Направления арт-терапии
статья

Материал включает особенности использования, в  том числе и на занятиях методов арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleniya_art-terapii.docx122.75 КБ

Предварительный просмотр:

Показания для проведения терапии искусством

Как работает арт-терапия? Кратко опишу проблемы, с которыми успешно справляется арт-терапия.

Считается, что такое направление психокоррекции как арт-терапия эффективно при решении следующих проблем:

  • возрастные кризисы;
  • отставание ребенка в психическом или речевом развитии;
  • депрессия, преобладание пониженного тонуса и плохого настроения;
  • эмоциональное выгорание, стресспсихотравма;
  • синдром хронической усталости;
  • низкая самооценка, наличие внутриличностных комплексов, негативное самовосприятие;
  • повышенная тревожность;
  • неустойчивость психики;
  • психоэмоциональные проблемы;
  • различные фобии, панические атаки;
  • трудности в общении с членами семьи, друзьями, коллегами, конфликтность, раздражительность, импульсивность;
  • патологическая ревность;
  • вынужденное одиночество, длительная социальная изоляция;
  • трудности социализации.

Здесь перечислены лишь основные показания к применению арт-терапии.

Особенности использования

В каких учреждениях можно проводить занятия по арт-терапии? Такие курсы могут быть организованы в детском саду, в школе, в психологических центрах, в сфере дополнительного образования, в центрах дневного пребывания пожилых людей. В последние годы арт-терапия широко применяется в медицине.

Право вести занятия по арт-терапии имеют только квалифицированные психологи и психотерапевты. Кроме диплома о психологическом образовании у специалиста должно быть свидетельство об окончании курсов по терапии творчеством.

В индивидуальной форме творческие психотерапевтические занятия могут проводиться короткими курсами (3-5 сеансов). Такой формат позволяет успешно справиться с простыми психолого-педагогическими проблемами.

Если же человек находится в тяжелой депрессии, у него наблюдается посттравматический синдром, имеются психические отклонения, то ему требуется длительная систематическая работа с психотерапевтом. Курс терапии творчеством в этом случае будет состоять из 15–30 занятий. Для стойкого положительного эффекта от занятий творчеством понадобится дополнительная медикаментозная терапия. Правильно подобрать медицинские препараты могут психотерапевты и психиатры.

Для дошкольников

Выбирая методы арт-терапии в работе с детьми, психологу следует учитывать особенности психологии дошкольников. Простыми словами можно сказать, что арт-терапия с дошкольниками – это такой вид деятельности, в котором ребенок проявляется себя и свои способности.

Психокоррекционные задачи с этой возрастной категорией клиентов успешно решаются в ходе изобразительной деятельности, в процессе организации работы детей с песком или глиной, а также средствами сказкотерапии.

В период дошкольного детства арт-терапия – это инновационный метод развития мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы. В ходе таких занятий у детей формируются коммуникативные навыки и умение сотрудничать.

В психологических центрах и студиях детского развития арт-технологии применяются при организации курсов подготовки старших дошкольников к школьному обучению. Эта методика эффективна при работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Для младших школьников

Поступление в школу связано с глобальной перестройкой всего организма. Первоклашкам трудно адаптироваться к смене ведущего вида деятельности, выдерживать большие интеллектуальные нагрузки. Избежать стресса в период адаптации первоклассникам помогает такая техника арт-терапии, как раскраски-антистресс.

Занимаясь раскрашиванием, ребенок не только дает волю эмоциям, но и получает эстетическое удовольствие. Кроме того, раскрашивание мелких деталей – это прекрасная тренировка для мышц руки, произвольности и мелкой моторики. Если тематика рисунка подобрана с учетом интересов ребенка, то при работе с ним у ребенка формируется мотивация достижения: он старается выполнить работу аккуратно, потому что ему важен не только процесс, но и результат.

На протяжении всего обучения в начальных классах арт-терапия для детей может применяться как метод профилактики девиантного поведения. Для школьных психологов эта технология является экспресс-диагностикой детско-родительских отношений, психоэмоционального состояния ребенка, а также социально-психологического климата детского коллектива.

Для подростков

Термин «арт-терапия» впервые был использован в статьях о коррекции девиантного поведения. Сегодня эта методика, позволяющая самореализоваться, активно используется специалистами кризисных центров при работе с трудными подростками. Посещение курсов арт-терапии приносит пользу юношам и девушкам:

  • определить жизненные цели и приоритеты;
  • победить застенчивость;
  • повысить самооценку;
  • научиться общаться с противоположным полом.

Для взрослых

Как метод психологической коррекции арт-терапия используется в работе и со взрослыми. Этой категории клиентов методика помогает:

  • выйти из состояния затянувшейся грусти;
  • простить близкого человека;
  • проработать негативные эмоции (страх, гнев, стыд);
  • вылечить невроз;
  • победить зависимости;
  • повысить самооценку;
  • научиться принимать судьбоносные решения;
  • улучшить отношения с сексуальным партнером;
  • предупредить возникновение эмоционального выгорания.

Арт-терапия для взрослых организуется в кризисных и психологических центрах.

Для пожилых людей

Определение возрастных границ в арт-терапии не требуется. Это направление в психологии также используется при работе с различными категориями клиентов, в том числе с пожилыми людьми. Данной категории клиентов арт-терапия помогает решить социальные проблемы, устранить дефицит общения. Занимаясь в группе творчеством, пожилые люди обмениваются друг с другом своими мыслями, чувствами, переживаниями. Бабушкам и дедушкам творческие занятия дарят желание жить, с пользой проводить время.

Если человек болен неизлечимой болезнью, творчество помогает ему психологически подготовиться к смерти.

Организация занятий по арт-терапии

В зависимости от возраста участников, продолжительность занятия обычно составляет 45-120 минут. Занятие арт-терапией обычно делится на 2 части (теоретическую и практическую), что дает возможность человеку расширить свои знания о той или иной проблеме, а затем погрузиться в творческий процесс.

Группы для творческих занятий могут быть следующих типов:

  • студийные (в этом случае работа организуется по типу кружкового объединения, где участники не только занимаются созданием уникальных произведений искусства в разных техниках, но и изучают теоретические основы арт-терапии);
  • открытые (это группы, к работе в которых желающие могут присоединиться в любой момент);
  • закрытые (это тематические группы, где занятия проходят с постоянным составом участников на протяжении всего курса работы).

Для занятий психологу нужно просторное помещение, материалы и инструменты для создания шедевров. Руководителю творческого процесса нужно тщательно продумать рабочее место для каждого участника.

Во время занятий руководитель творческой студии создает максимально комфортную для участников атмосферу. Для этого можно использовать аудиозаписи со звуками природы, теплые источники искусственного освещения.

Этапы занятия

Обязательными этапами занятия являются:

  1. Вводный этап, на котором психолог устанавливает контакт с участниками, настраивает людей на предстоящую деятельность. Ведущий сообщает группе цели данной встречи, предлагает на выбор техники работы.
  2. Этап непосредственного творчества. На данном этапе участники группы погружаются в атмосферу творчества. Прислушиваясь к себе, своим внутренним ощущениям, они заняты процессом создания шедевра в той или иной технике. Ведущий поддерживает обратную связь с группой через вопросы, разрешение проблемных ситуаций, комментирование отдельных моментов.
  3. Этап обсуждения процесса и результата работы. На данном этапе участники демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, задают вопросы ведущему или же отвечают на его вопросы. Психолог в индивидуальном порядке дает рекомендации каждому участнику, подводит итог занятия.

Принципы

А. Хилл утверждал, что терапевт при организации сессий по арт-терапии должен соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип субъективного отношения. Терапевт должен относиться к каждому участнику сессии как к активному субъекту, как к личности. В ходе творческого процесса каждый участник группы является творцом, поэтому неуместно говорить об ошибках в рисунке или поделке человека. Руководитель группы не является учителем для участников, не навязывает им свое видение и свои идеи. Он всего лишь помогает людям познавать самих себя. Он не планирует учить клиентов работать по образцу. Метод арт-терапии заключается в создании уникальных работ, неповторимых образов, отражающих индивидуальность каждого участника группы.
  2. Принцип активности. Руководитель группы стимулирует инициативность и активность участников. Для того, чтобы у психолога была возможность помочь человеку разобраться с собственными эмоциями и чувствами, нужно, чтобы клиент активно принимал участие в творческой деятельности.
  3. Принцип чувственной наглядности. Данный принцип предписывает терапевту создать на занятии такие условия для творчества, в которых были бы задействованы все анализаторные системы.
  4. Принцип обратной связи. Важным этапом занятий является обсуждение процесса и результата творческого погружения. В ходе группового обсуждения психолог анализирует результативность данного занятия, отмечает динамику в эмоциональном состоянии участников

Примеры упражнений по арт-терапии

Примеры упражнений по арт-терапии

Для лучшего понимания арт-терапии как метода психокоррекции, приведу примеры нескольких упражнений.

  1. Упражнение «Аватар». Его цель – создание условий для понимания своего эмоционального состояния, осознания своих сильных и слабых сторон. Человека просят нарисовать портрет, который отражал бы свойства его личности и настроение. Материалы для создания образа «Я» автор портрета выбирает сам.

Данное упражнение подходит юношам и девушкам, которые стоят перед выбором жизненного пути.

  1. Упражнение «Дорога жизни». Цель упражнения – коррекция жизненных установок личности. Психолог просит клиента нарисовать дорогу жизни. Для этого индивиду требуется вспомнить свои достижения и неудачи, взлеты и падения. На рисунке эти ключевые моменты нужно обязательно обозначить. Когда рисунок закончен, психолог задает человеку следующие вопросы:
  • Вам нравится эта дорога?
  • Хочется продолжить путешествие по этому маршруту?
  • Возникает желание свернуть с этого пути? Если да, то почему?

Далее автору рисунка предлагают дополнить дорогу теми элементами, которые ждут за поворотом. Так психолог приводит человека к целеполаганию и определению целей на ближайшее будущее.

  1. Упражнение «Цветок». Цель упражнения – создать условие для самораскрытия детей. Психолог просит ребенка закрыть глаза и представить себе очень красивый цветок. После этого специалист начинает расспрашивать ребенка о внешнем виде цветка, о его свойствах, месте произрастания. Ответы ребенка отражают его личностные черты, дают психологу информацию об актуальном уровне психоэмоционального развития.
  2. Упражнение «Притча». Цель этого упражнения – мотивация человека к деятельности, стимулирование активности, самопрограммирование на успех. Это упражнение можно сделать самостоятельно дома. Необходимо взять текст любимой притчи или доброй сказки. В течение 3 минут нужно ее читать и выписывать в столбик те слова из текста, которые находят в душе эмоциональный положительный отклик. По истечению времени, отведенного на работу с текстом, из получившегося списка нужно выбрать 5-7 самых ярких слов и составить из них фразу, которая станет жизненным девизом на ближайшее время.

Преимущества и недостатки

Чем полезна арт-терапия? Преимущества арт-терапии:

  • с точки зрения возрастной психологии, метод является универсальным;
  • метод безопасен в использовании;
  • методика открывает для психологов глубины бессознательных структур личности;
  • есть возможность применения методики в домашних условиях;
  • это прекрасный инструмент для проработки как негативных переживаний, так и позитивных эмоций;
  • для тревожного, измученного переживаниями клиента это сублимация;
  • для людей с заниженной самооценкой несомненным плюсом арт-терапии является обретение уверенности в себе;
  • методика позволяет отчаявшимся людям вновь обрести смысл жизни, научиться жить в гармонии с собой, приносить окружающим пользу;
  • метод является эффективным при купировании немотивированной агрессии и аутоагрессии;
  • интересным и исцеляющим в арт-занятиях является не только процесс создания работы, но и результат – законченное произведение искусства.

Упражнения и техники арт-терапии приносят огромную пользу, но критики данного подхода отмечают, что у арт-терапии есть и недостатки: эта технология работы абсолютно неприменима к консервативным личностям и скептикам!

На мой взгляд, арт-терапия – это универсальный проводник между душой и телом, между сердцем и разумом. Когда мои клиенты жалуются на усталость, апатию, неудовлетворенность собственной жизнью, я советую им остановиться и прислушаться к своей душе. Ускоренный темп современной жизни не позволяет душе раскрыться, поэтому иногда нужно взять тайм-аут. Временная пауза в делах – это не роскошь, это необходимое условие сохранения психического здоровья.

Заключение

Исцеление творчеством – это относительно новое направление работы психологов и психотерапевтов. Эту технологию специалисты используют как самостоятельный метод психокоррекционного воздействия. Также элементы арт-методик могут применяться воспитателями и учителями в ходе организации образовательно-воспитательного процесса.

Это перспективное направление психологии в последние годы стремительно расширяется: появляются новые техники работы, требующие использования нетрадиционных материалов. Совсем недавно арт-терапию использовали только в психологических центрах, а сегодня этот метод проникает в самые разные сферы человеческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект городского методического объединения воспитателей старших групп «Арт-терапия как одно из современных направлений коррекционно-развивающих оздоровительных технологий».

Понятие "здоровьесберегающие педагогические технологии" в настоящее время остается дискуссионным. У разных авторов встречаются различные трактовки донного понятия. Родоначальником введения понятия "зд...

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Консультация для воспитателей по теме «Понятие и основные направления игровой терапии»

В настоящее время выделяют несколько направлений игровой терапии. Игра - это самосовершенствование, стремление стать лучшим. Чтобы понять детей, найти подход к ним, нам нужно взглянуть на ребёнка с то...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...