Проектирование и организация образовательного процесса
методическая разработка
/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prektirovanie_i_organizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa_v_doo.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование и организация образовательного процесса
При разработке методических рекомендаций мы опирались на рекомендации Н.А Коротковой и Н.Я. Михайленко, в которых структура педагогического процесса определяется типом взаимодействия взрослого с детьми, т.е. в зависимости от занимаемой позиции по отношению к детям: эта позиция равного партнёра, создателя окружающей развивающей среды и предметного мира ребёнка-дошкольника.
Основной движущей силой образовательного процесса в дошкольном возрасте является сам ребёнок, его самостоятельная пробно-продуктивная активность. Если эта сила не пущена в ход явным образом - образовательный процесс исчезает из поля видимости и по сути не направляется взрослыми. Таким образом, организация образовательного процесса включает две основные задачи:
- Создание и поддержку психологического фона, благоприятствующего актуализации самостоятельной активности ребёнка;
- Поддержку и направление этой активности сообразно целям развития.
Решение этих двух задач и составляет основное содержание педагогического действия в рамках образовательной программы.
Первая из этих задач предполагает:
- Создание соответствующей социально-предметной среды, приглашающей ребёнка к действию;
- Выявление и устранение факторов, блокирующих или тормозящих детскую активность.
Вторая задача предполагает обеспечение ребёнка средствами и содержательными творческими ситуациями, обеспечивающими полноценную культурную дифференциацию общего способа действия на грани возможностей каждого ребёнка.
Названные задачи определяют содержание и регулярность педагогической обратной связи, которая придаёт педагогическому действию дискретный, пошаговый характер. Придумывание и реализация таких «рефлексивных педагогических шагов» и есть «проектирование образовательного процесса».
Общая схема проектирования может быть представлена в виде следующего рефлексивного цикла:
- Диагностика индивидуального развития детей – постановка задач развития группы с учётом каждого ребёнка;
- Подбор и согласование средств и условий развития;
- Организация системы развивающих ситуаций – оценка результатов.
Поскольку развитие – процесс сравнительно медленный, проектный цикл может быть рассчитан на 3-4 месяца. В рамках такого цикла можно заранее составить расписание деятельности непосредственно организованной образовательной деятельности. Что касается комплексно-тематического и предметно-средового блоков, то их наполнение изначально носит ориентировочный характер. Конкретное планирование ситуаций деятельности детей ведётся помесячно и носит также предположительный, хотя и более детализованный характер. Окончательный план «работы» детской группы уточняется еженедельно и ежедневно по ходу развёртывания программы, то есть предполагает готовность педагога к немедленному принятию тактических решений.
Таким образом, педагогическое действие в рамках рассматриваемого подхода имеет не только стратегическую, но и ярко выраженную оперативную компоненту, что предъявляет особые требования к рациональной организации его ориентировки. Это значит, что вся информация, необходимая педагогу для принятия тактических решений, должна быть представлена в компактной и образной форме. К такой информации относятся:
- Данные обратной педагогической связи – психологический фон жизнедеятельности каждого ребёнка; место каждого ребёнка на нормативной интегральной шкале возрастного развития; достижение каждого ребёнка в сфере освоения ключевых предметных содержаний.
- Проект педагогического действия на ближайший цикл (задача и способ решения) и план действий на ближайший месяц.
- Банк дидактических средств; набор программ; подборка литературных произведений для чтения и драматизации; подборка автодидактических средств (обучающих и развивающих игр и других целостных ситуаций деятельности, рассчитанных на совместную со взрослыми или самостоятельную активность детей по выбору); подборка опорных смысловых интеграторов культурных содержаний (комплексных тем, коллективных проектов, общих праздников и пр.).
На данный момент задача компактного представления информации в значительной мере решена для первых двух пунктов. Так, разработаны инструменты обратной связи и формы для проектирования и планирования образовательного процесса. Что касается подбора и рациональной организации банка культурных содержаний, то эта задача находиться в процессе решения. Так, разработана систематическая подборка литературных произведений (Н.М. Короткова, 2001). Предложен вариант схемы-конфигуратора, компактно и обозримо представляющей содержание познавательно-исследовательской деятельности ребёнка (П.Г. Нежнов). Причём опыт работы говорит о том, что эта схема может играть роль опорной (отправной) при проектировании образовательного процесса в целом.
Содержание образовательного процесса может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей и оптимальной организации самостоятельной деятельности детей.
Опираясь на рекомендации Н. Михайленко и Н. Коротковой, можно выделить в планировании следующие структурные блоки:
- ОЗ – специально организованное обучение в форме занятий.
Данный блок следует планировать календарно, то есть на каждый день, исходя из сетки занятий. Сетка занятия составляется совместно с методистом/старшим воспитателем на основании образовательной программы, базовой для учреждения. Педагог здесь занимает позицию «учителя», который ставит определённые задачи, предлагает способы или средства их решения, оценивает правильность действий, ведёт индивидуальную работу.
- СДВД – совместная деятельность взрослого с детьми, которая планируется перспективно – на квартал. Однако и в перспективе должны присутствовать целевой, технологический, содержательный компоненты.
В целевом компоненте оптимальным вариантом является расположение развивающих задач по видам детской деятельности, воспитанию определённых навыков и т.д. Необходимо также ставить задачи по индивидуальному развитию.
Технологический и содержательный компоненты обозначаются в методах и приёмах, которые определяют позицию педагога в данном блоке как равного партнёра, принимающего замыслы детей и вводящего свои предложения. Он демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие проблемы «вместе» с детьми без жёстких оценок. Конкретная технология и содержание определяются базовыми программами. Имеется большой простор для творчества педагогов при «адаптации» программы к конкретным условиям своего учреждения, группы.
- ССД – свободная самостоятельная деятельность также планируется с перспективой на 3 месяца. В свободной деятельности педагог является «создателем» окружающей развивающей среды, которая обеспечивает возможность реализовать интересы и склонности ребёнка, создаёт условия для оптимизации процесса саморазвития дошкольника. Однако, размещение материала связано с трудностями пространственного характера, ограниченностью помещения ДОУ. Удачным является решение размещать познавательный материал в разных функциональных пространствах. Следовательно, планировать изменения в предметной среде оптимальнее всего по функциональным уголкам (центрам).
Например:
Функциональное помещение | Изменения в содержании предметной развивающей среды |
Уголок сказки |
|
ИЗО-студия |
И т.п. |
Как отмечает ряд исследователей (С.Л Новосёлова и В.А. Петровский, В.Т. Кудрявцев и др.), необходимым условием организации образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО, должна стать полноценно организованная развивающая образовательная среда. Она строится с учётом реализации образовательных областей в двух основных составляющих организации образовательного процесса: совместная (партнёрская) деятельность взрослого и детей, свободная самостоятельная деятельность самих детей, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация образовательного процесса в ДОУв рамках ФГТ. Детско-взрослое проектирование.
Педагогический совет."Детско-взрослое проектирование"....
Презентация "Проектирование и реализация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Презентация будет полезна педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....
Педагогическое проектирование. Планирование воспитательно - образовательного процесса в ДОУ".
Рекомендации к разработке и написанию календарно - тематического плана воспитателя....
Всероссийская профессиональная олимпиада работников дошкольного образования «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ДОУ в условиях профессионального стандарта педагога»
Олимпиада для педагогов....
Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра
Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей направленности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса
Введение и реализация ФГОС ДО вызвало необходимость пересмотра содержания и проектирование развивающей предметно-пространственной среды....
ПРОЕКТ: Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов) через реализа
Развитие всех компонентов речи дошкольников с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»....