Консультация: «Педагогические условия развития творческих способностей детей»
консультация

Петрова Елена Николаевна

Консультация: «Педагогические условия развития творческих способностей детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Педагогические условия развития творческих способностей детей»

    В данный момент не существует однозначного понятия «творчество» и «творческие способности».

    Творческую деятельность Л.С. Выготский определяет, как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

    Творчество - это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества.

    Н.С. Лейтес, соединяя понятия «творчество» и «способности», говорит о способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности.

    Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность реализации нестандартного решения познавательных задач.

    Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

    Отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов выделяет следующие творческие способности:

- способность видеть проблему там, где ее не видят другие;

- способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы;

- способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой;

- способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части;

- гибкость мышления;

- способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;

- способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

- легкость генерирования идей;

- творческое воображение.

    Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Уже в детстве проявляется способность или неспособность детей к тому или иному виду деятельности. Дети - лучшее, что есть в жизни. Именно поэтому мы, взрослые, должны стараться сделать их счастливыми.

    Один из самых простых и доступных способов формирования детских способностей - это занятие творчеством. Творческий процесс детей - это неповторимый мир, мир в котором ребенок пробует себя, свой потенциал, познает окружающий мир и имеет возможность показать свою позицию к нему.

    Детские годы являются самым лучшим и продуктивным периодом развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети необычно любознательны.

    Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

    Выделены педагогические условия, которые обеспечивают успешное развитие творческих способностей детей.

    Первым условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, направленной на опережающее развитие детей, атмосферы творческого поиска и эмоционального комфорта. Необходимо, насколько это возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

    Второе условие - это разнообразная творческая деятельность, результатом которой является создание нового продукта.

    Третье условие эффективного развития творческих способностей - это включение ребенка как можно с более раннего возраста в творческую деятельность.

    Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку свободы в выборе форм и продолжительности занятия творческой деятельности.

     Пятое условие - это своевременная дозированная помощь и консультация со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.

    Таким образом, развитие творческих способностей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия развития творческих способностей детей"

Цель: повышение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ в развитии творческих способностей дошкольников...

Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...

Педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников в музыкально-ритмической деятельности

В любом ребенке от рождения уже заложено творческое начало. И поэтому задача родителей и педагога - заметить, не загубить, а создать условия для развития этого творческого начала и направить ег...

Семинар для педагогов «Педагогические условия развития творческих способностей детей»

Семинар для педагогов «Педагогические условия развития творческих способностей детей»...