Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)
Картотека опытов по детскому экспериментированию по О.В. Дыбиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Много — мало Задачи: Выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. Материалы и оборудование: Три растения: одно — с крупными листьями, второе — с обычными листьями, третье — кактус; целлофановые пакетики, нитки. Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают три растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа — много, мало воды). Дети выполняют следующие действия: надевают пакетики на листья, закрепляют; наблюдают за изменениями в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать), достраивают модель изображением нужного символа. | Запасливые стебли Задачи: Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. Материалы и оборудование: Губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость. Ход: Взрослый предлагает детям проверить, какие стебли умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и в соответствии с ним под руководством взрослого выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды; опускают в первую емкость бруски, во вторую — губки (бруски и губки представляют собой стебли с маленькими и большими отверстиями); проверяют через 5—10 минут наличие воды в емкостях. Делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют большие отверстия. Взрослый предлагает самостоятельно выполнить опыт по алгоритму. |
Почему меньше? Задачи: Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев. Материалы и оборудование: Стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса. Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, какие из растений смогут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу — обычные растения; в саванне — растения, накапливающие влагу. Дети согласно алгоритму выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через один-два дня отмечают изменение уровня воды, составляют модель зависимости количества испаряемой влаги от величины листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги — они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко. | Быстрые растения Задачи: Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду. Материалы и оборудование: Луковицы крокусов, тюльпанов, емкость с почвой. Ход: Дети под руководством взрослого высаживают луковицы тюльпанов или крокусов в январе, отмечают дату. Наблюдают за развитием, фиксируя изменения в дневнике. Отмечают, что изменения происходят очень быстро, и в земле опять остается корень с запасом питания для нового растения. Уточняют, в каком природном доме смогут жить такие растения (там, где времени для жизни мало: в тундре, пустыне, саванне). |
Живые комочки Задачи: Определить, как преобразовались первые Живые клетки. Материалы и оборудование: Емкость с водой, пипетка, растительное масло. Ход: Взрослый обсуждает с детьми, могли ли на Земле сразу появиться все живые организмы, которые живут сейчас. Дети объясняют, что из ничего не может появиться сразу ни растение, ни животное, предполагают, какими могли быть первые живые организмы, наблюдая за единичными масляными пятнышками в воде. Дети вращают, покачивают емкость, рассматривают, что происходит с пятнышками (они объединяются). Делают вывод: возможно, так объединяются и живые клетки. Растущие малютки Задачи: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Материалы и оборудование: Емкости с крышкой, молоко. Ход: Дети предполагают, что мельчайшие организмы есть во многих продуктах. В тепле они разрастаются и портят продукты. Согласно началу алгоритма опыта дети выбирают места (холодное и теплое), в которые ставят молоко в закрытых емкостях. Наблюдают в течение 2—3 дней; зарисовывают последнее звено алгоритма (в тепле эти организмы развиваются быстро). Дети рассказывают, что люди используют для хранения продуктов (холодильники, погребы) и почему (холод не дает организмам размножаться, и продукты не портятся). | Могут ли жить растения без корней? Задачи: Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (много воды). Материалы и оборудование: Кусочки мха разных видов, вата, лупа. Ход: Дети рассматривают мох через лупу, помещают его между рамами на влажную вату; поддерживают вату во влажном состоянии, наблюдают за ростом мха. Делают вывод: у мха корней нет, влагу растение берет прямо с поверхности. Как появились моря и океаны? Задачи: Объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конден¬сации. Материалы и оборудование: Емкость с горячей водой или разогретым пластилином, накрытая крышкой, снег или лед. Ход: Дети рассказывают, что планета Земля когда-то была раскаленным телом, вокруг нее — холодный космос. Обсуждают, что с ней должно происходить при остывании, сравнивая с процессом остывания горячего предмета (когда предмет остывает, теплый воздух от остывающего предмета поднимается вверх и, попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость — конденсируется). Дери наблюдают за остыванием и конденсацией горячего воздуха при соприкосновении с холодной поверхностью. Обсуждают, что произойдет, если будет остывать очень большое тело, целая планета (при остывании Земли на планете начался многолетний сезон дождей). |
Заплесневелый хлеб Задачи: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. Ход: Дети знают, что хлеб может портиться — на нем начинают расти мельчайшие организмы (плесневые грибки). Составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: а) в теплое темное место, в полиэтиленовый пакет; б) в холодное место; в) в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета, Проводят наблюдения в течение нескольких дней, рассматривают результаты через лупу, зарисовывают (во влажных теплых условиях — первый вариант — появилась плесень; в сухих или холодных условиях плесень не образуется). Дети рассказывают, как люди научились дома сохранять хлебопродукты (хранят в холодильнике, сушат из хлеба сухари». | Присоски Задачи: Выявить особенности образа жизни простейших морских организмов (актиний). Материалы и оборудование: Камень, присоска для закрепления мыльницы на кафель, иллюстрации моллюсков, актиний. Ход: Дети рассматривают иллюстрации живых морских организмов и выясняют, какой образ жизни они ве дут, как они передвигаются (сами двигаться не могут, двигаются течением воды). Дети выясняют, почему некоторые морские организмы могут остаться на камнях. Взрослый демонстрирует действие присоски. Дети пробуют прикрепить сухую присоску (не прикрепляется), затем увлажняют ее (прикрепляется). Дети делают вывод, что тела морских животных влажные, что позволяет им с помощью присосок хорошо прикрепляться к предметам. |
Чем нюхает червяк? Задачи: Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Материалы и оборудование: Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа. Ход: Дети рассматривают червяка через лупу, выясняют особенности его строения (гибкое членистое тело, оболочка, отростки, с помощью которых он передвигается); определяют, есть ли у него обоняние. Для этого смачивают вату пахучей жидкостью, подносят к разным частям тела и делают вывод: червяк чувствует запах всем телом. | Почему первые птицы не летали? Задачи: Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе. Материалы и оборудование: Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупа, бумага, картон, тонкая бумага. Ход: Дети рассматривают иллюстрации первых птиц (очень крупные туловища и небольшие крылья). Выбирают материалы для опыта: бумагу, грузы («туловища»). Изготавливают крылья из картона, тонкой бумаги, крылья с грузами; проверяют, как планируют разные «крылья», и делают вывод: с маленькими крыльями крупным птицам было тяжело летать. |
Замерзание жидкостей Задачи: Познакомить с различными жидкостями, Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Материалы и оборудование: Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности (Приложение, рис. 10). Ход: Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов). Затем приготавливают раствор соленой воды по алгоритму, заливают соленый раствор и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет. Дети делают вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливают зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности. | Изменение объема жидкости Задачи: Выявить изменение объема жидкости при замерзании. Материалы и оборудование: Бутылки с пробками. Ход: Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым. Круговорот воды Задачи: Познакомиться с круговоротом воды в природе. Материалы и оборудование: Прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой. Ход: Дети кладут в емкость кусок льда (или снега), закрывают ее целлофаном и закрепляют герметично вкруговую резинкой, ставят в тепло. Длительное время долго наблюдают таяние и конденсацию воды. |
Фильтрование воды Задачи: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами. Материалы и оборудование: Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. Ход: Взрослый предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства — фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага). | Вертушка Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы и оборудование: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики. Ход: Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее. |
Реактивный шарик Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы и оборудование: Воздушные шары. Ход: Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях. Как не обжечься (3) Задачи: Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов). Материалы и оборудование: Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина. Ход: Дети помещают в горячую воду ложки из разных материалов так, чтобы в воде была половина ложки. У верхней части ложки закрепляют с помощью парафина скрепки. Дети отмечают, что ложки нагреваются, парафин течет, скрепки падают. Выясняют, что с верхней части алюминиевой ложки скрепка падает быстрее (алюминиевая ложка быстрее нагревается, передает тепло скрепке и парафину). | Соломенный буравчик Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы и оборудование: Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля (на каждого ребенка). Ход: Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем; затем с высоты 10 см резким движением втыкают ее в картофелину; наблюдают, что случилось с соломинкой (она согнулась, не воткнулась). Вторую соломинку берут за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем; также втыкают резко в картофелину и наблюдают, что случилось с соломинкой (она воткнулась). Дети выясняют, что внутри второй соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться. Дети делают вывод: в первом случае воздух свободно вышел из соломинки и она согнулась; во втором случае — воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки. |
Парашют Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материалы и оборудование: Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком. Ход: Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него. Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее, а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта). Дети запоминают, что при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим, падение — более медленным; при уменьшении купола, сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым. Взрослый предлагает детям изготовить парашют по алгоритму: вырезать из папиросной бумаги круг поперечником в несколько ладоней; посередине вырезать круг шириной в несколько пальцев; к краям большого круга привязать нитки, продев их через дырочки (концы ниток должны быть одинаковой длины), а затем пускать из окна второго этажа парашюты с грузами разной тяжести. | Свечка в банке Задачи: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня. Материалы и оборудование: Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном. Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе со взрослым проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. Взрослый подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). Дети называют и другой вариант тушения пламени — засыпать пламя землей (тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет). |
Фокус «Сухим из воды» Задачи: Продемонстрировать существование атмосферного давления, то, что воздух при остывании занимает меньший объем (сжимается). Материалы и оборудование: Тарелка с водой, покрывающей дно, монета, стакан. Ход: Взрослый предлагает детям вынуть монету из воды (поднять ее со дна) не намочив пальцы. Дети называют разные способы, проверяют их. Взрослый предлагает провести опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку или прогреть его кипятком и, когда воздух нагреется, опрокинуть стакан на тарелку рядом с монетой. Через некоторое время бумага под стаканом погаснет, воздух начнет остывать, а вода постепенно втянется стаканом, обнажив дно тарелки. Когда монета обсохнет, ее можно взять не намочив пальцы. Дети объясняют причину: воздух сначала нагрелся в стакане и расширился, как все нагретые тела; его избыток вышел из стакана. Когда же он начал остывать, его уже стало недостаточно, воздух снаружи начал давить на воду сильнее, чем в стакане. Таким образом, по давлением наружного воздуха (воздушного давления) вода втянулась под стакан. Взрослый с детьми обсуждает, почему дым из трубы в безветренную погоду поднимается вверх (его выносит горячий воздух, расширившийся от нагревания, а потому и более легкий, чем тот, который окружает трубу. Когда воздух, поддерживающий частицы дыма, остывает, дым опускается вниз и стелется по земле). Дети объясняют, почему дует от закрытого окна. Воздух в комнате всегда движется, потому что в комнате есть теплые предметы (печь, лампа, батарея и пр.), от которых он нагревается. Воздух при нагревании разрежается, становится легким и поднимается вверх; при охлаждении (от окон, стен, дверей) он, напротив, уплотняется, становится тяжелее и опускается вниз. Эти течения воздуха воспринимаются как сквозняк (будто дует из окон). Дети выясняют, как надо охлаждать льдом: класть на него или под него (холодное вещество плотнее тяжелого и, следовательно, находится на дне, поэтому внизу сосуда содержимое всегда холоднее). Если мы ставим сосуд под лед, т.е. кладем лед сверху, то, остывая, вещество станет тяжелым, опустится на дно, а ему на смену поднимется теплая масса. Быстрое охлаждение наступает в процессе смешивания жидкостей. | Передача солнечного «зайчика» Задачи: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. Материалы и оборудование: Зеркала, схема многократного отражения. Ход: Дети рассматривают движение солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы. «Разведчики» Задачи: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. Материалы и оборудование: Зеркала. Ход: Взрослый рассказывает историю о мальчике, который, играя в разведчиков, придумал, как с помощью зеркала увидеть то, что было за углом дома, не высовываясь из-за него. Предлагает детям показать, что придумал мальчик, используя схему многократного отражения, а затем закончить рассказ. Радуга на стене Задачи: Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Материалы и оборудование: Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры). Ход: Дети рассматривают отражение солнечного света от хрустального многогранника на стене. Обращают внимание на то, что образовались цветовые пятна. Объясняют, как образуются цвета, как образуется белый и черный. Рассказывают о том, что цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие — поглощает. |
Волшебный круг (1) Задачи: Показать, что для восприятия цветов человеку требуются различные отрезки времени. Материалы и оборудование: Черный фломастер, картонка 8 х 13 см, булавка карандаш с резинкой на конце, линейка. Ход: Дети по алгоритму делают цветовой круг (семь цветов спектра), проводят в середине круг диаметром 5 см и в нем рисуют картинку, закрасив темные места черным фломастером. Протыкают середину круга булавкой, втыкают конец булавки в центр резинки на карандаше. Взрослый предлагает детям вращать рисунок, не сводя глаз с круга. Дети описывают наблюдения. Во время вращения появляются различные цветовые комбинации. Когда меняется скорость вращения, меняются цвета. Обсуждают- причину: цветные части круга отражают свет, а черные — нет. Свет — это вид энергии, он содержит в себе много цветов, а у каждого цвета свой запас энергии. Чем он больше, тем быстрее движется световая волна. Для того, чтобы глаз принял эти волны и передал мозгу, требуется некоторое время. Только самые быстрые цвета, появляющиеся на незакрашенных фломастером участках во время вращения картонки, успевают передать мозгу сигнал о своем появлении до того, как появляется черный участок. | Задачи: Выявить действия магнитных сил Земли. Материалы и оборудование: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло. Ход: Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан «иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане. |
Полярное сияние Задачи: Понимать, что полярное сияние — проявление магнитных сил Земли. Материалы и оборудование: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги. Ход: Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги — частицы солнечного ветра, шар — Земля). Как увидеть притяжение? Выбери Задачи: Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. Материалы и оборудование: Предметы: одного размера из разных материалов; разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы. Ход: Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагает детям узнать, притягиваются ли они к Земле. С помощью взрослого дети выполняют действия: привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку (тяжелые предметы сильнее растягивают резинку). Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы, различные по весу, отмечая показания весов. Задачи: Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. Материалы и оборудование: Предметы из разных материалов - подвешенные на нитках; весы. Ход: Дети рассматривают предметы, выясняют, притягиваются ли они к Земле (да), почему не падают (их держит нить). Взрослый предлагает узнать, не бросая предмет, какой из них притягивается сильнее (по силе натяжения). Дети, поочередно, взвешивают предметы на весах, замечают показания. | Как увидеть «молнию»? Задачи: Выяснить, что гроза — проявление электричества в природе. Материалы и оборудование: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор. Ход: Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск — проявление электричества). Почему легче? (1) Задачи: Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле. Материалы и оборудование: Предмет на нитке, емкость с водой, пружинные весы. Ход: Дети рассматривают предмет, взвешивают его, отмечая показания на весах. Медленно погружают его в воду, не снимая с весов. Выясняют, что происходит (весы показывают меньший вес — предмет стал легче. Делают вывод: вода поддерживает предмет, выталкивает его наверх. Почему легче? (2) Задачи: Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле. Материалы и оборудование: Емкость с водой, пружинные весы, хомутик из узкой полоски жести. Ход: Дети под руководством взрослого подвешивают к весам груз, фиксируют показания с помощью хомутика. Затем резко опускают весы вместе с грузом в воду (имитируют падение). Определяют, что показания весов восстановились. Выясняют, почему хомутик оказался на нулевой отметке (потому что показания весов изменились при падении). Взрослый спрашивает детей, когда предмет стал «невесомым» (при падении), когда человек может почувствовать невесомость (в лифте, при прыжке, на качелях). |
Как быстрее? Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). Материалы и оборудование: Бечевка, клейкая лента, ватный тампон. Ход: Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевку (не менее 60 см), один конец прикрепляют к столу, а за другой — натягивают бечевку и отпускают. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо ватным тампоном, в другое — вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают. Выясняют, что звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо. | Звуки в воде Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). Материалы и оборудование: Большая емкость с водой, камешки. Ход: Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух. |
Спичечный телефон Задачи: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Материалы и оборудование: Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички. Ход: Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Взрослый спрашивает, что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку (палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания). Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой — «телефон» не работает (звук передается при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передается). | Почему комар пищит, а шмель жужжит Задачи: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Материалы и оборудование: Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев. Ход: Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями — звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля — низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий. |
Поющая струна Задачи: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Материалы и оборудование: Проволока без покрытия, деревянная рамка. Ход: Дети с помощью взрослого закрепляют проволоку на деревянной рамке, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колебаний. Выясняют, что звук слышится низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягивают проволоку сильнее, повторяют опыт. Выясняют, каким получился звук (звук стал тоньше, проволока часто дрожит). Меняя натяжение проволоки, еще несколько раз проверяют зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук. | Волшебные превращения (2) Задачи: Выявить изменение агрегатных состояний вещества под воздействием температуры (твердые — жидкие — газообразные). Материалы и оборудование: Весы, свеча, мелкие предметы ,для уравновешивания свечи. Ход: Дети рассказывают, из какого материала сделана свеча (из парафина), что парафин может быть жидким, описывают условия, при которых он становится жидким (при нагревании). Проверяют «превращение», предварительно поместив свечу на одну из чаш весов и уравновесив ее с помощью гирек или мелких предметов. Чаши весов находятся на одном уровне, значит вес одной чаши равен весу другой. Зажигают свечу, наблюдают за горением. Через 10—15 минут замечают, что свеча превращается в жидкость. Отмечают, что, хотя жидкость остается в чаше, она поднимается вверх, становится легче. Дети с помощью взрослого доказывают, что часть свечи превратилась в газообразное вещество (запах, иногда видна копоть над пламенем; если подержать над свечой металлическую пластину, она закоптится). |
Как не обжечься? (2) Задачи: Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов). Материалы и оборудование: Алюминиевая ложка, емкость с горячей водой. Ход: Дети в емкость с горячей водой на У3 ее высоты помещают металлическую ложку (лучше алюминиевую); через 2—3 минуты им предлагают вынуть ложку из воды. Выясняют, что верхняя часть ложки горячая. Объясняют, что та часть ложки, .которая находилась в воде, нагрелась, и тепло пошло по всей ложке. | Мир ткани Задачи: Называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей. Материалы и оборудование: Образцы тканей (ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа), емкости с водой, ножницы. Ход: Дети рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости —> разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами —> попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия —» опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги. Делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств. |
Мир металлов Задачи: Называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту й на производстве. Материалы и оборудование: Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы. Ход: Дети рассматривают предлагаемый материал, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Взрослый предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму: оценивают степень проявления металлического блеска —> оценивают степень теплопроводности —> определяют твердость металлов —> ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без нее) —» делают выводы о сходстве и различиях металлов. Обсуждают, что из какого металла можно сделать. | Мир пластмасс Задачи: Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид); сравнивать их свойства; понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования. Материалы и оборудование: Кусочки и игрушки из разного вида пластмасс, спиртовка, спички. Ход: Дети рассматривают разные виды пластмасс, изделия из них. Обращают внимание на общие свойства (плотность, горение, непрозрачность, твердость). Взрослый предлагает детям высказать предположения, какой вид пластмасс будет более твердым, плотным, горючим, прозрачным и т.д. Дети определяют алгоритм деятельности: оценивают прозрачность —> выявляют плотность -> определяют твердость —> наблюдают за реакцией горения, сравнивают скорость сгорания. Делают вывод о различиях между разными видами пластмасс. Замечают, что от свойств материала зависит его использование. Примечание: проводить демонстрацию на свежем воздухе или используя вытяжку. |
Лодка Задачи: Совершенствовать умение работать с бумагой, ножницами; проявлять творчество; самостоятельно определять алгоритм деятельности. Материалы и оборудование: Бумага, клейстер, форма для лодки, вода, картон для подставки, краски, кисточки, парафин,, ножницы, клей ПВА. Ход: Дети рассматривают лодку из папье-маше, изготовленную взрослым. Все вместе уточняют последовательность работы: форму перевернуть на кусок картона и облепить хорошо смоченными кусочками бумаги так, чтобы один немного перекрывал другой. Все кусочки необходимо тщательно приглаживать. Облепленную мокрыми кусочками бумаги форму оклеивают такими же кусочками бумаги, но уже смоченными клейстером. Наклеив 8—10 слоев, оставляют просохнуть. Когда бумага высохнет, ее снимают с формы. Края подрезают ножницами, окантовывают кусочками бумаги и просушивают. Поверхность готового изделия грунтуют клеем ПВА, просушивают. После выполнения работы дети раскрашивают изготовленные лодки, взрослый обмазывает дно каждой тонким слоем растопленного парафина. Это необходимо для того, чтобы лодки не размокали. Автомобиль будущего Задачи: Активно проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи, самостоятельно придумывать и осуществлять свои замыслы. Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением современных автомобилей, альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски, кисточки. Ход: Взрослый организует выставку иллюстраций с изображением автомобилей, выступает в роли экскурсовода, рассказывает о новых моделях, их возможностях. Предлагает детям определить все положительное и отрицательное в этом виде транспорта. Подводит к осознанию необходимости изобретения экологически чистого вида транспорта. Создает условия для игры «Конструкторское бюро». В нем дети изобретают автомобиль будущего (его надо зарисовать). Проводится конкурс «Лучшая модель автомобиля», победителю вручают приз. Для родителей организуется выставка рисунков «Автомобиль будущего глазами детей». Мы пишем книгу Задачи: Совершенствовать графические умения, участвовать в коллективном создании книги, понимать, что от отношения к работе зависит ее результат. Материалы и оборудование: Бумага, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, картон, клей, ткань, нитки, игла. Ход: Взрослый предлагает детям «написать» книгу «Это интересно». Для этого каждый должен нарисовать два самых интересных для него явления и подписать рисунки. После этого взрослый организует работу типографии: распределяет обязанности между детьми, помогает в сшивании (переплетении) книги. Обложка должна представлять собой коллективную работу детей (аппликация, рисунок). Взрослый обращает внимание на то, что книга получилась интересной и красочной только потому, что все дети отнеслись к работе серьезно, добросовестно. | Вулкан Задачи: Совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач. Материалы и оборудование: Пластиковая емкость, провод, лампочка, пластиковые бутылки, мох, губка, камешки, песок, клей, древесные опилки, пластилин, папиросная бумага желтого и красного цвета, резиновая трубка. Ход: Дети рассматривают иллюстрации с изображением извержения вулкана, высказывают предположения о причинах происходящего. Взрослый обращает внимание на красоту этого явления и напоминает об опасностях, связанных с ним. Спрашивает, не хотели бы дети иметь в группе свой вулкан. Предлагает сделать макет, объясняет последовательность действий: в пластмассовой емкости устанавливают несколько разных по величине пластиковых бутылок (высота зависит от величины макета), самая высокая из них — жерло вулкана. Обкладывают их скомканной бумагой и обмазывают пластилином, на котором в дальнейшем рассыпают песок, опилки, окрашенные в зеленый цвет, мох. Из губки делают кустарнички и располагают их у подножия вулкана. По краям кратера (горлышко самой высокой пластиковой бутылки) приклеивают узкие полоски папиросной бумаги красного и желтого цвета. В пластиковой емкости проделывают два отверстия: одно — для электрической лампочки, другое — для резиновой трубки (чтобы продемонстрировать появление дыма). Если через резиновую трубку пустить струю воздуха или дыма и зажечь лампочку, бумажные ленточки (имитация извержения вулкана) поднимутся из кратера и будут шевелиться в клубах выходящего дыма. Макет может использоваться на занятиях по ознакомлению с природой. Покорение космоса Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, самостоятельно определять алгоритм деятельности, совершенствовать умения работать с различными материалами, проявлять творческий потенциал в ходе преобразования. Материалы и оборудование: Пластиковые бутылки, краски, кисточки, бумага, клейстер, клей ПВА, вода, нитки, предметы шарообразной формы разной величины (мячи), план-схема Солнечной системы. Ход: В ходе предварительной работы детям дают фотографии, иллюстрации с изображением планет, ракет, спутников, космонавтов. Взрослый проверяет знания детей о Солнечной системе, о полетах человека в космос и предлагает сделать космические корабли и модель Солнечной системы. Для этого всю группу делит на две подгруппы: одна изготавливает ракеты, вторая —■ модели планет. Ракеты делают из раскрашенных пластиковых бутылок, а планеты (сферы) — из папье-маше. Так как дети хорошо освоили изготовление поделок из папье-маше, взрослый не объясняет последовательность работы, помогая им лишь в случае необходимости. После просушивания сфер все внимательно изучают внешнее описание каждой планеты и окрашивают модели в соответствии с реальным объектом. Каждая сфера подвешивается на нить. Дети в роли космонавтов осваивают Солнечную систему.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование интереса к здоровому образу жизни через приобщение к нравственному и эстетическому опыту Олимпийских игр детей старшего дошкольного возраста"
АннотацияПроблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. И одна из ряда главных причин этого - наличие большого количества отклонений в состоянии опорно...
Опыты с магнитом детей старшего дошкольного возраста
Представлен материал из опыта работы...
картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста
подборка опытов и экспериментов в старшей группе...
Картотека опытов, экспериментов для детей раннего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами воды
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, одной из главных целей которого является экологическое воспитание - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к п...
Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».
Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....
Обощение опытом "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРУДА В ПРИРОДЕ"
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированн...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Представляю Вам картотеку опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста, которую можно использовать в своей педагогической деятельности....