Логопедическая минутка по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
материал по логопедии (старшая группа)
Для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики; фонетико-фонематических процессов, общих речевых навыков - четкости дикции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №24 «КОСМОС»
Логопедическая минутка по лексическим темам
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Подготовила:
Нартдинова Айгуль Фардатовна
Логопедическая минутка: «Семья».
1.Развитие артикуляционной моторики |
«Улыбочка»; «Заборчик»; «Лопаточка»; «Наказать непослушный язычок»; «Чашечка»; «Вкусное варенье»; «Почистим зубки»; «Конфета»; «Парус»; «Лошадка»; «Грибок»; «Качели»; «Громкий барабан». |
2. Дыхательная, голосовая гимнастика: “Надуй шарик”
Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс.
(Повторить 3-5 раз)
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
3. Интонационно-ритмическая гимнастика. (Развитие фонетико-фонематических процессов)
ПИ-ПЭ-ПА
ПО-ПУ-ПЫ
ПЕ-ПЯ-ПЮ
БИ-БЭ-БА
БО-БУ-БЫ
БЕ-БЯ-БЮ
4.Скороговорки, стихи и загадки. Развитие общих речевых навыков — четкости дикции,
Стихотворение для заучивания
Бабушка и дедушка,
Мамочка и папочка,
Две сестренки старшие
И котенок-лапочка.
И еще, конечно, я.
Очень дружная семья!
5.Развитие общей моторики. «Ноги выше поднимай» | |
Инструкция | Выполняемые движения |
Осенью, весною, Летом и зимою. Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает. Папа бодро приседает. Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева, Я и сам бегу трусцой И качаю головой. | Идут по кругу, взявшись за руки Движения в центр и обратно Дети стоят в кругу Выполняются движения согласно тексту |
6.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Семья» | |
Инструкция | Выполняемые движения |
Как у нас семья большая Да веселая Два у лавки стоят Два учится хотят, Два Степана у сметаны Объедаются Две Дашки у кашки Питаются Две Ульки в люльке Качаются. | Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно Загибать большие пальцы на обеих руках. Загнуть указательные пальцы на обеих руках Загнуть средние пальцы Загнуть безымянные пальцы Загнуть мизинцы |
Логопедическая минутка: «Огород. Овощи».
1.Развитие артикуляционной моторики |
«Улыбочка»; «Заборчик»; «Лопаточка»; «Наказать непослушный язычок»; «Чашечка»; «Вкусное варенье»; «Почистим зубки»; «Конфета»; «Парус»; «Лошадка»; «Грибок»; «Качели»; «Громкий барабан». |
2. Дыхательная, голосовая гимнастика:
Ветер воет У-У-У. Листья с веток оборву.
(Пальцы разведены в стороны [это деревья и ветки с листьями]. Губы округлить и слегка вытянуть вперед, подуть на пальцы и медленно ими пошевелить.)
Ветер листики сдувает. (Сильнее подуть на пальцы и быстро пошевелить ими)
Их он по двору гоняет. (Пальцы расслаблены. Дуем на ладони, переворачиваем их. [Ветер уносит листья]
Я листочки подмету, я порядок наведу. [Кисть руки расслаблена и свободно движется]
3. Интонационно-ритмическая гимнастика. (Развитие фонетико-фонематических процессов)
да – до – ду – ды
до – ду – ды – да
ду – ды – да – до
ды – да – до – ду
два – дво; две – дви – дне
дво – две; дви – дне – два
две – дви; дне – два – дво
дви – дне; два – дво – две
4.Скороговорки, стихи и загадки. Развитие общих речевых навыков — четкости дикции.
Стихотворение для чтения и заучивания “Огород”
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год. А. Прокофьев.
5.Развитие общей моторики. «Огород» | ||
Инструкция | Выполняемые движения | |
В огород пойдем, Урожай соберем. Мы моркови натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. | Идут по кругу, взявшись за руки «Таскают» «Копают» «Срезают» показывают круг руками-3 раза «Рвут» Идут по кругу, взявшись за руки | |
6.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Урожай» | ||
Инструкция | Выполняемые движения | |
Мы капусту рубим-рубим Мы капусту солим – солим Мы капусту трем-трем Мы капусту жмем-жмем | поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз поочередное поглаживание подушечек пальцев потирать кулачок о кулачок сжимать и разжимать кулачки |
Логопедическая минутка: «Посуда»
1.Развитие артикуляционной моторики |
«Улыбочка»; «Заборчик»; «Лопаточка»; «Наказать непослушный язычок»; «Чашечка»; «Вкусное варенье»; «Почистим зубки»; «Конфета»; «Горка» «Парус»; «Качели»; «Лошадка»; «Грибок»; «Громкий барабан». |
2. Дыхательная, голосовая гимнастика:
«Насос»
3. Интонационно-ритмическая гимнастика. (Развитие фонетико-фонематических процессов)
Слоги СА – СО - СУ - СУ
СО - СУ - СА - СЫ
СУ - СА - СЫ - СО
СЫ - СУ - СО - СА
СО - СУ - СА - СЫ
СА - СЫ - СО - СУ
4.Скороговорки, стихи и загадки. Развитие общих речевых навыков — четкости дикции.
Стихотворение для чтения и заучивания
Да-да-да грязная посуда
Ду-ду-ду мыть посуду буду
До-до-до вот большое блюдо
Да-да-да вымыта посуда
5.Развитие общей моторики. «Посуда» | |
Инструкция | Выполняемые движения |
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принёс. | Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Присели, одна рука на поясе. Кружатся, рисуя руками круг. Потянулись, руки сомкнули над головой. Вытянули руки вперёд |
6.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» | |
Инструкция | Выполняемые движения |
Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали- Так мы маме помогали. | удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; одна ладонь скользит по другой по кругу; загибают пальчики по одному; одна ладонь скользит по другой; загибают пальчики по одному; хлопок в ладоши; |
Логопедическая минутка: «Транспорт».
1.Развитие артикуляционной моторики |
«Улыбочка»; «Заборчик»; «Лопаточка»; «Наказать непослушный язычок»; «Чашечка»; «Вкусное варенье»; «Почистим зубки»; «Конфета»; «Горка» «Парус»; «Качели»; «Лошадка»; «Грибок»; «Громкий барабан». |
2. Дыхательная, голосовая гимнастика: «Фокус»
3. Интонационно-ритмическая гимнастика. (Развитие фонетико-фонематических процессов)
Слоги:
ША – ШО - ШУ - ШУ
ШО - ШУ - ША - ШЫ
ШУ - ША - ШЫ - ШО
ШЫ - ШУ - ШО - ША
ШКО - ШКУ - ШКА - ШКЫ
ШТА - ШТЫ - ШТО – ШТУ
АШК– ОШК – ЫШК –УШК
ЫШТ – УШТ – ОШТ - АШТ
ЖА – ЖО – ЖУ – ЖЫ ЖДА – ЖДО – ЖДУ – ЖДЫ
ЖУ – ЖЫ – ЖО – ЖА ЖВА – ЖВУ – ЖВЫ - ЖВО
АЖ – УЖ – ОЖ – ЫЖ АЖД – ОЖД – УЖД - ЫЖД
УЖ – ЫЖ – ОЖ – АЖ АЖА – ОЖО – УЖУ - ЫЖУ
4.Скороговорки, стихи и загадки. Развитие общих речевых навыков — четкости дикции.
Стихотворение для чтения и заучивания.
Миша хочет быть штангистом,
Лёша хочет быть танкистом.
Ну а Сашенька весь в папу –
Точно будет машинистом.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
5.Развитие общей моторики. «Шоссе» | |
Инструкция | Выполняемые движения |
По шоссе спешат машины. - Шшшшшш! И шипят со злом уже: – Не спеши на вираже! Еж с мешком и посошком По шоссе идет пешком. (Н. В. Нищева) | Дети шагают на месте, держат воображаемый руль Выполняют повороты вправо-влево Дети шагают на месте |
6.Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Транспорт» | |
Инструкция | Выполняемые движения |
Будем пальчики сгибать – Будем транспорт называть: | Сжимают и разжимают кисти рук Загибаем пальцы начиная с мизинца «Встряхиваем» ладонями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»
Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/28/picture-730127-1451254001.jpg)
Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-736256-1452854598.jpg)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста
картотека польчиковых игр для старшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/09/picture-930459-1496988895.jpg)
Загадки по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста
Загадки по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-974144-1510773231.jpg)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста
Картотека пальчиковых игр по лексическим темамдля детей старшего дошкольного возраста...
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализаци...