Проект «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»
проект

Попова Светлана Леонидовна

Проект «Использование  потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №14»

«Использование  потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»

Автор:                                                                                                                                                         Попова Светлана Леонидовна                                                                                                   воспитатель 1 категории

г. Урай 2018г.

Процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка.                      

Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.                                                                          В.А.Сухомлинский

Все дети любят рисовать и пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем творчестве.  Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать, но детское творчество само по себе не проявляется.

     Моя работа – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач и побуждать к нестандартным решениям.

Рисование нестандартными способами, увлекательная завораживающая деятельность, которая  позволят  сделать занятия креативными, увлекательными и раскрывает творческий потенциал каждого ребёнка, что приведет к повышению интереса и желания творить, экспериментировать с художественными материалами и подручными предметами.                  

  1. Актуальность

Несформированность мелкой моторики, графических навыков и умений, мешает ребенку выразить в работах задуманное и затрудняет развитие творческих способностей и эстетического восприятия, творческого самовыражения.                                                                                                               Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.                                                                                                                   Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Привели меня к тому, что я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей нетрадиционным техникам изобразительной деятельности.

Я не первая кто обратил внимание на эту тему. Опираясь на научный опыт И. А. Лыковой, Т. А. Цквитария, А. В. Никитиной и других авторов я узнала, что в настоящее время существует  довольно много интересных программ и педагогических технологий, позволяющие не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Ведь главное в моей работе, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его уверенность,  в собственные силы и развивать творческие способности.                                

Исходя из этого, я сделала вывод, что нужно добавить к традиционным способам изобразительной деятельности, нетрадиционные  техники рисования с учетом специфики возраста детей.

      Мною был составлен план работы, который  предполагает выполнение ряда условий:

•  Составление плана по саморазвитию;                                                                                        •  Изучение методической литературы по теме;                                                                       •  Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей по изодеятельности;                                                                                                                    •  Составление перспективного плана работы «Творческой мастерской» с использованием нетрадиционных форм работы;                                                                                                                  •  Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе способствующей формированию интереса к художественному творчеству;                                                                                          •  Изготовление (приобретение) необходимого изобразительного материала для нетрадиционных техник изодеятельности;                                                                                                   •  Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми;

Этапы работы:

1.Организационно-подготовительный – ознакомительный.  2.Внедренчески-репродуктивный – проведение мероприятий с целью, познакомить детей с различными средствами нетрадиционной выразительности.                                                                                        3.Аналитическо-конструктивный. Задача этого этапа научить детей использовать потенциал нетрадиционных техник рисования в самостоятельной деятельности, организовывать совместную деятельность (друг с другом, с воспитателем, с родителем), сочетать для выразительности образа в рисунках несколько техник

2. Цель и задачи

Цель: Выявление творческих способностей детей, желания экспериментировать с художественными материалами через использование потенциала нетрадиционных техник рисования.

Задачи:                                                                                                                           - Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и разнообразные техники рисования, для создания в одном рисунке выразительного образа;

- Формировать у детей творческие способности посредством использования потенциала нетрадиционных техник рисования;

- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в подгруппе, индивидуально.

- Создавать условия  для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;                                                

3. Планирование работы по использованию нетрадиционных техник в рисовании

Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность, со среднего возраста, во второй половине дня, два раза в месяц я организовываю в группе «Творческую мастерскую», которую по желанию посещают родители.  Занятия проходит с учетом возрастных особенностей детей.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Я отметила, что проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует:                                                                                                                                       • Снятию детских страхов;                                                                                                            • Развивает уверенность в своих силах;                                                                                                                • Развивает пространственное мышление;                                                                                                                • Учит детей свободно выражать свой замысел;                                                                                                          • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;                                                                                 • Учит детей работать с разнообразным материалом;                                                                                            • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;                                                                • Развивает мелкую моторику рук;                                                                                                                          • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.                                                          • Расширяет и обогащает художественный опыт;  

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

  Формирует самостоятельность детей в изодеятельности;                                                       Способствует умению взаимодействовать друг с другом, находить новые способы для художественного изображения;                        

                       

4. Приёмы нетрадиционных техник рисования 

Возраст

Нетрадиционные техники

Средний возраст

рисование пальчиками                                                                             рисование ладошками                                                                                      рисование тычками из поролона                                                        тычок жесткой полусухой кистью                                                                 печать поролоном                                                                                           печать пробками, штампами                                                                                                восковые мелки + акварель                                                                      пуантография (рисование ватными палочками)                                                        

Старший возраст

кляксография с трубочкой                                               монотипия                                                                             набрызг                                                                                  восковые мелки + акварель                                                                                оттиск смятой бумагой                                                     тычок жесткой полусухой кистью                                                                        рисование поролоном                                                                                      оттиск пробкой, поролоном, пенопластом                             рисование манкой, солью                                                                 рисование по мятой бумаге                                                                                   скатывание салфеток                                                                            пейзажная печать по трафарету                                                      предметная кляксография                                                                    пуантография (рисование ватными палочками)                                                         волшебные веревочки                                                                                        обычная пластилинография  

рисование вилкой                                                                          

Подготовительная группа

кляксография с трубочкой                                                       монотопия  пейзажная                                                                                 набрызг                                                                                            восковые мелки + акварель                                                               оттиск смятой бумагой                                                                             рисование поролоном                                                                                                                                                            оттиск пробкой, поролоном, пенопластом                          тычок жесткой полусухой кистью                                                                        ниткография

рисование ластиком по графиту                                                                                         рисование по мятой бумаге                                                                                   торцевание

декупаж                                                                                                                      скатывание салфеток                                                                            черно-белый граттаж                                                       печать по трафарету                                                                              волшебные веревочки                                                                                        пуантография (рисование ватными палочками)                                                         рисование манкой, солью    

рисование в технике Эбру

печать листьями

5. Методы и приёмы диагностики

Для того чтобы отследить динамику развития творческих способностей детей через использование потенциала нетрадиционных техник рисования,  два раза в год (в сентябре - в мае), я проводила обследование детей, в форме диагностики.  При общении использую разнообразные приемы, демократичный стиль общения, применяю мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба. Во время выполнения работы детьми, наблюдаю за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений, которая показала следующие результаты:

Результат обследования детей

Год обследования

Начало года  (сентябрь)

Конец года (май)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

2016-2017 средняя гр.

0

19/73%

7/27%

4/16%

18/68%

4/16%

2017-2018 старшая гр.

5/19%

17/65%

4/16%

10/38%

14/54%

2/8%

2018-2019 подготовительная гр.

11/48%

11/48%

1/4%

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования  потенциала нетрадиционных техник рисования

(2016 – 2018гг.)

Опираясь на данные обследования детей, можно смело говорить о том, что использование потенциала нетрадиционных техник рисования, повысила показатели развития творческих способностей, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.                                                                                                                    У большинства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.                                        Низкий уровень, объясняется, чаще всего, недостаточным владением техническими навыками и умениями нетрадиционных техник рисования.

6. Организация работы с родителями

Параллельно ведется  работа с родителями, многие родители не знают или вообще никогда не слышали о нетрадиционных приемах изобразительной деятельности. Поэтому, мной были разработаны следующие формы работы:                                                                                                                                       - Оформление наглядной агитации для родителей                                                                                               - Проведение бесед                                                                                                                       - Консультации                                                                                                                                                                                                   - Организация выставок детских работ                                                                                                               - Совместное участие родителей и детей в работе «Творческой мастерской»                                                                                                                                                          - Совместное творчество детей и родителей дома.

Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческой деятельности, приглашая на открытый просмотр и участие в «Творческую мастерскую» с применением нетрадиционной техники рисования.                                                                                                            Проводимая работа, не только дает родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приемах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.                                                                                                      Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.                                             А практическое применение детьми своих работ в играх или подарках для родителей и сотрудников детского сада, повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.                                                                                                                                                                                          В итоге, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию творческого самовыражения детей дошкольного возраста путем использования потенциала нетрадиционных техник рисования в взаимодействии с родителями дала следующий результат:

  1. Увеличилась динамика развития творческих способностей у детей.
  2. Дети применяют и сочетают в самостоятельной художественной деятельности разнообразные нетрадиционные техники.
  3. Повысилась активность родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

7. Заключение

Использование потенциала нетрадиционных техник рисования,  повысило динамику уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Дети с первого года знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность, умело пользуются материалами и инструментами. В подготовительной группе тематика детских рисунков стала более разнообразной, работы отличаются выразительностью и оригинальностью, сформировались такие черты творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность.  Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического воспитания, создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для воплощения. Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогли решить поставленные мною задачи по развитию у дошкольников творческих способностей.

Приложение

Перспективное планирование с учетом возрастных особенностей детей.                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

проект "Мы творим прекрасное" (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников....

«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников»

Сообщение на тему:«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников» «Именно творческая деятельность человека делает егосуществом...

Проект на тему: «Творим необычное обычным» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

   Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная ...

Опыт работы воспитателя Круковец Анастасии Мирославовны «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников».

Современная педагогика ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем познавательных способностей. Необходимыми компонентами т...

Презентация «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»

Презентация «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»...

Проект на тему: « Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

Проект рассчитан на учебный годАктуальность проекта. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заклю...

Презентация проекта "Волшебное творчество" использование нетрадиционных техник рисования в развитие творческих способностей дошкольников

Проект по использованию нетрадиционных техник рисования в развитие творческих способностей докольников...