«Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»
консультация
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с
взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях.У детей формируется система знаний о профессии, интересы и
отношение к определенным видам деятельности. Поэтому тема ранней профориентации дошкольников сориентирована на выполнение основной
задачи базового компонента нашей образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_proforientatsiya_u_doshkolnikov.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Невского района Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург ул.Крыленко д.9 кор.3 лит.Ф
тел.446-59-46
Консультация к семинару:
«Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»
Ст. воспитатель: Миллер Э.В.
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. И именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности,……Образно говоря, детская игра – это профориентатор ребенка….»
( А. Г. Асмолов)
Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высоких достижений в различных сферах деятельности.
В соответствии с Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» глава 5, статья 48 «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны «формировать у детей гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира».
ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей позитивных установок по отношению к различным видам труда». Поэтому в дошкольном образовании особое значение приобретают вопросы раннего трудового ориентирования детей. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека.
В наше время ориентация детей дошкольного возраста в чудесном мире
профессий, и вообще в разнообразном труде взрослых, стала очень важным
условием их всестороннего, полноценного развития. Это сложная,
динамичная, постоянно развивающаяся система.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит
уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с
взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных
профессиях. Они примеряют на себя роли окружающих их взрослых:
доктора, парикмахера, водителя и других. Дети в играх подражают взрослым
и воспроизводят их действия, присваивают себе роль. Ярко выраженная
склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой
деятельности свидетельствуют о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
У детей формируется система знаний о профессии, интересы и
отношение к определенным видам деятельности. Поэтому тема ранней профориентации дошкольников сориентирована на выполнение основной
задачи базового компонента нашей образовательной программы.
Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нами
используются дифференцированный и индивидуальный подходы.
Знания о труде взрослых занимают одно из ведущих мест в
образовательной работе нашего детского сада.
На первом этапе работы, чтобы качественно и успешно решались
задачи профвоспитания, создаем предметно-развивающую среду в группах.
Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет
нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с
профессиями взрослых. Такое пространство обеспечивает проявление у
воспитанника «творчества» и «креативности», которые на сегодня являются
базовыми качествами личности.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять действия.
Использование игрового пространства позволяет:
• индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
• актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
• позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
• помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
• использовать полученные знания в практическом применении;
• принимать во внимание деятельность других воспитанников;
• предусматривать игровой замысел; • корректировать и развивать игровой сюжет.
Второй этап работы - совместная работа воспитателя с
воспитанниками.
При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараемся
использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды
деятельности, тем самым повышая познавательную активность
воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы
работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
• комплексные и интегрированные занятия,
• трудовая деятельность и различные виды игр,
• решение проблемных задач и ситуаций,
• наблюдения и экскурсии,
• экспериментальная деятельность,
• встречи со специалистами,
• тренинги, дискуссии,
• театрализованная деятельность, • развлечения, • чтение художественной литературы и беседы за ней, • ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях, • имитационные упражнения, • изобразительная деятельность, • обдумывание и проигрывания заданных ситуаций, • разгадывание кроссвордов и загадок, • просмотр мультфильмов.
Нетрадиционные формы:
• творческое моделирование и проектирование,
• разработка и составление алгоритмов,
• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,
• изготовление технологических карт.
Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с
профессиями взрослых, нами учитываются возрастные особенности
воспитанников. При подготовке к занятиям мы используем алгоритм
ознакомления воспитанников с профессиями.
Игровая деятельность.
У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра -
исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении
действий взрослых и отношений между ними.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии,
в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание
деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя,
водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа
различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников
совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии
(продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей. Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.
Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у
воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей.
Дидактическая игра является средством всестороннего развития
ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам
окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине ,людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует
правильное произношение, развивает связную речь.
В формировании профориентации воспитанников важную роль играет
чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью,
образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда:
пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям
литературных произведений, подобно им, хорошо работать.
Воспитанникам очень понравились герои прочитанных мною
произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С. Михалкова «Дядя Степа-
милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут
ремесла»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет
хлебом», «Пекарь и швея», «Беда заставит учиться» и другие. Итогом
усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают
сюжет из литературного источника.
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам
театрализованные представления, где дети и актеры, и зрители. Такая
нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных,
неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Совместно с
воспитанниками разыгрывались такие спектакли, как «Путешествие сумки на
колесах», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко».
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-
печатные игры: «Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где
самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно
одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен
объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.
В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?»,
воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают
связь между предметами.
Наблюдения и экскурсии
Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё
трудно понять, но в каждой профессии есть такая область, которую можно
представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных
ситуаций из жизни, историй.
Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с
их профессиями проводится через наблюдения и экскурсии. Такие формы, где на практике дети проявляют и закрепляют полученные знания.
Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение
воспитанников, их отношение к людям, животным, к вещам.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде
взрослых – это необходимое направление деятельности любого детского сада.
Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего
периода дошкольного детства. Оно реализуется в разнообразных формах
работы и во взаимодействии педагогов и родителей.
В результате всей нашей деятельности, дети знают профессии своих
родителей и сотрудников детского сада, могут рассказать, что делают
родители на работе, в чем смысл их труда, какая польза от этого труда.
Отражают представление о профессии в рисунках, играх, рассказах.
Отвечают на вопрос, кем бы они хотели стать и почему.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую
осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у
них определенный элементарный опыт профессиональных действий,
способствует профессиональной ранней ориентации.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе
интересующего их вида деятельности, получат представления о мире
профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут
проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их
дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать
профессионалами своего дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метеостанция - как эффективное средство для ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС.
Наша переносная метеостанция имеет свое оригинальное оборудование необходимое для наблюдения за погодой. Метеорологические приборы, красиво оформлены и объединены в переносную метеостанцию.Мы ис...
Ранняя профориентация дошкольников, как условие успешной социализации
Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высок...
Организационно-педагогические условия ранней профориентации дошкольников в условиях детского сада
Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их в мотивы и отношения к собственному труду, труду ...
«Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения свзрослыми и через средства массовой информации узнают о разных професси...
Консультация "Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития"
laquo;Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. И именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности,……Образно говоря, детская игр...
«Ранняя профориентация дошкольников, как условие успешной социализации»
Одним из актуальных вопросов в современном обществе начиная с детского возраста является ранняя профориентация личности. Поэтому трудовое воспитание - одно из главных направлений социально...
Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»
Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с ...