Рабочая программа Чуреева Ю.Ю. 2019-2020
рабочая программа
Пояснительная записка. Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_chureeva_yu.yu_._2019-2020.docx | 90.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ХОРЕОГРАФ) НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор программы: Педагог дополнительного образования ( хореограф) Чуреева Ю.Ю.
г. Борисоглебск 2019 год
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Содержание.
- Пояснительная записка 3
- Цели и задачи реализации Программы 4
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы 5
- Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) _ 5
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1.Модель образовательного процесса. 5 2.2.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 4 – 5
лет _ 6
- Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5 – 7
лет _ 8
- Ожидаемые результаты и способы их проверки 10
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
- Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка _ 11
- Организация предметно-пространственной среды 11
- Кадровые условия реализации программы 12
- Материально-техническое обеспечение Программы_ 12 3.5.Учебно-тематический план (средняя группа) 13 3.5.1.Содержание программы _ 14
- Учебно-тематический план (старшая группа) 19
- Содержание программы 20
- Учебно-тематический план (подготовительная к школе группа)_ 23 3.7. 1.Содержание программы 24
3.7.2. Циклограмма деятельности 27
- 8 .Методика выявления уровня развития чувства ритма 27
3.9. Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка 30 3.9.1.Уровни развития ребёнка в музыкально-ритмической деятельности_ 32
- Программно-методический комплекс образовательного процесса 33
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка. Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-7 лет.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.
Данная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленных с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
- Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05.2013г. №26).
- Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию программы.
- принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность.
- принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе;
- принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений;
- принцип наглядности — ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
- принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую взаимосвязь.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль в обучении их игре на детских музыкальных инструментах.
Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.
У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
- Модель образовательного процесса. Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 7 лет. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 72 ч. Занятия длятся в средней группе 20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.
Группа | Продолжительность | Количество в неделю | Количество в год |
Средняя группа | 20 мин. | 2 | 72 |
Старшая группа | 25 мин. | 2 | 72 |
Подготовительная | 30 мин. | 2 | 72 |
к школе группа |
Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 4-5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
- обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М. Майкапара);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный,
быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
- развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки»,
«Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по
«горячему песку»);
- прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;
имитационные движения разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или
«трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.
плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
- формирование чувства такта;
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5 – 7 лет
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках,
«гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
- прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;
общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность);
упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);
плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
Развитие творческих способностей:
- Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
Развитие и тренировка психических процессов:
-тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;
-развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем
проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показатели уровня развития детей:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографической студии «Весёлый Каблучок» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
Дошкольник будет знать:
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- хореографические названия изученных элементов;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- знать позиции ног.
Воспитанник будет уметь:
- воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта или музыкально-хореографического спектакля. Концерт (спектакль) является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников музыкально- ритмпических и танцевально-творческих навыков:
- музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами и хореографической стойкой;
-наличие музыкальной аппаратуры, музыкальный центр, компьютер, мультимедиаплеер;
-наличике музыкально-дидактических игр, пособий и атрибутов к танцам;
-костюмерная с достаточным количеством косюмов для танцевального творчества дошкольников, выступлений;
-музыкальный инструмент (фортепиано)
Кадровые условия реализации программы.
Участниками образовательного процесса, реализующими выполнение данной программы, являются:
-педагог дополнительного образования( хореограф).
Материально – техническое обеспечение:
- Музыкальный зал.
- Нотно-методическая литература.
- Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:
а) Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка- пресс, 2006. - 272 с.
ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
- Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
- Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
- Фортепиано.
- Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов.
Учебно- тематический план
Количество в неделю - 2
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Общее количество часов – 72
Период прохождения материала | Перечисление тем | Количество часов | Итоговые мероприятия | Кол- во часов |
Сентябрь | Тема 1. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года. Тема 2. Осенний листопад. -Познакомить детей с понятиями «осень», «осенние листочки», «осенний листопад». -Расширять знания детей о понятиях «танец», «ориентировка в пространстве», «ровная спина», «носик смотрит прямо». -Учить первичным навыкам «находить свое место на краю ковра», «двигаться по краю ковра». | 8 | Осенний праздник | 1 |
Октябрь | 8 |
Ноябрь | Тема 3. Заводные султанчики. -Познакомить детей с понятиями «зима», «зимние праздники». -Расширять знание детей о понятиях «линии», «повороты, выпады вправо и влево». -Учить движения хороводного шага, держась за руки и соблюдая правильную форму круга. | 8 | Праздник Нового года | 1 |
Декабрь | 8 | |||
Январь | Тема 4. У мамы – кошечки. -Познакомить детей с понятиями «весна», «мамин праздник». -Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца. -Расширять имитационные знания о понятиях «кошечка точит коготки», «умывается», «ползает», «виляет хвостиком», «болтает ножками». | 8 | Праздник 8 марта | 1 |
Февраль | 8 | |||
Март | Тема 5. Пестрые ленточки. -Развивать музыкально-ритмическую координацию движений, способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, используя предметы. -Расширять умение перестраиваться из большого круга в маленький и наоборот, не держась за руки. -Учить детей движением в работе с лентой: «поочередное поднятие рук», «круговые движения рук», «змейка», «водопад». | 8 | Весенний праздник | 1 |
Апрель | 8 | |||
Май | Тема 6. Любимые танцы. -Повторение и закрепление пройденного за учебный год материала. -Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях хореографией. -Учиться музыкально, выразительно и эмоционально передавать характерные движения в танце. Тема 7. Диагностика уровня музыкально- | 8 | Показ итогового занятия | 1 |
двигательных способностей детей. |
Содержание программы.
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Занятие 1. Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года. | Занятие 2.
гимнастика «Ладошки».
«Качалочка», «Лодочка».
«Марш» Г. Свиридова.
| Занятие 3.
гимнастика «Ладошки».
«Качалочка», «Лодочка».
композиция «Марш» Г. Свиридова.
«Заинька-зайка» С.Насауленко.
| Занятие 4.
гимнастика «Ладошки».
«Качалочка», «Лодочка».
композиция «Марш» Г. Свиридова.
«Заинька-зайка» С.Насауленко.
|
О К Т Я Б Р Ь | Занятие 5.
«Погончики».
«Кошечка», «Достань мяч». | Занятие 6.
гимнастика «Погончики»
«Кошечка», «Достань мяч»
«Цыплята» азерб.нар.мел. | Занятие 7.
«Погончики».
«Кошечка», «Достань мяч».
композиция «Цыплята» азерб.нар.мел.
«Курочки и петушок» С.Насауленко. | Занятие 8.
«Погончики».
«Кошечка», «Достань мяч».
композиция «Цыплята» азерб.нар.мел.
«Курочки и петушок» С.Насауленко. |
6. Игровой самомассаж, релаксация. | 6. Игровой самомассаж, релаксация. | |||
Н О Я Б Р Ь | Занятие 10.
гимнастика «Насос».
«Колобок»«Паровозик»
«Чунга-Чанга» В. Шаинского. | Занятие 11. 1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп). | Занятие 12. 1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп). | |
Занятие 9. 1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп). |
гимнастика «Насос».
«Колобок»«Паровозик» |
гимнастика «Насос».
«Колобок»«Паровозик» | ||
2. Дыхательная гимнастика «Насос». | 4. Музыкально- ритмическая композиция | 4. Музыкально- ритмическая композиция | ||
3. Игровой стретчинг «Колобок», «Паровозик». | «Чунга-Чанга» В. Шаинского. 5. Музыкальная игра «Обезьянки и тигр» С.Насауленко | «Чунга-Чанга» В. Шаинского. 5. Музыкальная игра «Обезьянки и тигр» С.Насауленко | ||
6. Игровой самомассаж, релаксация. | 6. Игровой самомассаж, релаксация. | |||
Д Е К А Б Р Ь | Занятие 13. 1. Разминка. | |||
2. Дыхательная гимнастика. | ||||
| Занятие 14. Подготовка к контрольному итоговому занятию. | Занятие 15. Подготовка к контрольному итоговому занятию. | Занятие 16. Итоговое контрольное занятие. | |
Я Н В А Р Ь | Занятие 17. 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). | Занятие 18. 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). | Занятие 19. 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). | Занятие 20. 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). |
«Погреемся».
|
гимнастика «Погреемся».
«Растяжка ног», «Карусель».
|
гимнастика «Погреемся».
«Растяжка ног», «Карусель».
|
гимнастика «Погреемся».
«Растяжка ног», «Карусель».
|
4. Игровой самомассаж, релаксация. | ритмическая композиция «Куклы и Мишки» Д. Кабалевского. 5. Игровой самомассаж, релаксация. | ритмическая композиция «Куклы и Мишки» Д. Кабалевского .
«Медведь и пчелы» С. Насауленко.
| ритмическая композиция «Куклы и Мишки» Д. Кабалевского .
«Медведь и пчелы» С. Насауленко.
| |
Ф Е В Р А Л Ь | Занятие 21. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
«Кошка».
«Танцуйте сидя» Б. Савельева.
| Занятие 22. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
гимнастика «Кошка».
«Коробочка».
«Танцуйте сидя»
| Занятие 23. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).
гимнастика «Кошка».
«Коробочка» .
«Танцуйте сидя» Б. Савельева.
«Медведь и пчелы» С. Насауленко.
| Занятие 24.
высоким подниманием бедра, поскоки).
гимнастика «Кошка».
«Коробочка» .
«Танцуйте сидя» Б. Савельева.
«Медведь и пчелы» С. Насауленко.
|
М А Р Т | Занятие 25.
подниманием бедра, поскоки).
«Обними плечи».
«Корзиночка».
| Занятие 26.
высоким подниманием бедра, поскоки).
гимнастика «Обними плечи».
«Корзиночка».
«Найди себе пару» | Занятие 27.
высоким подниманием бедра, поскоки).
гимнастика «Обними плечи».
«Корзиночка».
композиция «Найди | Занятие 28.
высоким подниманием бедра, поскоки).
гимнастика «Обними плечи».
«Корзиночка».
композиция «Найди |
композиция «Найди себе пару» М. Спадавеккиа. | М. Спадавеккиа. 5. Музыкальная игра «Аист и лягушки» С. Насауленко. | себе пару» М. Спадавеккиа.
«Аист и лягушки» С. Насауленко.
| себе пару» М. Спадавеккиа.
«Аист и лягушки» С. Насауленко.
| |
А П Р Е Л Ь | Занятие 29.
подниманием бедра, поскоки).
гимнастика «Ушки».
«Березка», «Мостик».
«Песенка о лете» Е. Крылатова. | Занятие 30.
высоким подниманием бедра, поскоки).
гимнастика «Ушки».
«Березка», «Мостик».
«Песенка о лете» Е. Крылатова. | Занятие 31.
высоким подниманием бедра, поскоки).
гимнастика «Ушки».
«Березка», «Мостик».
композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова.
«Барашки и волк» С. Насауленко.
| Занятие 32.
высоким подниманием бедра, поскоки).
гимнастика «Ушки».
«Березка», «Мостик».
композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова.
«Барашки и волк» С. Насауленко.
|
М А Й | Занятие 33. Подготовка к контрольному итоговому занятию. | Занятие 34. Подготовка к контрольному итоговому занятию. | Занятие 35. Итоговое контрольное занятие. | Занятие 36. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей. |
Итого: 72 часов |
- Учебно- тематический план
Количество в неделю – 2
СТАРШАЯ ГРУППА
Общее количество часов – 72
Период прохождения материала | Перечисление тем теория | Количество часов | Перечисление тем практика | Количество часов | Итоговые мероприятия | Кол-во часов |
Сентябрь | Тема1. «Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года. Тема 2. «Культура поведения на занятиях хореографии» | |||||
2 | 6 | 8 | ||||
Тема 1. «Волшебная осень» | «Путешествие в осенний лес» | 8 | ||||
Октябрь | Тема 3. «Культура поведения | 1 | 7 | |||
в театре» | ||||||
Ноябрь | Тема 4. «Танцевальное искусство» | 1 | 7 | 8 | ||
Тема 5. «Виды | ||||||
Декабрь | хореографии» | 2 | 6 | 8 | ||
Тема 6. «Сюжетный танец» | 8 | |||||
Январь | 2 | 6 | ||||
Тема 2. «Здравствуй, гостья-зима!» | «Новогодняя сказка» | 8 | ||||
Февраль | Тема 7. «Народный танец» | 2 | 6 | |||
Тема 8. «Бальный танец» | ||||||
Март | 1 | 7 | 8 | |||
Тема 4. «В гости к весне» | «Весенняя капель» | 8 | ||||
Апрель | Тема 9. «Историко – бытовой танец» | 3 | 5 | |||
Тема 10. |
Май | «Танцевальный Воскресенск» | 2 | Тема 5. «Здравствуй, лето!» | 6 | «День города» | 8 |
Содержание программы
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Занятие 1. Вводное занятие. Тема «Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года». | Занятие 2. Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»:
«Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна. | Занятие 3. Упражнения на ориентировку в пространстве:положение прямо (анфас), полуоборот, профиль. Положения и движения ног: позиции ног (выворотные); relleve по 1,2,3 позициям. «Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна. | Занятие 4. Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат. Положения и движения ног: sotte по 1,2.6, sotte в повороте (по точкам зала). «Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна. |
О К Т Я Б Р Ь | Занятие 5. Тема 3. «Культура поведения в театре». - Познакомить детей с культурой и правилами поведения при посещении театров. Положения и движения ног: demi – plie по 1,2,3 позициям; сочетание маленького приседания и подъема на полупальцы, шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад. Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги. | Занятие 6. Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки. Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах; demi- plie с одновременной работой рук. Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги. | Занятие 7. Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца. Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги. | Занятие 8. Итоговое занятие «Путешествие в осенний лес» |
Н О Я Б | Занятие 9. Тема «Танцевальное искусство». - Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство», «хореографический образ», «пластика», «жест», «выразительность». | Занятие 10. Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок. Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом. | Занятие 11. Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца). «Танец Солдатиков и Куколок» | Занятие 12. Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию). |
Р Ь | «Танец Солдатиков и Куколок». | |||
Д Е К А Б Р Ь | Занятие 13. Тема «Виды хореографии». - Познакомить детей с видами хореографии: | Занятие 14. Положения и движения рук: «приглашение». | Занятие 15. Положения рук в паре: «лодочка» (поворот под руку). | |
классический, народный, бальный, историко- бытовой и современные танцы. Движения ног: battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie; притоп простой, двойной, тройной. | Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные; руки перед грудью – «полочка». «Танец Солдатиков и Куколок» | Движения ног: Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга). «Танец Солдатиков и Куколок» | Занятие 16. Итоговое занятие «Новогодняя сказка». | |
Я Н В А Р Ь | Занятие 17. Тема «Сюжетный танец». Положение рук в паре: «под ручки» (лицом друг к другу). | Занятие 18. Положения рук в паре: сзади за талию (по парам, тройкам). Движения ног: | Занятие 19. Упражнения на ориентировку в пространстве: «змейка»; «ручеек». | Занятие 20. Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца. |
Движения ног: простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве:колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре. | танцевальный шаг по парам, тройкам ( с положением рук сзади за талию). Упражнения на ориентировку в пространстве:диагональ. Танец «Птичка польку танцевала» | Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца. Танец «Птичка польку танцевала» А. Рыбникова. | Движения ног: прыжки с поджатыми ногами. Танец «Птичка польку танцевала» А. Рыбникова. | |
А. Рыбникова. | ||||
Ф Е В Р А Л Ь | Занятие 21. Тема «Народный танец». - Познакомить детей с костюмами музыкой и культурными особенностями русского народа. Движения ног: «шаркающий шаг», «елочка»; (мальчики) подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции). | Занятие 22. Движения ног: «гармошка»; (девочки) простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями). Движения ног: «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки) маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка».Танцевальная композиция «Калинка». | Занятие 23. Движения ног: поклон на месте с руками; поклон с продвижением вперед и отходом назад; (мальчики) подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция); (девочки) бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка». Танцевальная композиция «Калинка». | Занятие 24. Упражнения на ориентировку в пространстве:«звездочка» «корзиночка». Танцевальная композиция «Калинка». |
М А Р Т | Занятие 25. Тема «Бальный танец». - Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька. | Занятие 26. Тема « В гости к весне». Танцевальная комбинация, построенная на элементах бального танца. | Занятие 27. Постановка корпуса, головы, рук и ног. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. | Занятие 28. Движения ног: шаги: бытовой и танцевальный; поклон, реверанс. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. |
А П Р Е Л Ь | Занятие 29. Тема «Историко-бытовой танец». - Познакомить детей с понятием историко- бытовой танец»:менуэт, полонез. | Занятие 30. Движения ног: «пике» (одинарный) в прыжке. | Занятие 31. Положения рук в паре: основная позиция. Движения ног: легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной вперед. | Занятие 32. Движения в паре: «боковой галоп» вправо, влево; легкое покачивание лицом друг к другу; поворот по парам. |
Движения ног: «боковой галоп» простой (по кругу). «боковой галоп» с притопом (по линиям). | Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. | Движения в паре: (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика. Танец «Колхозная полька» | Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. | |
М. Дунаевский. | ||||
М А Й | Занятие 33. Тема «Танцевальный Воскресенск». - Рассказать детям о танцевальных коллективах города. Движения ног: боковой подъемный шаг. | Занятие 34. Подготовка к итоговому занятию. | Занятие 35. Итоговое занятие «День города» | Занятие 36. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей. |
Положения рук в паре: «корзиночка». | ||||
Итого: 72 часа |
- Учебно- тематический план
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Общее количество часов – 72
Количество в неделю – 2
Период прохождения | Перечисление тем теория | Количество часов | Перечисление тем практика | Количество часов | Итоговые мероприятия | Кол-во часов |
материала | ||||||
Сентябрь | Тема1. «Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года. Тема 2. «Бальный танец» | |||||
2 | Тема 1. «Волшебная | 6 | 8 | |||
осень» | «Золотая | |||||
Октябрь | Тема 3. «Классический | 1 | 7 | осень» | 8 | |
танец» | ||||||
Ноябрь | Тема 4. «Историко – бытовой танец» | 1 | 7 | 8 | ||
Декабрь | Тема 5. «Современный танец» | 1 | 7 | 8 | ||
Январь | Тема 6. «Танцы народов мира» | 1 | 7 | 8 | ||
Тема 2. «Здравствуй, | «Новогодний карнавал» | |||||
Февраль | Тема 7. «Русский народный танец» | 1 | гостья-зима!» | 7 | 8 | |
Тема 8. «Испанский танец» | ||||||
Март | 1 | 7 | 8 | |||
Тема 4. «В гости к весне» | «Весна стучится в окна» | 8 | ||||
Апрель | Тема 9. «Цыганский танец» | 1 | 7 | |||
Май | Тема 10. «Путешествие по странам» | 1 | Тема 5. «Здравствуй, лето!» | 7 | «Выпуск детей в школу» | 8 |
.Содержание программы
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Занятие 1. Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года. | Занятие 2. Тема «Бальный танец» - Рассказать о современных бальных танцах – румба, танго, фокстрот, квик-степ, ча- ча-ча, самба. Танец «Вальс» Е. Доги. | Занятие 3. Движения рук: port de bras. Движения ног: relleve; demi – plie. Танец «Вальс» Е. Доги. | Занятие 4. Движения ног: Вальс: par вальса (по одному, по парам); par balance (на месте, с продвижением вперед, назад. Танец «Вальс» Е. Доги. |
О К Т Я Б Р Ь | Занятие 5. Тема «Классический танец». - Познакомить детей с понятием «классический танец». –Раскрыть содержание термина «балет», показать фото и видеоматериалы из балетного спектакля. Движения ног: battement tendu, passé. Музыкально- ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин. | Занятие 6. Движения рук: port de bras. Движения ног: releve. Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин. | Занятие 7. Движения ног: demi-plie. Движение рук: port de bras. Музыкально- ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин. | Занятие 8. Итоговое занятие «Золотая осень». |
Н О Я Б Р | Занятие 9. Тема «Историко- бытовой танец» - Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев: гавот, мазурка. | Занятие 10. Движение ног: pas eleve. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. | Занятие 11. Движение ног: pas degage. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. | Занятие 12. Движение ног: pas balance. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. |
Ь | ||||
Д Е К А Б Р Ь | Занятие 13. Тема «Современный танец». - Познакомить детей с различными направлениями в современной хореографии: хип-хоп, брейк, диско, рок-н- ролл, фристайл. | Занятие 14. «Новогодний карнавал» Ассоль. | Занятие 15. «Новогодний карнавал» Ассоль. | Занятие 16. Итоговое занятие «Новогодний карнавал». |
«Новогодний карнавал» Ассоль. | ||||
Я Н В А Р Ь | Занятие 19. Движения ног: | |||
Занятие 17. Тема «Танцы народов мира». - Познакомить детей с особенностями национальных культур. | Занятие 18. Движения ног: поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука на месте и с отходом назад, «веревочка». | прыжок с поджатыми; (мальчики): присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком). Движения в паре: соскок на две ноги лицом друг другу. | Занятие 20. Движения ног: пружинящий шаг под ручку по кругу; (мальчики): присядка по 6 позиции с выносом ноги вперед на всю стопу. «Кадриль» В. Теплов. | |
«Кадриль» В. Теплов. | ||||
Ф Е В Р А Л Ь | Занятие 23. Движения ног: | |||
Занятие 21. Тема «Русский народный танец». - Рассказать о разнообразии характерных образов в русских народных танцах. | Занятие 22. Упражнения на ориентировку в пространстве:«карусель», «воротца». «Кадриль» В. Теплов. | (мальчики): одинарные удары ладонями по внутренней или внешней стороне голени с продвижением вперед и назад. Движения ног: | Занятие 24. Движения ног: кадрильный шаг с каблука,«ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук). «Кадриль» В. Теплов. | |
(девочки): вращение на полупальцах; | ||||
(мальчики): |
«гусиный шаг». | ||||
М А Р Т | Занятие 25. Тема «Испанский танец»
испанским народным танцем. | Занятие 26. Разучивание элементов испанского танца. | Занятие 27. Разучивание элементов испанского танца. | Занятие 28. Разучивание элементов испанского танца. |
А П Р Е Л Ь | Занятие 29. Тема «Цыганский танец». - Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев. | Занятие 30. Разучивание элементов цыганского танца. | Занятие 31. Разучивание элементов цыганского танца. | Занятие 32. Итоговое занятие «Весна стучится в окна» |
М А Й | Занятие 33. Тема «Путешествие по странам». | Занятие 34. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей. | Занятие 35. Подготовка к итоговому занятию. | Занятие 36. Праздник «Выпуск детей в школу». |
Итого: 72часа |
- Циклограмма деятельности.
Средняя группа. | Вторник, четверг |
Старшая группа | Понедельник, среда |
Подотовительная к школе группа | Понедельник , пятница |
- МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА,
(РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ МЕТОДИК А.Н.ЗИМИНОЙ И А.И.БУРЕНИНОЙ).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.
3.8.1.. Средний дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
- Движение.
- соответствие движений характеру музыки с контрастными частями: высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в
соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки; средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого; низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.
- соответствие движений ритму музыки:
высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения;
средний – выполняет движения с ошибками;
низкий – движения выполняются неритмично.
- соответствие движений темпу музыки:
высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения;
средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей;
низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.
- координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими жестами):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
- Воспроизведение метра и ритма.
- воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках: высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкального
произведения;
средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием.
низкий – беспорядочные хлопки.
- воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
- воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
Старший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
- Движение.
- передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.
передача в движении характера незнакомого музыкального произведения
(фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений; средний – выполнение движений с ошибками; низкий – движение выполняется не ритмично.
- координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
- Воспроизведение ритма.
- воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
- воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
- воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
- воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
- Творчество.
- сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
- танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка
- Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.
- Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».
Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.
3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.
- балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. 1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;
- Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.
3см и меньше – низкий уровень (1 балл). 4-7см – средний уровень (2 балла)
8-11см – высокий уровень (3 балла).
Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).
Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.
- балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
2 балл – средняя подвижность позвоночника.
1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
- Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).
Упражнение «Кто из лесу вышел?»
После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).
Упражнение «Заведи мотор».
Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).
Упражнение «Страусы».
Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).
3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
- Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).
Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».
- Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные
высказывания.
Упражнения с ладошками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.
- 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
- 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
- 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
- 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).
- балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.
- балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.
- балла – точно передает ритмический рисунок.
Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.
Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.
Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.
4.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
- Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка- пресс, 2006. - 272 с.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа средней группы Осьминожки 2019-2020 гг.
Рабочая программа, составленная педагогом первой категории - Андроник Ириной Юрьевной...
Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ. 2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя на все возрастные группы ДОУ....
Рабочая программа воспитателя ДОУ на 2019 - 2020 учебный год. Старшая группа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО. СТАРШАЯ ГРУППА НА 2019 - 2020 г. По программе "От рождения до школы"...
Рабочая программа средней группы на 2019-2020 гг.
Рабочая программа, разработанная в соответствии с ФГОС ДО для детей средней группы....
Рабочая программа подготовительной группы на 2019 - 2020 год
МБДОУ ДС "Брусничка" Рабочая программа на 2019 - 2020 учебный год. Подготовительная группа №2 "Солнышко"...
Рабочая программа педагога – психолога на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области ПРИНЯТО...
Рабочая программа младшей группы на 2019-2020 гг.
Рабочая программа младшей группы на 2019-2020 гг....