Проект «Юные экологи»
проект (младшая группа)

Смецкая Алла Николаевна

Проект «Юные экологи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Юные экологи».

Воспитанники ДОУ, педагоги, родители воспитанников.

1.Постановка проблемы

Экологическая безопасность, охрана окружающей среды и рациональное природопользование – непременные условия устойчивого развития любого общества, открывающие перспективу перехода к новой системе общественных ценностей, где жизнь и здоровье человека являются абсолютным приоритетом. Невозможно быть здоровым и при этом жить в неблагоприятной окружающей среде.

На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста.

Между тем, состояние экологического образования дошкольников характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения качества экологического образования в ДОУ.

Важно воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Использование проекта «Юные экологи» не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом.

2.Содержание проекта

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы (С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) [9,12, 13,17]. В исследованиях, посвящённых живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев и др.), [4] обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе.

              Целью проекта «Юные экологи» является  формирование начал экологической культуры дошкольников.

            Для достижения этой цели мы поставили  ряд задач:

  1. уточнение и углубление знаний о растениях,  животных и природных явлениях;
  2. формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
  3. формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
  4. развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
  5. привитие трудовых природоведческих навыков;
  6. выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
  7. развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  8. формирование эстетического отношения к природе.

Для успешного применения проектной деятельности в образовательном процессе мы создали определенные условия: одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения экологических представлений детьми будет протекать наиболее эффективно.

Для детей в ДОУ организованы:

  • центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься;
  • центр библиотеки – это книги, энциклопедии;
  • центр коллекций, он предназначен для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины);
  • выставочный центр, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной  деятельности;
  • оформлены - календарь природы, календарь погоды,  карты – схемы;
  • собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);
  • подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;
  • подобраны подвижные игры и наглядный материал для их проведения;
  • созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;
  • имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);

        В развивающей среде мы   активно использует  знакомые детям символы, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей.

        Важно отметить, что при переходе ребёнка в старшую и затем в подготовительную к школе группу у детей меняется психологическая позиция, дети ощущают себя старшими среди других детей дошкольного учреждения. В этом возрасте мы развиваем любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самовыражение, самопознание. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего.

В экологической развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с природной средой  наполняется и совершенствуется информационная среда.

Мы  поддерживаем организацию предметно-развивающей среды таким образом,  чтобы дети проявляли познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Привлекаем старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняя их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекаем в процесс преобразований.

Экологическое воспитание детей базируется на длительном подходе. Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе автор опыта  использует эмоционально привлекательные для детей виды деятельности:

  • экологические игры;
  • наблюдение и труд;
  • чтение произведений о природе, сюжеты которых учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что живет рядом и создают эмоционально-положительное настроение;
  • ведение календаря природы, моделирующей смену времен года;
  • ведение дневника наблюдений;
  • самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений;
  • творческую деятельность детей: рисование, аппликацию, лепку, изготовление поделок;
  • составление план – карт, схем;
  • сочинение «Экологических сказок», историй и загадок;
  • участие в природоохранных акциях (уборка листьев на территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода, создание листовок на природоохранные темы);
  • участие в экологических праздниках, экскурсиях;
  • создание  мини-проектов на тему экологии («Наши четвероногие друзья», «Одежда» животных», «Осень», «Мы исследователи природы»; «Животные НАО», «Все на свете друг другу нужны» и др.);

Проекты усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации в соответствии с возрастом детей.  

         Тематика и содержание                             проектов разнообразны.  В младших группах проекты короткие, простые. Например, «Овощи». В течение дня малыши в игре обследуют разные овощи и учатся их различать по форме, цвету, размеру, по тактильным и вкусовым ощущения, по запаху.  Проводят опыт: «Что есть внутри яблока?» Слушают стихи, сказки об овощах («Репка», «Пых») и т.д.  В старших группах проекты сложнее. Они изучают физические тела и явления природы, растения и действия людей, предметы рукотворного мира и др.
         Тему исследования  подсказывают сами дети, стоит только не пропустить, что именно им интересно.

Формирование экологической культуры, через проект «Юные экологи» мы осуществляем в определенной системе, которая отражает доступные пониманию детей связи явлений по времени и месту. Программный материал даем по временам года. В каждом сезоне выделяем наиболее яркие, характерные явления в неживой и живой природе, деятельности человека. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в их наблюдении. Отбирая  познавательный материал, продумываем методы и приемы, с помощью которых можно лучше всего передать его содержание. 

Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Она является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим.

Проект долгосрочный, рассчитан на три года.

3.Рефлексивный комментарий.

На завершающем этапе реализации проекта «Юные экологи», было выявлено, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям.  Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру.  Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, правильно оценивают последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, научились сопереживать в различных ситуациях, выражали доброжелательность по отношению к непривлекательным представителям животного и растительного мира. У детей проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие с животными  и растениями приобрело гуманный характер.

По результатам диагностики детей, контрольного мониторинга и итогового анкетирования родителей можно сделать следующий вывод: внедрение проекта «Юные экологи» в воспитательно-образовательный процесс ДОУ повышает уровень сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы в рамках проекта «Юные экологи». "Хрюша гуляет по городу"

Экологические знания дети получают на занятиях,  во время прогулок, работы на огороде, на занятии по изо и т.п. Необходимо воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умен...

проект "Юный эколог"

Проект "Юный эколог" разработан на основе экологического воспитания детей дошкольного возраста" С.Н.Николаевой в целях подготовки детей к умению: - устанавливать связи и взаимопонимания человека ...

Проект "Юный эколог" Тема: "Откуда берется и куда девается мусор?" в номинации "Мы и мусор: что делать?"

Воспитанники старшей группы № 6 ДО 2 участвовали в экологическом среднесрочном проекте "Юные экологи Москвы".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9105563","attributes":{"alt":"","class":...

Проект "Юные экологи Москвы"

ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:Формирование основ экологического мировоззрения и культуры, экологического мышления.Изучение детьми проблем защиты природной среды и поиск  решений  о сбережении пр...

Проект "юный эколог"

Проект в подготовительной группе "Юный эколог"...