, скажите, какими качествами должен обладать космонавт?
Дети: Силой, ловкостью, выносливостью! Космонавт должен быть внимательным!
Воспитатель: Верно! Вот сейчас вам предстоит пройти испытание, для того, чтобы посмотреть, готовы ли вы стать настоящими космонавтами!
1 испытание – на внимательность «Прыг- скок!»
На команду «Прыг» дети подпрыгнув громко и дружно отзываются «Скок»  На команду «Скок» - подпрыгивают и отвечают «Прыг»! (ведущий пытается запутать детей)
2 испытание – на выносливость (равновесие) Дети делают «Ласточку»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Не зря вас приняли в космические экипажи! Со всеми испытаниями справились! Итак, космические экипажи у нас уже есть, а что нужно экипажу, чтобы они смогли отправиться в космическое путешествие?
Дети: Нужны летательные аппараты и космодром!
Воспитатель: Правильно! А строят космические корабли инженеры – конструкторы. Я предлагаю вам отправиться в конструктивное бюро и стать настоящими учёными, сконструировать космодром. Конструировать мы будем из разрезных картинок.

Пока двое ребят, из каждой команды конструируют, воспитатель остальным детям загадывает загадки про космос:


В космосе всегда мороз,    
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос.
Что-то надевает.
Та одежда припасёт
 И тепло. И кислород (Скафандр)             

Его окошко в корабле-
«Челенджере», «Мире»
Но не то, что на Земле-
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно. (Иллюминатор)

Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
 Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу.  ( Ракета, космический корабль)

Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый. ( Космонавт, астронавт)

В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд.  (Комета)

Эти звёздочки, как искры.
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звёздный дождик,
Словно эти огонёчки
Рисовал художник. (Метеориты)

Ночью посмотри в оконце-
В небе высоко
Зажигаемся, как солнца.
Очень далеко. (Звёзды)

Воспитатель: Наши конструкторы уже справились с заданием, молодцы! Есть у нас теперь и космодром и ракеты, можем отправляться в полёт! А следить с Земли за вашим путешествием будет Центр Управления Полётом по карте Солнечной Системы
- Экипажи, занять места в ракетах! Каждый экипаж должен как можно быстрее подняться на свой космический корабль. Для этого вам нужно будет пройти через люк. Экипажи, встали со стульев, построились в колонну!

Каждой команде вручается люк - обруч. Один человек держит его на линии финиша. Участники команды по очереди пролезают через обруч, т.е. через «люк», и занимают места в космическом корабле(поставить стульчики).

Воспитатель: Итак, экипажи заняли места в космических кораблях и могут стартовать с Земли! Внимание! Ракета на старте! Экипажу приготовиться к взлёту! Внимание! 10 секунд до старта! Обратный отчёт!
Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – Пуск!
Воспитатель: Итак, наши корабли  вышли в открытый космос! Экипажи внимание! На горизонте появилась планета (загадывает загадку)
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мёрзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лёд не сверху, а внутри. (Марс)

Дети: Это планета марс.
Воспитатель: Сейчас наши корабли совершают посадку на этой планете Марс – очень интересная планета. Учёные долго предполагали, что на Марсе может быть жизнь! Прежде чем отправиться дальше, вы должны ответить на вопросы викторины (Вопросы задаются каждой команде по очереди)

Викторина

1.    В каком году, и какого числа первый человек побывал в космосе? Кто он? Как назывался корабль, на котором он поднялся в космос? (12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин, корабль «Восток».)
2.    Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находиться? (Байконур, Казахстан)
3.    Первый советско - американский полёт. Как назывались космические корабли, на которых был совершен этот полёт?  («Союз» и «Аполлон»).
4.    Какая планета в солнечной системе самая большая?  (Юпитер, больше Земли в 13 раз)
5.    Назовите русских женщин – космонавтов (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)
6.    Кто первым вышел в открытый космос?  ( Александр Леонов).
7.    Какие животные, насекомые побывали в космосе? ( Мыши, крысы, тараканы, собаки, обезьяны, лягушки, пчелы и т. д.)
8.    У какой из планет есть кольца?  (у Сатурна)

Воспитатель: Оба экипажа  успешно ответили на вопросы викторины и могут продолжать полёт! Их путь лежит к планете (Загадывает загадку)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра.
И на мне всегда жара (Венера)

Дети: Это Венера!
Воспитатель: Что это? На борт корабля поступили какие – то  странные зашифрованные, телеграммы. Кто сможет разгадать эти загадочные цифры?

Каждому экипажу вручается телеграмма, которую надо прочесть с помощью цифр (предложенного ведущим)
3, 14, 9, 13, 1, 14, 9, 6, (внимание)
30, 16, 9, 5, 6, 13, 9, 32 (эпидемия)
- Вы правильно расшифровали телеграмму: «Внимание! Эпидемия!» Поэтому, мы не можем совершить посадку на планете Венера и летим дальше, на планету (загадываем загадку)
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскалён.  (Меркурий)
Дети: Это Меркурий!
Воспитатель: Совершаем посадку на этой загадочной планете. Космонавты, внимательно смотрите в иллюминаторы! Ой, сколько здесь невидимых животных! Мы, наверное, попали в космический зоопарк.
Задание: каждый экипаж должен нарисовать необыкновенное космическое животное (возможен такой вариант – каждый рисует по одной детали). Вы должны также придумать название этого животного, рассказывать, чем он питается.

Воспитатель: Продолжаем полет! Нас ждёт планета Юпитер! Юпитер больше Земли в 13 раз! Это видно и на нашей карте. А задание вас ждет такое
- Команда «Восток» дружно приседает 6 раз, а команда «Союз»  дружно подпрыгивает на 3 раза меньше!
Воспитатель: Экипажи, занять места в космических кораблях! Летим дальше! Впереди очень интересная планета планета! (Загадывает загадку)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у людей.
Но планеты с полюсами
Не найдете вы другой!
В этих кольцах он один,
Очень важный господин!
Дети: Это Сатурн!
Воспитатель: Совершаем посадку на планете Сатурн! Нам предстоит перевезти космических туристов на другую планету!

Проводится игра «перевезти пассажира на дальнюю планету»
Перевозят поочередно в обруче (бег с игрушкой)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились! И наше путешествие продолжается и мы совершаем посадку на планете Уран. Уран – лежебока, и встать ему лень
Подняться планете невмочь!
Сорокалетие длится там день,
И сорокалетие – ночь!

Нашим экипажам предстоит очистить атмосферу планеты Уран от космического мусора.(кубики или мячики) Проводится игра «Собери космический мусор» (Не вставая со стула, собрать как можно больше космического мусора)
Воспитатель: Полёт продолжается, и мы приближаемся к одной из самых дальних планет солнечной системы – Нептун! Я думаю, что вы порядком все проголодались! Но, как же вы будете есть в условиях невесомости? Из чего вы будете есть?
В космосе нет сковородки
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селёдка.
И борщи. И винегрет-
Расфасованы, как крем!
Космонавтом буду.
Из чего – то я поем,
Вовсе без посуды.
Дети: Из тюбиков!

Проводится соревнование «Накорми экипаж»  капитаны команд выдавливают зубную пасту из тюбиков на тарелки, кто быстрее.

Воспитатель: Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием! Наш полет подходит к концу, и единственная планета, на которой мы ещё небыли – Плутон.
Несётся в пространстве далёкий Плутон.
Он солнце лучами едва освещён.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названием Харон.
Появляется робот – инопланетянин.
Воспитатель: Ой, ребята, кто это?
Робот: «Я робот Бронислав. Я путешествовал во вселенной, но произошло непоправимое! Мой корабль потерпел крушение, столкнувшись с планетой Плутон! Как же мне теперь попасть домой, на моё любимое созвездие!
Воспитатель: А как называется твоё созвездие?
Робот: Я, я не помню (плачет)
Воспитатель: Не плачь, Бронислав!
Обращается к детям: Ребята, давайте поможем Брониславу!
Мы будем называть созвездие, может он вспомнит, откуда прилетел! Дети перечисляют название созвездий  (Большая Медведица, Андромеда, Орион, Лебедь, пояс зодиака, Сириус, Большой Пес)
Робот: Нет, это не мои созвездия!
Воспитатель: Ребята, а у меня есть идея! Давайте подарим Брониславу созвездие на котором всегда будут цвести цветы и светить солнце! А назовём мы это созвездие «Дружба» Вы согласны?
Дети: Согласны!
Робот: И я согласен! Ура!
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу! Вот оно наше созвездие Дружбы! Мы дарим тебе, Бронислав!
Робот: Спасибо большое! Вы теперь мои друзья! Танцует вместе с детьми.
Воспитатель: Как замечательно находить новых друзей! Жаль но нам пора вернутся на Землю! Вставайте, ребята в круг, крепко возьмитесь за руки! Скажем все вместе волшебные слова
Воспитатель:
- Луч волшебный мы включаем
Глазки дружно закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять –
В космосе летим опять.
Корабль качается – раз
Корабль качается – два,
Корабль качается – три!
Вот и Земля – посмотри!
- Вот и закончилось наше космическое путешествие. Ребята, мы опять на Земле, в детском саду. – Было трудно? Скажите, а вот если бы вы себя чувствовали, со всеми бы заданиями вы справились? А почему мы смогли справится со всеми заданиями?
- Нам помогла дружба, мы вместе, мы одна команда – поэтому нам всё удалось, мы со всеми заданиями справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХОГИМНАСТИКАДЫ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Полет в космическое пространство с математикой» по ОО «Познавательное развитие»

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Полет в космическое пространство с математикой» по ОО «Познавательное развитие». Детям очень понравилось, материал усвоен отлич...

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Тема: «Такая разная вода».

Совершенствование представлений детей о свойствах воды.Формировать у детей представления о солёной и пресной воде, ее характерных признаках.Формировать умения проводить несложные эксперименты, выдвига...

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие»

Позновательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.Расширение знаний детей о свойствах воды,о её преобразовании....

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Секреты здоровья"

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:Сформировать у детей представление о здоровом образе жизни и закрепить основные состовляющие здоровья....

Конспект игры-путешествия "Путешествие по городу Санкт-Петербург" совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему  вниманию свою методическую разработку - Конспект игры-путешествия с использованием  презентации "Символы города". Цель разработки : пропаганда ...