пальчиковая гимнастика и физ. минутки по лексическим темам
картотека (старшая группа)

 Сальникова Галина Борисовна

пальчиковая гимнастика и физ. минутка сделана для удобства поиска по лексическим темам указанным в верху. вся информация и материал взят с интернет источников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx50.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры, физ. минутки включающиеся ОД по лексическим темам:

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений.

месяц

Тема

сентябрь

Наш детский сад

Я и мои друзья

Осенняя  ярмарка. Огород. Овощи.

Осенняя ярмарка. Сад. Фрукты

Октябрь

Краски осени. Лес. Деревья

Ягоды. Грибы.

Птицы перелётные и домашние.

Дикие животные и их детёныши.

Домашние животные и их детёныши.

Ноябрь

Осень. Изменения в природе.

Одежда. Обувь

Я и моё тело.

Моя семья.

Декабрь

Мой дом. Мебель.

Зимушка – зима

Зимние забавы. Зимние виды спорта.

Новогодний праздник

Январь

Зимовка птиц и зверей.

Животные Севера

Февраль

Продукты питания

Посуда. Сервировка стола.

Наши папы – защитники Отечества

Мир предметов и техники

Март

Праздник мам и бабушек

Транспорт. Путешествие.

Профессии.

Народное творчество.

Апрель

Книжная неделя.

Наши быстрые ракеты. Космос.

Мой город. Моя улица.

Животные жарких стран.

Весна – красна. День труда.

Май

День Победы.

Подводный мир. Рыбы.

Цветы и насекомые.

Правила поведения.

ЛЕСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «НАШ ДЕТСКИЙ САД»

Пальчиковая гимнастика:

               «детский сад»

В нашей группе все друзья.                       

 (Дети ритмично  стуча  кулачками по столу.)  

Самый младший — это я.                                    

 (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Это Маша,                   

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

Физ. Минутка:

«Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.

(хлопки на каждое слово)

Буду в садике играть

(показ жеста «ку-ку» - спрятаться)

И конструктор собирать,

(пальцы кистей соприкасаются)

И игрушки за собой убирать.

(руки движутся вправо-влево)

Буду бойко танцевать

(приседание)

И лепить, и рисовать,

(имитировать лепку, рисование)

Буду песни каждый день напевать.

(руки сложить "замком" перед собой)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Я И МОИ ДРУЗЬЯ»

Пальчиковая гимнастика:

«Дружба»

Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики. (в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать. (соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Физ. Минутка

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ОСЕННЯЯ ЯРМАРГА. ОГОРОД. ОВОЩИ»

Пальчиковая гимнастика

Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим.

Движения прямыми ладонями

Мы морковку трем, трем,

Потереть ладони друг о друга

Мы капусту солим, солим.

Сложить пальцы в щепотку.

Мы капусту мнем, мнем

Сжимать и разжимать кулачки.

И в баночки кладем

А потом пробуем.

Физ.минутка

«огород»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.

 (Потягивания — руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. 

(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

(Приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

(Потягивания — руки в стороны.)

Мы её не будем трогать –

Обожглись уже немного.

(Потягивания — руки вперёд.)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ОСЕННЯ ЯРМАРКА. САД. ФРУКТЫ.»

Пальчиковая гимнастика

«В САД ЗА СЛИВАМИ ПОШЛИ»
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

Физ. Минутка

«Яблоко»

На носочки я встаю,

 (встают на носочки)

Яблочко я достаю, 

(руки вверх, затем к груди)

С яблочком иду домой,

 (шагают на месте)

Мамочке подарок мой!

 (вытягивают руки вперед)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «КРАСКИ ОСЕНИ. ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ»

Пальчиковая гимнастика

«Деревья в лесу»

Друг от друга деревья росли далеко    

(Показать дерево обеими кистям)и

Человеку пройти этот путь нелегко,

( Шагать указательным и средним  пальцами)

Только корни деревьев                      

 ( Приложить кисти друг к другу тыльными  сторонами, пальцы вниз)

Однажды сплелись,                   

Будто дерева два навсегда обнялись.  

Физ. Минутка

Мы заходим с вами в лес

 (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!

 (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.

 (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.

  (Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.

 (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЯГОДЫ. ГРИБЫ»

Пальчиковая гимнастика

«Грибы»

На полянке – толстячок. (Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок. (Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко, (Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки. (Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Физ. Минутка.

— Ножки, ножки, где вы были?

 (топают ногами)
— За грибами в лес ходили.
— Что вы, ручки, работали?

(хлопают в ладоши)
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали?

 (закрывают и открывают глаза)
— Мы искали да смотрели –

 (повороты туловища вправо-влево)
Все пенечки оглядели.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА « ПТИЦЫ ПЕРЕЛЁТНЫЕ И ДОМАШНИЕ»

Пальчиковая гимнастика

«Перелётные птицы»

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

(Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди

пальцы на руке (или по очереди)

физ. минутка

«индюк»

Ходит по двору индюк
(Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился.

Сгоряча затопал,
(Потопать ногами)
Крыльями захлопал.

(Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар

(Сцепить округленные руки перед грудью)
Или медный самовар,

Затряс бородою
(Помотать головой)
Понесся стрелою.

(Бег на месте)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

Пальчиковая гимнастика

Лисичка
Разминаем пальчики, раз, два, три!
Разминаем пальчики ну-ка, посмотри!
(сгибание и разгибание всех пальцев)
Вот бежит лисичка, раз, два, три!
Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!
(пальцы бегут по столу)
Лепим, лепим личико, раз, два, три!
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
(«лепим»)
Хитрая лисичка – вот она!
Рыжая сестричка хороша!
(«гладим лисичку» другой рукой)
Вот лисичка злая, ой-ой-ой!
От нее, скорее убегу домой.
(пальцы бегут по столу)
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
(поддерживаем руками подбородок)
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
(улыбаемся и стряхиваем руки)

Физ. Минутка

«Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

Пальчиковая гимнастика

«Котята»

(держа руки в кулачках, поочерёдно начинают разгибать )

Видели вчера котяток:

Один, два, три, четыре, пять.

Очень хочется, ребята,

Про котят всем рассказать.

(сжимают, разжимают кулачки)

Белый котенок на коврике спал.

Серый котенок с мышкой играл.

Рыжий котенок рыбку ловил.

Черный котенок когти точил

(Дети загибают пальцы на руке)

     А разноцветные котенок и кошка,

Мурлыча, лизали сметану из плошки.

(хлопки в ладоши)

Физ. Минутка

«дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: « ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Пальчиковая гимнастика

«Осень»:

Осень, осень, -( трем ладошки друг о друга)

Приходи! – (по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, -( трем ладошки друг о друга)

Погляди! – (положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся, -( движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся. – (поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет, - (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее, - (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, - (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. – (стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

Физ. Минутка

«осень»

Мы дорожки подметаем

 (имитация движений)
Листья в кучи собираем

 (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души!

(подскоки на месте)
Ох, устали

 («обтереть пот со лба»)
Отдохнем

 (присесть)
И домой скорей пойдем

 (шаги на месте)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: « ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

«Гномики-прачки»

 (Сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать.

(Трут кулачки друг Жили-были в домике маленькие гномики:

о друга)

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

(Загибают пальчики, начиная с больших пальцев)

Физ. Минутка

«шапка»

Шапка шерстяная, наверху помпон,

 (изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он.

 («круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной

, (показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой.

 (бегут)
Бабушка связала шапку не спеша,

 («вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша.

 (руки на поясе, а затем показывают шапку)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Я И МОЁ ТЕЛО»

Пальчиковая гимнастика

Части тела

С добрым утром

С добрым утром, глазки. Вы проснулись?

С добрым утром, ушки. Вы проснулись?

С добрым утром, ручки. Вы проснулись?

С добрым утром, ножки. Вы проснулись?

 (Поглаживание частей тела, о чем говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают)

С добрым утром, солнце. Я проснулся?

(руки тянутся вверх к солнышку, голова вверх, улыбнуться).

Физ. Минутка

«части тела»

Знаем мы все части тела

Руки, ноги, голова.

На руке у нас пять пальцев,

Знаем мы их имена.

А на голове два глаза,

Уха два, есть нос и рот,

Щеки, лобик, подбородок,

Шея, плечи, грудь, живот.

И коленки у нас гнутся,

Можем сесть и можем встать,

Если руки вверх поднимем,

Можем ими помахать.

Голову наклоним влево,

Можем вправо наклонить,

Шея станет тяжелее,

Голову вниз опустить.

Плечики поочередно,

Можем вверх мы поднимать.

Ну, а спину мы свободно

Можем дружно наклонять.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «МОЯ СЕМЬЯ»

семья

(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья

 (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

Физ. Минутка

«моя семья»

Раз, два, три, четыре

 (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?

 (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять

 (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;

 (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!

 (загибают поочередно пальцы на руке)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА :«МОЙ ДОМ. МЕБЕЛЬ»

Пальчиковая гимнастика:

«Мебельный магазин»

 Эту мебель мы купили 

 (Ребенок ритмично сжимает) 

С папой вместе в магазине. 

( разжимает пальцы рук).

Это стул, на нем сидят. 

(Загибает или разгибает пальцы на руке)

Это стол, за ним едят.  

( перечисляя мебель.)

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Эту мебель мы купили 

( Произносит текст, ритмично)

С папой вместе в магазине. 

( сжимает и разжимает пальцы рук).

Физ. Минутка

«мебель»

Раз, два, три, четыре,

 (хлопают в ладоши)

Много мебели в квартире.

  (прыгают на месте)

В шкаф повесим мы рубашку

, (повороты туловища вправо-влево)

А в буфет поставим чашку.

 (поднимают руки вверх)

Чтобы ножки отдохнули,

 (трясут каждой ногой)

Посидим чуть-чуть на стуле.

 (приседают)

А когда мы крепко спали,

 (кладут руки под щеку)

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

 (хлопают в ладоши)

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

(прыгают на месте)

Много мебели в квартире.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА :«ЗИМУШКА – ЗИМА»

Пальчиковая гимнастика

«Ёлка»

Посмотри: на нашей елке

 (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки

 (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики,

 (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики

 (крутим фонарики).

Физ. Минутка

«зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем. 

(имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. 

(шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.

 (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. 

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы .

 (соответствующие движения) 

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

 (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА :«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА»

Пальчиковая гимнастика

«Снег»

Лепим мы из снега ком,

(Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.

(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,

(Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить

(Соединяют руки в «замок»)

Физ. Минутка

«лыжи»

 Мы на лыжах в лес идем,

(Дети машут руками словно Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками).

 Палки нам идти помогут,

 Будет нам легка дорога

 Вдруг поднялся сильный ветер,

(Вращение туловищем)

 Он деревья крутит, вертит

(вправо и влево).

 И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

 По опушке зайчик скачет,

(Прыжки)

 Словно белый мягкий мячик.

 Раз прыжок и два прыжок –

 Вот и скрылся наш дружок!

 Хоть приятно здесь кататься,

 Надо снова заниматься.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА :«НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»

Пальчиковая гимнастика

«На ёлке»

Мы на ёлке веселились

(ритмичные хлопки в ладоши)

Мы плясали и резвились

( ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

(«шагают» средним и указательным пальчиками по столу )

Нам подарочки принёс

Дал большущие пакеты

(«Рисуют» руками большой круг)

В них же вкусные предметы

(ритмичные хлопки)

Конфеты в бумажках синих

(загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого)

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один – золотистый мандарин.

Физ.минутка

«дед Мороз»

Закрывайте окна,

Закрывайте двери

 (Соединяем ладошки вместе)

Закрывайте уши,

 (Закрываем ушки)

Закрывайте нос.

(Закрываем нос)

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз!

 (Ходим указательным и средним пальцами)

Щиплет уши, щиплет нос,

 (Щипаем названные части тела)

Щиплет щёчки дед Мороз.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА :«ЗИМОВКА ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ»

Пальчиковая гимнастика

«птичья кормушка»

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно,

(имитация насыпания зерна)

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клёст и воробей!

И, конечно, ждём мы в гости

Красногрудых снегирей.

(загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц).

Физ. Минутка

«синица»

Скачет шустрая синица,

 (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,

 (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,

 (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок.

 (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку,

(Присели.)
Почесала клювом грудку,

(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень,

 (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири,

 (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень!

 (Прыжки на месте на двух ногах.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА :«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»

Пальчиковая гимнастика:

«Север»

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» - меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

Физ. Минутка

Гимнастика «Белые медведи»

Белые медведи мороза не боятся,

(Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять)

Нравится им в море ледяном купаться.

(Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять)

Не страшны им в Арктике

клыкастые моржи,

(Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого)

 На рыбу и тюленей охотятся они.

.

.

(Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого )

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА :«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Пальчиковая гимнастика

«магазин».

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой).

Мы купили торт — один,

(Показывают 1 палец).

Плюшек — две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца).

Ватрушек — три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца).

А киви купили — сразу четыре

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца).

Физ. Минутка

«Помощники»

Мы лопатки взяли,

 (дети имитируют действия огородников)

Землю раскопали, Ее мы удобряли,

Все вместе разрыхляли. Грабли в руки взяли,

Грядки разровняли. Семена сажали,

Из лейки поливали. Мы мотыгу взяли

И сорняки убрали. Все под солнышком растет.

Вырос, вырос огород! Урожай.

В огород пойдем, Урожай соберем.

 (Шаги на месте.)

Мы моркови натаскаем

(«Таскают».)

И картошки накопаем.

 («Копают».)

Срежем мы кочан капусты,

 («Срезают».)

Круглый, сочный, очень вкусный,

 (Показывают круг руками — три раза).

 Щавеля нарвем немножко 

(Рвут).

И вернемся по дорожке. 

(Шаги на месте.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПОСУДА. СЕРВИРОВКА СТОЛА»

Пальчиковая гимнастика

«посуда»

Раз, два, три, четыре

 (ударяем кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли

 (хлопаем в ладоши)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибаем пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку 

Мы посуду перемыли

 (одна ладонь на другую)

Только чашку мы разбили

 (загибаем пальчики, начиная  с большого)

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали

 (хлопаем в ладоши)

Физ. Минутка

«посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

 («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.

 (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,

 (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки.

 (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,

(кружиться)
Только стукни — разобьются.

 (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки,

 (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес.

 (сделать большой круг)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «НАШИ ПАПЫ – ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Пальчиковая гимнастика

«23 февраля».

Февраль, февраль, зима и солнце! 

(Хлопают в ладоши.)

И первых птичек переклик! 

(Соединяют ладони большими пальцами, машут остальными пальцами, словно крылышками.)

Сегодня выглянул в оконце:

 (Закрывают лицо ладонями, а затем выглядывают, раздвигая их.)

Застыл, к стеклу лицом приник.

Мои друзья – вчера мальчишки —

 (Сжимают и разжимают пальцы.)

Сегодня выросли и вдруг

Все, как один, забросив книжки, 

Хлопают в ладоши.)

За руки взялись, встали в круг.

 (Берут соседа за руку.)

И обещали мамам, сестрам

 (Сжимают и разжимают пальцы.)

Границы радости беречь.

Беречь весь мир: и птиц, и солнце, 

(Загибают пальчики на одной руке.)

Меня в окошке уберечь! 

(Закрывают руками лицо.)

Физ. Минутка

«Что там чудится в тумане»

Что там чудится в тумане?

 (Дети вытягивают руки вперёд.)

Волны плещут в океане.

 (Дети машут руками, изображая волны.)

Это мачты кораблей. 

(Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! 

(Дети приветственно машут руками.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «МИР ПРЕДМЕТОВ И ТЕХНИКИ»

Пальчиковая гимнастика

«Компьютер»

Мы компьютер покупаем,

 (сжимают и разжимают пальцы)

Ждал его я целый год!

 (хлопают в ладоши)

Но одно меня смущает:

 (сжимают и разжимают пальцы)

Мышь в компьютере живет.

 (пальцами «бегут» по столу).

Физ.минутка

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПРАЗДНИК МАМ И БАБУШЕК»

Пальчиковая гимнастика

«У всех есть мамы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ТРАНСПОРТ. ПУТЕШЕСТВИЯ»

Пальчиковая гимнастика

«лодочка»

 Две ладони я прижму

(Ладони соединить лодочкой)

 И по речке поплыву. Две ладони, детвора, -

 (Водить сложенными руками влево-вправо)

 Это лодочка моя. Паруса я подниму.

 (Поднять вверх выпрямленные ладони)

 Синим морем поплыву. А со мною по волнам

 (Волнообразные движения обеими ладонями)

 Плывут рыбки тут и там.

Физ. Минутка

«самолёт»

Руки ставим мы вразлет:

(Руки в стороны.)
Появился самолет.

 (Полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда,

 (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два».

(Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!

 (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите,

(Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите.

(Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!

 (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз,

 (Опустили руки.)
И на место все садись!

 (Сели на места.)

ЛИКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПРОФЕССИИ»

Пальчиковая гимнастика

«Профессии»
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять
пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Физ.минутка

«профессии»

Повар варит кашу.

 (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. 

 (Махи руками)
Доктор лечит Машу.   

(Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует.

 (Хлопки)
Дровосеки рубят.

  (Махи с наклонами )
Строят мастера.

 (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, 

(Поднимание плеч)
Наша детвора?

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Пальчиковая гимнастика

Синий чиж.(потешка)

По дубочку постучишь-

(стучим кулачком по столу.)

Прилетает синий чиж.-

(машем «крыльями».)

У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький.

(Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные

движения, пёрышки на хохолке «развеваются».)

А на лапке маленькой сапожочек аленький.

(Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца

другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.)

Чиж под солнышком летал и головкою кивал.

(Машем «крыльями», киваем головой.)

Физ. Минутка

Дили-дили-дили-дили,
Соню-совушку будили…

 (Ходьба на месте.)
«Ох! – заохала Сова. –
Разболелась голова

 (руками обхватить голову).
Шумный день, светлый день

 (держа голову, наклонять ее вправо-влево),
Улечу-ка лучше в тень…»

 (То же вперед-назад.)
Куропатки топают

 (топать ногами на месте),
Крылышками хлопают

 (поднимать и опускать руки через стороны).
А зайчата прыгают

 (прыгать на месте),
Усиками двигают

 (помахать кистями рук).
Лапки вверх – потянись

 (подняв руки, потянуться вверх),
Лапки вниз – наклонись

 (руки опустить, наклониться).
Потянуться

 (потянуться вверх),
Повернуться

 (повернуться вокруг себя),
Кувыркнуться

 (прыжок на месте),
Улыбнуться! Раз-два! Раз-два!
Спит сейчас одна Сова...

 (Встав на носочки, поднять руки вверх и потянуться.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «КНИЖНАЯ НЕДЕЛЯ»

Пальчиковая гимнастика

«Книги»

Мы на полочке лежим

( руки «полочкой»)

Сказку рассказать хотим.

( разводят руки в стороны)

В руки нас быстрей возьми(

 руки в «замок» перед собой)

И читать скорей начни:

( соединяют ладошки вместе «книжечкой»)

Про колобок-румяный бок,

(соединить округлые пальцы вместе, воображаемый шар)

Про зайку, (

(ушки над головой(или из пальцев двух рук сделать двух «зайчиков»)

И про теремок.

(ладони «домиком» над головой или перед собой)

Книжек много есть на свете!  

(соединяют пальцы рук по одному пальчику начиная с мизинца)

Почитать хотите, дети?

(потёрли ладошки перед собой)

Физ. Минутка

«книга»

Открывай скорее книжку!   

(развести руки в стороны)                                       

В книжке мошка, мышка, мишка,                                           

В книжке мячик круглый бок,

Вверх, вниз, прыг, скок.

(по тексту)

В книжке зонт, открой и пой,                                      

(Поднять руки вверх над головой)

Дождик льёт, а ты сухой!   

(Пальчиками по коленям)                                        

Киска в книжке близко – близко                                 

На цветной картинке киску

Долго глажку я рукой –

Ведь у киски мех такой

(Поглаживание рук)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «НАШИ БЫСТРЫЕ РАКЕТЫ. КОСМОС»

Пальчиковая гимнастика

«планеты»

Раз, два, три, четыре, пять,

 (хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий,

      (загибаем пальцы на каждое название планеты)

      На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши,

 (хлопаем в ладоши)

полетали от души!

       (пальцы сжаты, большой палец вверх)

Физ. Минутка

«космодром»

Всё готово для полёта,

 (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят.

 (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта,

(марш на месте.)
Космонавты встали в ряд.

(встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо,

 (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон.

(наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела.

 (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром.

(присесть на корточки, затем подняться.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «МОЙ ГОРОД. МОЯ УЛИЦА»

Пальчиковая гимнастика

«страна»

Посмотрю на карту я:

(вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля.

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя!

 (прикладывают руки к груди)

Физ. Минутка

«город»

Мы по городу шагаем,

 Много видим, называем:

 Светофоры и машины,

 Ярмарки и магазины,

 Скверы, улицы, мосты,

 И деревья, и кусты.

(движения выполняются по тексту)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

Пальчиковая гимнастика

«животные жарких стран»

Если в жаркую страну

 (сжимать – разжимать пальцы поднятых вверх рук)

Я случайно попаду,

 (поочередно соединять у лица пальцы с

То увижу там шакала,

(большим пальцем, как у бинокля)

Кенгуру, гиппопотама,

 (работать пальцами вытянутой правой руки)

Обезьяну, тигра, льва,

 (сжимать – разжимать пальчики протянутой вперёд левой руки)

 (работать пальчиками согнутой правой руки)

Хорошо живется им –

(работать левой рукой)

Не бывает снежных зим.  

(громко хлопнуть ладошками, развести руки широко в стороны)

Физ. Минутка

«жираф»

У жирафа пятна,пятнышки везде:

 на лбу, на ушах, на шее,

 на локтях, и на ногах, на животах,

 коленях и носках

 (дети хлопают себя по телу, изображая пятнышки).

У слона есть складки,складочки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках

 (дети щиплют себя, изображая складки).

А у зебры есть полоски,есть полосочки везде: на лбу, на ушах, на шее, на локтях, и на ногах, на животах, коленях и носках

 (дети ребром ладони показывают полоски).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ВЕСНА – КРАСНА. ДЕНЬ ТРУДА

Пальчиковая гимнастика

«Весна»

Солнышко, золотое донышко —

(пальчики по два раза касаются большого пальца)
Гори ясно, чтобы не погасло — 

(пальчики по два раза касаются большого пальца)
Побежал в саду ручей —

(указательным и средним пальцами бегают по столу)
Прилетели сто грачей —

(скрещивают кисти и изображают машущие крылья)
А сугробы тают —

(работают кистями, сжимая кулачки)
Цветочки подрастают —

(трясут пальцами над головой.)

Физ. Минутка

«весна»

Цветы цветут, скворцы поют

 (дети выполняют упражнения цветок и птичка)

Все птицы дружно гнезда вьют

 (обхватывают все пальчики одной руки ладонью другой)

Идет весна, весна красна,

Она прекрасна и ясна.

 (ходят по кругу хороводом, взявшись за руки)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Пальчиковая гимнастика

«Капитан»

Я - отважный капитан,

(проговаривая стишок, ладони двигать, как лодка)
Мне не страшен ураган

(ладони вместе, плавные движения из стороны в сторону)

Чайки белые кружатся, тоже ветра не боятся

(скрестив ладони, плавные движения вверх-вниз)

Лишь пугает птичий крик, стайку золотистых рыб

(ладони тыльной стороной, помахать пальцами, сжатыми вместе)
И, объездив чудо - страны, посмотрев на океаны

(выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок)
Путешественник-герой, к  маме я вернусь домой!

(плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде)

Физ. Минутка

«будем мир мы защищать»

Раз, два, три, четыре, пять. 

(Поочередно соединяют пальчики обеих рук._
Будем мир мы защищать!

(Жмут руки друг другу.)
На границе встанем, 

(Прямые руки вытягивают вперёд).
Всех врагов достанем. 

(Шаг, выпад вперёд.)
Будем чаще улыбаться, 

(Повороты в стороны, улыбаются друг другу.)
А не ссориться и драться!

(Обнимаются друг с другом.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОДВОДНЫЙ МИР. РЫБЫ»

Пальчиковая гимнастика

«рыбки»

Рыбки в озере живут,

(Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу «рыбка»).

      Вверх и вниз они снуют.

     (Указательный и большой пальцы сложить колечком «пузырь»)

По команде «Раз, два, три»

Выпускают пузыри.

(Обеими руками показывать, как пузыри медленно перемещаются снизу вверх.)

      И кружатся, и шалят,

(Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.)

И хвостами шевелят.

(Пошевелить кончиками пальцев.)

Физ. Минутка

«Рыбы»

Улитки ползут, свои домики везут.

(передвигаются медленно, в полуприсяде, сложив руки за спину)

Рогами шевелят, на рыбок глядят.

(Останавливаются , делают рожки из пальчиков и ритмично наклоняют голову влево, в право.)

Рыбки плывут, плавничками гребут.

(Передвигаются мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вперёд. назад.)

Влево, вправо поворот, а теперь наоборот.

(повороты туловища влево – вправо и наоборот).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЦВЕТЫ И НАСЕКОМЫЕ»

Пальчиковая гимнастика

«Божья коровка»
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки

Физ. Минутка

«цветы»

Спал цветок и вдруг проснулся,

 (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,

 (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,

 (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.

 (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

 (Покружиться.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Пальчиковая гимнастика

«скоро лето»

Вот и лето наступает

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать

(Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать

(«Домик»)

Физ. минутка

«вежливый заяц»

Дайте капусты кочанчик другой!

 (махать двумя руками к себе)

Разве так прося? Подумай, косой.

 (повороты в сторону)

Дайте, пожалуйста, - вспомнил Зайчишка,-

 (наклоны вперед руки вперед)

И, если можно, с большой кочерыжкой.

 (показать большой круг)

Вот, молодец, ему лапу пожали

 (пожать ладошки)

И самых вкусных кочанчиков дали…

 (погладить живот)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ ВЗЯТ С ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ. В ВИДЕ ПРИМЕРОВ ГИМНАСТИКИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»

Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...

картотека пальчиковых игр и физкульт минуток по лексическим темам

пальчиковые гимнастики для разного возраста....

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам. Подготовила Кузнецова Н.В.

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам...

Логопедическая минутка по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики; фонетико-фонематических процессов, общих речевых навыков - четкости дикции....

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам...

Картотека пальчиковых гимнастик в младшей группе (по лексическим темам)

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые и...