Нормативно-правовые аспекты работы воспитателя ДОУ
консультация
Материал для воспитателей детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_problemy_prav_cheloveka.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.
Вопрос защиты прав ребенка является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог- главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Уважаемые педагоги, cкажите, какие законы и документы регулируют права ребёнка?
Основные международные документы по защите прав детей:
- «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году.
«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.
В десяти принципах Декларации отражены права детей:
- на имя,
- гражданство,
- любовь,
- понимание,
- материальное обеспечение,
- социальную защиту,
- возможность получать образование,
- развиваться физически,
- нравственно,
- духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа — «Конвенции о правах ребенка».
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:
- воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
- воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
- подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.
Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения Конвенции.
Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:
- право на охрану здоровья,
- право на образование,
- право участвовать в играх,
- право на сохранение своей индивидуальности,
- право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.
«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.
Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:
- Конституция РФ (согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства);
- Семейный кодекс РФ;
- Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»;
- Закон «Об образовании».
В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях.
Основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ.
В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Учреждение обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребёнка, и действующим законодательством Российской Федерации.
Воспитанники учреждения имеют право на:
-охрану жизни и здоровья;
-защиту от применения методов физического и психического насилия;
-уважение их человеческого достоинства;
-удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;
-условия воспитания и образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;
-развитие их творческих способностей и интересов;
-получение необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
-предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий;
-получение общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.
Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно, на наш взгляд, иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть три основные потребности:
- в движении;
- в общении;
- в познании.
Развивающая среда в группе должна эти потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель общения.
В контексте обсуждаемой сегодня проблемы — можно констатировать, что решать данную проблему возможно только при соблюдении основных принципов построения развивающей среды. Назовём эти принципы:
- принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение);
- уважение к мнению ребёнка;
- принцип функциональности;
- принцип опережающего характера содержания образования;
- принцип динамичности и статичности.
Научно доказано, что именно специальным образом организованная среда способствует утверждению чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства. Она является стимулятором развития потенциальных возможностей ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Мнение воспитателя об уюте, удобстве, комфорте далеко не всегда совпадает с представлением об этом детей. Проведенные исследования показывают, что, если мнения детей учитываются при создании среды, дети чувствуют себя в группе спокойнее, уютнее, считают группу вторым домом, созданным и ими тоже.
Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. Ребёнок должен сознавать свои права и уметь ими пользоваться, задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты.
Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.
Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны: осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций.
Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним.
В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов.
Проводить профилактические мероприятия по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.
Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).
Обучая других, учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.
А, сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю устроить деловую игру «О правах ребёнка». В игре участвуют две команды.
Предлагаю небольшую разминку «Вопрос-ответ», в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено три варианта ответов.
- Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет;(Согласно ст. 2 все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.
2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги;
б) родители; (Согласно ст. 18 родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.)
в) члены правительства.
3. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство. (Согласно ст. 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.)
4. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках;
б) может мешать образованию и вредить здоровью; (Согласно ст. 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
5. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости. (Согласно ст. 40 ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)
6. ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет; (Согласно ст. 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет.
Викторина «Права литературных героев».
Каждой команде предлагаются отрывки из произведений, картинки со сказками (слайды) и карточки с правами. Необходимо назвать произведение, соотнести сказку с правом, которое нарушено.
1.«Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
А. С Пушкин «Сказка о царе Салтане».
(Нарушено право на тайну корреспонденции, незаконное посягательство на честь и репутацию, ст. 16: Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.)
- «Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы».
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
(Нарушено право на особую защиту неполноценных в физическом отношении детей, ст. 23: неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.)
3.«Матушка, сестры, можно ли мне хоть одним глазком взглянуть на бал?
- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»
Ш. Перро «Золушка».
(Нарушено право на отдых, ст31: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
- «Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку. Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас.
- Га-га-га, гу-гу-гу! - заревел он на Буратино. - Так это ты помешал представлению моей прекрасной комедии? Он схватил Буратино, отнес в кладовую театра и повесил на гвоздь. Вернувшись, погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление».
А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
(Нарушено право не подвергаться жестокому обращению, ст. 19: защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации ).
- «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — ещё до свету… Ничем старухе не угодишь — всё не так, всё худо».
Русская народная сказка «Морозко».
(Нарушено право на защиту от экономической эксплуатации, ст32: право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).
6.«Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но и куры».
Г. Х Андерсен «Гадкий утенок».
(Нарушено право на индивидуальность, ст. 8: право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи).
Игра «Чудесный мешочек»
Капитаны команд достают по одному предмету из мешочка, остальные члены называют права детей, связанные с этим предметом.
Свидетельство о рождении.
Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
Сердечко.
Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
Домик.
Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
Медицинский полис.
О чем напомнил данный документ? (Ребенок имеет право на медицинское обслуживание и охрану здоровья).
Букварь.
О каком праве напоминает книга? (О праве на образование).
Игрушечный утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой).
- Независимо от того, чья команда набрала большее количество баллов, я думаю, все вы будете теперь лучше знать права ребенка, уважать, и защищать их, внедрять свои знания в практику работы с детьми и родителями.
Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.
Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
- Мы надеемся, что тема семинара-практикума никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое.
Используемая литература:
- Интернет- ресурсы: Сайт «1 Сентября» (1 September.ru)
- Журнал «Управление ДОУ» № 6/2003 год.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3/2000
- Журнал «Дошкольное воспитание» №8/2001
Воспитатель – это педагог, которому необходимо взаимодействовать, строить позитивное общение с детьми, их родителями, коллегами, сотрудниками детского сада. Каждому воспитателю в своей работе необходимо опираться на правовые и этические нормы, которые обязательны для всех педагогов.
Что же входит в понятие правовые и этические нормы?
1. Правовые нормы – это совокупность правил, вытекающих из законодательных документов. Они имеют равную силу на всей территории России и обязательны для всех.
Это документы, регламентирующие деятельность воспитателя детского сада. Основные из них, на которые можно ориентироваться, это:
- Конституция;
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Трудовой кодекс;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.
- Локальные акты дошкольной образовательной организации (ДОО).
В соответствии с этими документами воспитатель, который является педагогическим работникам, не имеет права использовать образовательную деятельность для того, чтобы:
– агитировать детей принять политические, религиозные или прочие убеждения либо отказаться от них;
– разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную рознь;
– пропагандировать, что отдельные граждане исключительны либо неполноценны по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
– побуждать воспитанников к противоправным действиям. (ч. 3 ст. 48 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
2. Этические (моральные) нормы – это система общечеловеческих ценностей и правил.
Поведение воспитателя влияет на людей, с которыми он имеет во время работы контакты (детьми, родителями и др.). Если действия его являются непрофессиональными, то они могут нанести эмоциональный ущерб как дошкольникам, так и их родителям.
3. Профессиональная этика воспитателя – это система моральных и профессиональных норм, принципов, правил поведения с учетом особенностей деятельности и конкретной ситуации.
Профессиональная этика воспитателя состоит из стандартов и ограничений. Она служит гарантией качества труда воспитателя.
Конечно, трудовой кодекс не предусматривает специальной ответственности для воспитателей за нарушение этических норм, однако, дошкольная организация имеет право устанавливать внутренние правила и требовать, чтобы работники их соблюдали. Поэтому в локальных актах дошкольных учреждений все чаще бывает утвержден Кодекс профессиональной этики воспитателей (педагогов), в которых закреплены правила профессиональной этики, и эти правила обязательны для исполнения всеми педагогами учреждения.
4. Локальный акт – это документ, который содержит правила, адресованные неопределенному кругу лиц. Например, к локальному акту можно отнести приказ руководителя ДОО.
Если правила этики воспитателя обозначены в локальных актах ДОО, то работник обязан эти правила соблюдать. В этом случае, если воспитатель нарушает нормы этики, ДОО может привлечь его к дисциплинарной ответственности. В частности, объявить выговор, сделать замечание или уволить (ст. 192 ТК). Если он игнорирует это правило, пострадавшая сторона вправе требовать денежную компенсацию за моральный вред. Но это возможно только через суд.
Воспитателя могут уволить и за аморальный проступок, который несовместим с дальнейшей работой (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК). Например, если он, хотя бы раз, применял к воспитанникам методы воспитания, которые связаны с физическим или психическим насилием (п. 2 ст. 336 ТК). Однако, педагогический процесс изначально предполагает воздействие на психику ребенка. И, как показывает судебная практика, доказать психическое насилие в условиях обучения и воспитания сложно. Проблематично разграничить допустимое и недопустимое воздействие.
Что же считать допустимым и недопустимым воздействием на ребенка?
К допустимому воздействию относят постоянные требования воспитателя к ребенку выполнять бытовые правила, соблюдать дисциплину и т. п.
Недопустимым воздействием считают ситуации, когда воспитатель оскорбляет достоинство ребенка, унижает и высмеивает его перед остальными детьми.
Есть у воспитателя и другие риски. Ему грозит уголовная ответственность, если он вовлекает несовершеннолетних в преступную деятельность или жестоко с ними обращается (ст. 150, 156 УК). Так, если воспитатель вовлекает детей в употребление алкоголя, спиртсодержащей продукции, психоактивных или одурманивающих веществ, его могут наказать штрафом (ч. 2 ст. 6.10 КоАП).
Как не должен себя вести воспитатель:
- унизительно и оскорбительно высказываться о ребенке;
- негативно сравнивать дошкольника с остальными детьми, обзывать и высмеивать ребенка, придумывать прозвища;
- пугать ребенка, угрожать ему;
- игнорировать просьбы и высказывания ребенка;
- насильственно кормить, принуждать что-то съесть, заталкивать пищу в рот;
- толкать, щипать или дергать ребенка, держать за шиворот или за ухо, бить, шлепать.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также ориентирует педагогов на соблюдение правовых и этических норм. Он предъявляет ряд требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Так в пункте Ш «Требования к условиям реализации Основной образовательной программы дошкольного образования» в подпункте 3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Основной образовательной программы дошкольного образования имеются такие требования, как:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия. И др.
В заключении, следует отметить, что воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен соблюдать соответствующие его должности правовые и этические нормы поведения.
Часто задаваемые вопросы:
1. Воспитатель приподняла ребенка за шиворот. Можно ли считать это насилием?
Ответ: Да, это физическое насилие, поскольку предполагает грубое обращение с ребенком. Заведующий ДОО вправе уволить воспитателя за аморальный поступок (ч.2 ст.336, п.8 ч. 1 ст.ТК.
2.Родители жалуются, что воспитатель часто критикует ребенка. Нужно ли за это наказывать?
Ответ: Зависит от того, как и что критикует воспитатель. Конструктивная критика допустима. Например, ребенку можно указать на ошибку в задании, сделать вежливое замечание по делу. Но если воспитатель оскорбляет и унижает ребенка, то это считается психическим насилием. Как минимум за такое поведение воспитателю могут объявить выговор или замечание.
3. Воспитатель нецензурно выругался в присутствии детей. Считать ли это аморальным проступком?
Ответ: Да. Воспитатель должен соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Ситуации, которые вредят репутации детского сада, недопустимы (ст. 48 Закона № 273-ФЗ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты работы воспитателя в логопедической группе
Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а так же процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, преду...
Нормативно-правовая база для работы педагога-психолога
Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования РФ....
«Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность воспитателя групп раннего возраста»
Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждения в соответствии с его видом и типом....
Консультация для родителей: "Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу ДОУ и педагогов"
Консультация для родителей: "Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу ДОУ и педагогов"...
Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность воспитателя
Вся работа воспитателя – это непрерывный «педагогический процесс» состоящий из нескольких этапов. Каждый из этих этапов требует тщательной подготовки, планирования, последовательност...
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих работу ПМПК
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих работу ПМПК...