Карельские народные игры.
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Карельские народные игры
Детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с карельскими подвижными играми знакомят с историей родной страны, культурой, фольклором, приметами. Игры посвящены циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте и труде.
Карельские подвижные игры.
- Совершенствуем двигательный опыт детей с использование средств ближайшего природного и социального окружения; способствуем инициированию детьми творческого изменения условий выполнения основных движений, организации подвижных и спортивных игр, самостоятельно подбирая и используя игровое, спортивное оборудование.
- «Смолоду закалиться - на век пригодится». Поддерживаем интерес к видам спорта, бытующим в Карелии. Создаем условия для участия детей в этих видах спорта на прогулках, в ходе совместных спортивных, праздничных мероприятий.
- Играем в знакомые и разучиваем новые карельские, народные игры разной подвижности («Уголок», «Рюхи», и др.). Поощряем детей в стремлении к двигательной активности.
Водящего выбирают считалкой.
Считалка – это древнее заклинание, которое раньше позволяло распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать водящего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Тара – бара, домой пора –
Ребят кормить, телят поить,
Коров доить, тебе водить!
Карельские подвижная игра малой интенсивности.
«Неня» (нос)
Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления
Ход игры:
Играющие встают или садятся по кругу. В центре трое- 2 игрока, один водящий. Игроки шепчут на ухо игроку имена участников. Водящий вызывает игроков по именам в центр круга, те в свою очередь должны угадать кто их вызвал. Если угадали- меняются местами, Если же нет то им показывают с помощью пальцев «длинный нос». И встают в круг. Игра продолжается.
Карельские подвижная игра средней интенсивности.
«Ко мне с кольцом»
Цель: развивать бег с изменением направления.
Ход игры:
Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!» Все одновременно встают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы к тому, чтобы помешать обладателю кольца передать его ведущему. Тот, кому удается отобрать кольцо, становится ведущим.
Карельские подвижные игры высокой интенсивности.
Игра «Ворона на поле»
Цель: воспитывать ловкость , быстроту, выносливость.
Ход игры:
Выбирается водящий – «хозяин», остальные «вороны». Чертятся (определяются) границы поля. «Хозяин» садится на корточки в центре поля. «Вороны» слетаются на поле и начинают каркать: «Кар-кар, пеладолла поллеммё, ювя сюёммё» - «Поле топчем, зерна клюём». Так повторяют несколько раз. Просыпается «хозяин» и начинает гонять «ворон». «Вороны» улетают за границы поля. Там их трогать нельзя. Если какая-то «ворона» зазевалась, «хозяин» успевает её поймать. Игра продолжается до тех пор, пока «хозяин» не переловит всех «ворон».
«Кислый круг»
Цель: развитие ловкости , выносливости.
Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к арбитру, у которого в руках зажаты две спички – одна короткая, другая подлиннее. Если капитану достается короткая спичка, его команде водить.В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих – «запятнать» мячом стоящих в кругу. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие, конечно стараются поймать мяч, тогда на их счету прибавится «свеча», которая дает право следующий меткий удар по играющим не засчитывать. Поэтому водящие стараются попасть мячом по ногам или по спине играющих – так поймать мяч сложнее.Как только начинается игра, все приходит в непрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому.Водящие бегают по внешнему кругу то вправо, то влево, стремясь выбрать выгодную позицию и «запятнать» играющих. И все-таки случается, что на счету играющих скапливается столько «свечей», что отыграть их уже невозможно. Тогда оставляют круг «киснуть» (ассоциация с молоком, которое киснет, если долго стоит). Игра прекращается.
Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих.
Карельская подвижная игра с правилами (сюжетные).
Игра «Сеть и рыбы»
Цель: учить детей действовать по сигналу, согласовывать действия.
Правила: во время игры дети произносят слова:
«Плавай рыбка! Плавай рыбка!
Ты в водице, ай-яй-яй!
Видишь ты большие сети?
Рыбка, рыбка, уплывай!»
После этих слов дети разбегаются, а воспитатель с ребенком, взявшись за руки ловят остальных.
Участники игры делятся на две команды: «рыбы» и «сеть». Сначала «сплетают сеть» - встают в круг и берутся за руки и поднимают их вверх. «Рыбы плавают» - заходят в круг, выходят из круга. Во время игры дети произносят слова:
Плавай, рыбка! Плавай, рыбка!
Ты в водице, ай-яй-яй!
Видишь ты большие сети?
Рыбка, рыбка, уплывай!
Когда слова заканчиваются и «рыбы» в «сети» много, ловцы кричат: «Веркко» (сеть). Поднятые вверх руки опускаются, ловцы сужают круг, стараясь удержать пойманную «рыбу». Можно усложнить игру заданием – ловить определённую рыбу.
Игры с бегом
Пятнашки с мячом
Цель: способствовать развитию психофизических качеств.
Правила: в игре водящий может изменять свое решение многократно в зависимости от ситуации.
Чертится верхняя и нижняя границы игрового поля. Участники игры располагаются вдоль верхней линии, лицом к полю, на равном расстоянии друг от друга. Водящий с мячом и палкой становиться последним справа, лицом к играющим, ставит мяч на линию и легко бьет по нему палкой, направляя его вдоль стоящих. Если мяч останавливается между играющими, водящий делает другую попытку, если напротив кого-нибудь из играющих- оба (играющий и водящий) тотчас начинают бег. При этом играющий бежит к нижней границе игрового поля, а водящий- бежит за мячом, хватает мяч и, догнав убегающего, «пятнает» его.
Если мяч достиг цели, убегающий становиться водящим, если нет- водящий бежит за мячом, хватает его и снова пытается «запятнать» бегущего. Но это можно делать, пока убегающий не встал на своё место у верхней линии. В случае промаха игра начинается сначала.
Источник: Мальми В. Народные игры Карелии – Петрозаводск: «Карелия», 1987 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карельская народная сказка "Лапоток" с презентацией для озвучивания
ЛапотокЖила когда-то старушка. И было у нее всего добра один лапоток. Пошла старушка по свету.Шла, шла, видит — дом. Зашла она в избу и говорит:— Нельзя ли у вас переночевать?— Можно, — сказали хозяев...
Картотека "Карельские народные игры".
В рамках проекта "Азбука России",наш детский сад выбрал букву "К".. и выбор наш пал на Карелию.Представляю вашему вниманию картотеку карельских национальных игр. В картотеке исполь...
План работы творческой группы воспитателей МКДОУ «Д/С №2» 2017-2018 г. «Карельские народные игры».
План работы творческой группы воспитателей МКДОУ «Д/С №2»2017-2018 г.«Карельские народные игры»....
Особенности использования карельского народного изобразительного искусства в дошкольном воспитании
Особенности использования карельского народного изобразительного искусства в дошкольном воспитанииКлючевые слова: дети дошкольного возраста, изобразительная деятельность, изобразительное творчество, и...
Конспект интегрированного занятия-путешествия "Карельские народные игры"
Конспект интегрированного занятия-путешествия "Карельские народные игры" в старшей группе....
Карельские народные подвижные игры
Игры посвящены циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте и труде....
Карельские народные подвижные игры
В старину говорили: «Игра принимает всех&ra...