Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на материале русской народной культуры
материал (средняя группа)
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на
материале русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno.docx | 14.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на
материале русской народной культуры
В замечательной философско-лирической сказке,
подаренной человечеству мудрым и добрым Антуаном
де Сент-Экзюпери, есть диалог Маленького принца
с цветном. Помните: "А где же люди?" - вежливо
спросил Маленький принц.
-"Люди?.. Их уносит ветром. У них нет корней..."
Мы живём в сложное время. Восстановить связь времён, вернуть
утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной
культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству,
красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и
своеобразности декоративно-прикладного искусства. И не случайно, начиная
с 2011 года, наш детский сад является опытно-экспериментальной
площадкой по художественно-эстетическому воспитанию детей на материале
народного фольклора, что является неотъемлемым условием формирования
духовности и эстетической культуры личности и приводит к освоению
каждым дошкольником наследий предыдущих поколений.
Моя личная педагогическая концепция заключается в том, что в
процессе работы с детьми надо стремиться к созданию особой атмосферы
жизни и активного сотворчества с детьми. Главными составляющими этой
атмосферы будут красота, добро, радость, терпение, стремление понять
ребёнка, уважение его личности и результатов его творческого труда.
Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном
воздействии произведений народной культуры на чувства ребёнка.
Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее.
Вот почему особый акцент в ознакомлении детей с лучшими и доступными
детскому пониманию произведениями народного творчества я делаю на
чувственном познании мира ребёнком. Так музыка, художественное слово,
изобразительная деятельность способствуют объединению всех видов
художественной деятельности в единый, целостный педагогический
процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и
развития самостоятельного художественного творчества.
В нашем детском саду художественно-эстетическое развитие детей
является приоритетным. В своей деятельности педагоги детского сада
решают следующие задачи:
Воспитание эстетических и нравственных и чувств;
Формирование базисных основ личности;
Создание условий, обеспечивающих эмоциональное
благополучие каждого ребенка;
Обеспечение обогащенного художественно-эстетического,
познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Поставленные задачи реализуются через следующие формы
воспитательно-образовательного процесса:
Организованная образовательная деятельность;
Педагогические проекты («Влияние синтеза искусства на развитие
личности дошкольника», «Образ природы в музыке», «Отвори дверь
в мир искусства», «Краса России», «Сказка ложь, да в ней намек», «
Расскажи ребенку сказку»);
Мастер-классы;
Творческие объединения педагогов «Родничок» и «Гармония»;
Досуги, развлечения;
Экскурсии;
Конкурсы, выставки.
В дошкольном учреждении осуществляют свою деятельность
творческие группы педагогов «Родничок» и «Гармония». В группе
«Родничок» целенаправленно ведется работа по нравственно-
патриотическому воспитанию. Педагоги, помимо основной
общеобразовательной программы реализуют дополнительную программу
«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры», которая
представлена следующими разделами:
«Как жили люди на Руси»;
«Декоративно-прикладное искусство»;
«Устное народное творчество»;
«Народная игра»;
«Народное творчество»
В группе «Гармония» ведется работа по эстетическому воспитанию,
которое несет степень высшей актуальности в современном дошкольном
образовании. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его
культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность,
цивилизованность и образованность, душевную утонченность и творческую
активность. Ключевую роль мы видим в создании условий для формирования
гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности, обладающей
эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими
способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы
творческой деятельности.
Народное искусство включается в повседневную жизнь детей как
неотъемлемая часть эстетической среды; народное искусство составляет
содержание образования; народное искусство используется в различных
видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества.
Положительные результаты деятельности детского сада по данным
направлениям позволяют продолжить работу и в дальнейшем, работая в
инновационном режиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на материале русской народной культуры
В процессе работы с детьми надо стремиться к созданию особой атмосферы жизни и активного сотворчества с детьми. Главными составляющими этой атмосферы будут красота, добро, радость, терпени...
"Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры"
Методические рекомендации для воспитателей....
Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.
Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...
гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.
В статье рассказывается о значимости гражданского воспитания и о том, как с помощью разных видов народнойкультуры осуществить это воспитание...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...
Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры Автор В.В. Малова
В пособии приводятся конспекты занятий с дошкольниками всех возрастных групп. Цельзанятий – знакомство с материалом русской народной культуры (песнями, потешками,прибаутками, сказками, хороводам...