Проектирование и организация образовательного процесса
методическая разработка

Путилова Наталья Михайловна

/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование и организация образовательного процесса

При разработке методических рекомендаций мы опирались на рекомендации Н.А Коротковой и Н.Я. Михайленко, в которых структура педагогического процесса определяется типом взаимодействия взрослого с детьми, т.е. в зависимости от занимаемой позиции по отношению к детям: эта позиция равного партнёра, создателя окружающей развивающей среды и предметного мира ребёнка-дошкольника.

Основной движущей силой образовательного процесса в дошкольном возрасте является сам ребёнок, его самостоятельная пробно-продуктивная активность. Если эта сила не пущена в ход явным образом - образовательный процесс исчезает из поля видимости и по сути не направляется взрослыми. Таким образом, организация образовательного процесса включает две основные задачи:

  1. Создание и поддержку психологического фона, благоприятствующего актуализации самостоятельной активности ребёнка;
  2. Поддержку и направление этой активности сообразно целям развития.

Решение этих двух задач и составляет основное содержание педагогического действия в рамках образовательной программы.

Первая из этих задач предполагает:

  1. Создание соответствующей социально-предметной среды, приглашающей ребёнка к действию;
  2. Выявление и устранение факторов, блокирующих или тормозящих детскую активность.

Вторая задача предполагает обеспечение ребёнка средствами и содержательными творческими ситуациями, обеспечивающими полноценную культурную дифференциацию общего способа действия на грани возможностей каждого ребёнка.

Названные задачи определяют содержание и регулярность педагогической обратной связи, которая придаёт педагогическому действию дискретный, пошаговый характер. Придумывание и реализация таких «рефлексивных педагогических шагов» и есть «проектирование образовательного процесса».

Общая схема проектирования может быть представлена в виде следующего рефлексивного цикла:

  • Диагностика индивидуального развития детей – постановка задач развития группы с учётом каждого ребёнка;
  • Подбор и согласование средств и условий развития;
  • Организация системы развивающих ситуаций – оценка результатов.

Поскольку развитие – процесс сравнительно медленный, проектный цикл может быть рассчитан на 3-4 месяца. В рамках такого цикла можно заранее составить расписание деятельности непосредственно организованной образовательной деятельности. Что касается комплексно-тематического и предметно-средового блоков, то их наполнение изначально носит ориентировочный характер. Конкретное планирование ситуаций деятельности детей ведётся помесячно и носит также предположительный, хотя и более детализованный характер. Окончательный план «работы» детской группы уточняется еженедельно и ежедневно по ходу развёртывания программы, то есть предполагает готовность педагога к немедленному принятию тактических решений.

Таким образом, педагогическое действие в рамках рассматриваемого подхода имеет не только стратегическую, но и ярко выраженную оперативную компоненту, что предъявляет особые требования к рациональной организации его ориентировки. Это значит, что вся информация, необходимая педагогу для принятия тактических решений, должна быть представлена в компактной и образной форме. К такой информации относятся:

  1. Данные обратной педагогической связи – психологический фон жизнедеятельности каждого ребёнка; место каждого ребёнка на нормативной интегральной шкале возрастного развития; достижение каждого ребёнка в сфере освоения ключевых предметных содержаний.
  2. Проект педагогического действия на ближайший цикл (задача и способ решения) и план действий на ближайший месяц.
  3. Банк дидактических средств; набор программ; подборка литературных произведений для чтения и драматизации; подборка автодидактических средств (обучающих и развивающих игр и других целостных ситуаций деятельности, рассчитанных на совместную со взрослыми или самостоятельную активность детей по выбору); подборка опорных смысловых интеграторов культурных содержаний (комплексных тем, коллективных проектов, общих праздников и пр.).

На данный момент задача компактного представления информации в значительной мере решена для первых двух пунктов. Так, разработаны инструменты обратной связи и формы для проектирования и планирования образовательного процесса. Что касается подбора и рациональной организации банка культурных содержаний, то эта задача находиться в процессе решения. Так, разработана систематическая подборка литературных произведений (Н.М. Короткова, 2001). Предложен вариант схемы-конфигуратора, компактно и обозримо представляющей  содержание познавательно-исследовательской деятельности ребёнка (П.Г. Нежнов). Причём опыт работы говорит о том, что эта схема может играть роль опорной (отправной) при проектировании образовательного процесса в целом.

Содержание образовательного процесса может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей и оптимальной организации самостоятельной деятельности детей.

Опираясь на рекомендации Н. Михайленко и Н. Коротковой, можно выделить  в планировании следующие структурные блоки:

  1. ОЗ – специально организованное обучение в форме занятий.

Данный блок следует планировать календарно, то есть на каждый день, исходя из сетки занятий. Сетка занятия составляется совместно с методистом/старшим воспитателем на основании образовательной программы, базовой для учреждения. Педагог здесь занимает позицию «учителя», который ставит определённые задачи, предлагает способы или средства их решения, оценивает правильность действий, ведёт индивидуальную работу.

  1. СДВД – совместная деятельность взрослого с детьми, которая планируется перспективно – на квартал. Однако и в перспективе должны присутствовать целевой, технологический, содержательный компоненты.

В целевом компоненте оптимальным вариантом является расположение развивающих задач по видам детской деятельности, воспитанию определённых навыков и т.д. Необходимо также ставить задачи по индивидуальному развитию.

Технологический и содержательный компоненты обозначаются в методах и приёмах, которые определяют позицию педагога в данном блоке как равного партнёра, принимающего замыслы детей и вводящего свои предложения. Он демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие проблемы «вместе» с детьми без жёстких оценок. Конкретная технология и содержание определяются базовыми программами. Имеется большой простор для творчества педагогов при «адаптации» программы к конкретным условиям своего учреждения, группы.

  1. ССД – свободная самостоятельная деятельность также планируется с перспективой на 3 месяца. В свободной деятельности педагог является «создателем» окружающей развивающей среды, которая обеспечивает возможность реализовать интересы и склонности ребёнка, создаёт условия для оптимизации процесса саморазвития дошкольника. Однако, размещение материала связано с трудностями пространственного характера, ограниченностью помещения ДОУ. Удачным является решение размещать познавательный материал в разных функциональных пространствах. Следовательно, планировать изменения в предметной среде оптимальнее всего по функциональным уголкам (центрам).

Например:

Функциональное помещение

Изменения в содержании предметной развивающей среды

Уголок сказки

  1. Создать игровые ситуации на фланелеграфе к литературным произведениям «Красная шапочка», «Колобок».
  2. Внести маски  и атрибуты к сказкам: «Лисичка со скалочкой», «Красная шапочка».
  3. Внести схему «Кто это», на которой дети определяют заместителей волка, лисы, Красной шапочки.
  4. Внести книги к вышеперечисленным сказкам.
  5. Внести игру «что сначала, что потом».

ИЗО-студия

  1. Внести в свободную деятельность новый ИЗО-материал: восковые мелки.
  2. Внести игру «Изображение из фигур»
  3. Альбом «Дымка»
  4. Заготовки для дымки: лошадки
  5. Альбом «Угадай настроение»
  6. Альбом «Осень»

И т.п.

Как отмечает ряд исследователей (С.Л Новосёлова и В.А. Петровский, В.Т. Кудрявцев и др.), необходимым условием организации образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО, должна стать полноценно организованная развивающая образовательная среда. Она строится с учётом реализации образовательных областей в двух основных составляющих организации образовательного процесса: совместная (партнёрская) деятельность взрослого и детей, свободная самостоятельная деятельность самих детей, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое проектирование. Планирование воспитательно - образовательного процесса в ДОУ".

Рекомендации к разработке и написанию календарно - тематического плана воспитателя....

Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра

Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей направленности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса

Введение  и реализация ФГОС ДО вызвало необходимость пересмотра содержания и проектирование развивающей предметно-пространственной среды....