Доклад "Использование игровых педагогических технологий в работе воспитателя ДОУ"
статья

Курочкина Елена Альбертовна

 В докладе рассмотрены игровые технологии:

  1. Технология развивающих игр Б. П. Никитина.
  2. Логические блоки Дьенеша.
  3.  В. Воскобович и его «Сказочные лабиринты", которые используются в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedagogicheskie_chteniya_2020.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Курочкина Елена Альбертовна; Перемиловское МДОУ

Использование игровых педагогических технологий в работе воспитателя ДОУ.

Ребёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

 Педагогика должна дать направление этим случайностям.  (В.Ф. Одоевский)

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошколь-ного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.

В связи с этим назрела необходимость использования в работе педагогических коллективов ДОУ спектра инновационных образовательных технологий.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается позиции: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). 

Педагогическая технология -это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б. Т. Лихачёв)

Педогическагие технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей).

Современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических 

технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.

Такими технологиями являются игровые технологии.

Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.

Использование игровых технологий охватывает определенную часть учебного процесса и объединяется общим содержанием, сюжетом, персонажем.

К игровым технологиям относятся: игры с предметами; словесные игры; игры – драматизации; игры – имитации;  игры – путешествия; подвижные игры; сюжетно-ролевые игры; игры на развитие психических процессов; развивающие, дидактические и другие игры.

Игровые технологии позволяют заинтересовать и привлечь воспитанников к овладению новыми знаниями. Одним из преимуществ игровых технологий является то, что игра всегда требует активных действий каждого ребенка, поэтому с помощью нее при проведении образовательных действий необходимо организовать не только умственную, но и двигательную активность детей.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, Дьенеша.

  1. Технология развивающих игр Б. П. Никитина.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д.

Для детей Б.П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка,  в чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям.

  1. Логические блоки Дьенеша.

Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в)двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).        

Самое интересное, что в наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение.

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму).

Блоки Дьенеша предназначены для детей от 3 до 10 лет.         

Примеры развивающих игр с блоками:

1. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

2. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

3. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

4. Выложить цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. Или выложить цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

5. Построй дорожку по схеме (по цвету и по форме)

6. Расставь блоки по местам.

7. Изменить по одному признаку.

3. В. Воскобович и его «Сказочные лабиринты».

Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Его игры учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку.

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:

1. Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дошкольники 3- 7 лет и школьники.

2. Многофункциональность игр.

Можно решать большое количество образовательных задач Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение.

3. Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи.

4. Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.

Технология решает следующие задачи:

- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

- развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал.

- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.

- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы:

- игры, направленные на логико-математическое развитие.

- игры с буквами, звуками, слогами и словами.

- универсальные игровые обучающие средства.

Игры Воскобовича можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности, а также интегрировать с другими видами деятельности. Обучающая задача ставится в игровой форме. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий.

Развивающие игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Каждый педагог – творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 

Человек не может по – настоящему усовершенствоваться сам, если не помогает усовершенствоваться другим.

Чарльз Диккенс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание вос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание вос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ  В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ...

Игровые педагогические технологии в работе с родителями

повышение мотивации педагогов к овладению компьютерными технологиями в работе с родителями...

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО».

laquo;… Весь процесс воспитания ребенка мырассматриваем как обучение тому, в какие игрыследует играть и как в них играть.»Эрик Берн...

Консультация для воспитателей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО».

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?С каждым новым поколением детей меняе...