Экологический проект "Мир - вокруг нас"
проект (подготовительная группа)

Приходько Алёна Дмитриевна

Экологический проект в подготовительной группе "Мир - вокруг нас!.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ДЕТСКИЙ САД №6 «УЛЫБКА»

Экологический проект  «Мир - вокруг нас»

подготовительная к школе группа

                 Воспитатели:

Приходько А.Д.; Семёнова Н.В.

Старший воспитатель:

Каликина Л.Е.

2019 – 2020 г.

«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».

Сухомлинский Василий Александрович .

 

Пояснительная записка.

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры,  носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

Актуальность.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы…. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем вести себя по отношению к природе.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир.

Цель проекта.

 Расширить знания детей об окружающем  мире через опытно-экспериментальную   деятельность.

Задачи проекта.

1.Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;

2.Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить  устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

3.Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;

4.Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

5.Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;

6.Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

7.Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

8.Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;

9.Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

 

Интегрируемые образовательные области:

1.Познавательное развитие;

2. Речевое развитие;

3.Социально-коммуникативное развитие;

4.Художественно-эстетическое развитие;

5.Физическое развитие.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1.09.2019г. - 31.03.2020г.)

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Социальные партнёры: "РосАгроКомплекс".

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Этапы реализации.

Реализация проекта рассчитана на 7 месяцев: с сентября 2019 года по март 2020 года

1этап. Подготовительный:  

- изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- подбор игр и оборудования;

- создание РППС;

-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;

- оборудование уголка экспериментирования;

-создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования.

2 этап. Основной:

- беседы с детьми;

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- показ презентаций;

- экскурсии;

- продуктивная деятельность;

- выставка детских рисунков «Береги воду» ; «Береги электроэнергию»;

- выставка поделок «Вторая жизнь ненужным вещам»;

- экологические акции: «Покормите птиц» ; «Ёлочка – зелёная иголочка»

- чтение художественной литературы;

- разучивании стихов , пословиц;

- загадывание и отгадывание загадок;

- досуг «Синичкин день»;

- опытно – экспериментальная деятельность;

- изготовление лэпбука;

- мастер – класс с родителями «Изготовление ёлочки»;

- оформление плакатов.

3этап. Заключительный:  презентация проекта «Мир вокруг нас».

 

Ожидаемые результаты.

У детей:

- повысится познавательный интерес;

-  сформируется потребность и желание активно изучать природный мир;

- обогатится представление о многообразии природного мира, о взаимодействии человека и природы;

- обогатится самостоятельный опыт практической деятельности по уходу животными и растениями;

- научатся любить природу, сопереживать её бедам, бережно относится к ней;

- научатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

У родителей:

- повышение экологической культуры;

- создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

- участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.

Перспективный план работы

п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки реализации

 

Подготовительный этап

1.

- изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- подбор игр и оборудования;

- создание РППС;

-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;

- оборудование уголка экспериментирования;

-создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования.

Воспитатель

1 – 2 неделя сентября 2019 г.

Основной этап

2.

Беседы: «Люди – друзья природы; Жалеть нужно уметь;

Удивительное вокруг; Лес: любить, беречь и не бояться;

Тайны растений; Птицы и звери зимой;

 Есть ли домики у зверят?

Как мы можем помочь природе; Все живое под нашей защитой;

Насекомые – часть природы; Мусор – болезнь планеты;

Не загрязняй природу! Доброте нужно учиться;

Наш дом – природа; Наши помощники – птицы; Природа в искусстве;

Огонь: друг или враг?; Красная книга».

Воспитатель

В течение реализации  проекта

Дидактические игры: «Польза – вред (живая природа); Хорошо – плохо (времена года); Жизненный цикл…; Пищевые цепочки: Нравится – не нравится (не живая природа); Хорошо – плохо (четыре стихии); Какие мы все разные; Найди своё дерево; Времена года; Что изменилось; Найди ,о чём я расскажу; Найди такой же; Угадай растение по описанию; Найди растение по названию; Чего  не стало; Что сначала, что потом; В саду, на огороде; Приготовь винегрет; Четвёртый лишний; Загадай, мы отгадаем; Состояние воды; Земля, вода, воздух; Чья шкурка; Найди тень; Чья мордочка».

Воспитатель

В течение реализации проекта

Подвижные игры: «Совы и вороны; Соловей; Воробьи зимой; Воробей на часах; Земля, вода, воздух; Птицелов; Раз, два, три! Беги!; Ловля рыб;    Ну– ка, лови; Гуси – лебеди; Кролики; Не зевай! (зимующие, перелётные птицы); Назови три предмета!; Природа и человек;

Воспитатель

В течение реализации проекта

Чтение художественной литературы: рассказы, пословицы, загадки, стихи

Воспитатель

В течение реализации проекта

 Организация экскурсии дошкольников, совместно с родителями на территорию  «РосАгроКомплекс»  в музей истории молока;

Организация экскурсии в зимний лес

Воспитатель, родители.

Воспитатель

23 ноября 2019 г.

30 января 2020 г.

Организация досуга «Синичкин день»

Воспитатель

12 ноября 2019 г.

Продуктивная деятельность: Выставка работ из природного материала «Осенние фантазии»; выставка детских работ на тему: «Береги воду!»; «Береги электроэнергию!»; «Оригами – сумочка с биологически разлагаемым знаком»;

Коллективная работа: «Мы – за чистый мир!»; «Весенняя капель»; «Берегите воду!»; «Береги электроэнергию».

Изготовление «Красной книги»

Выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь ненужным вещам»

Воспитатель, родители

Воспитатель

Октябрь

Январь – март

Январь – март

Опытно – экспериментальная деятельность: «Что такое картофельный крахмал»; «Пластику и полиэтилену скажем «Нет! (сравнение пластика и полиэтилена )»; «Береги электроэнергию ( Танец бумаги; «Волшебные шары»)»; «Береги воду (изготовление очистительных фильтров)»; «Путешествие капельки»; «Как растёт растение (косточка авокадо)»; микропрепарат «Клетки лука».

Воспитатель

Январь - март

Мастер – класс с родителями: «Изготовление ёлочки»

Воспитатель

3 неделя декабря

Участие в экологической акции: «Покормите птиц» ;

«Ёлочка – зелёная иголочка»

Воспитатель

Декабрь

Изготовление лэпбука: «Сохраним планету»

Воспитатель

Март

Тематические занятия: «Можем ли мы воду беречь»; «Береги электроэнергию»; « Полиэтилену и пластику скажем «Нет!»

Воспитатель

Январь – март

Презентация: «Синичкин день»; «Правила поведения в лесу»; «Красная книга России»; «Красная книга «Они могут исчезнуть!»; «Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды»;

Воспитатель

Ноябрь – март

Заключительный этап

3.

Выступление на педагогическом совете с презентацией проекта

«Мир вокруг нас»

Воспитатель

Март

Самостоятельная деятельность детей

Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности. Поэтому необходимо создать условия для:

- индивидуальных проявлений детей в практической (трудовой, экспериментальной), изобразительной деятельности, чтобы дети имели возможность отразить в рисунках, поделках, труде свое отношение к изучаемому природному объекту или явлению;

- самостоятельного поиска интересующей информации.

Для решения этих задач необходимо:

1. Организовать выставки книг по тематике: «Животный мир», «Планета Земля», «Растительный мир»

2. Оборудовать уголки экспериментирования и природы таким образом, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную практическую деятельность, учитывая при этом то, что весь материал должен быть безопасным и простым в использовании.

3. Доступность материалов для изобразительной деятельности, ручного труда (природный и бросовый материал).

3. Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы:

- методический и художественный материал по тематике проекта;

- мониторинговые мероприятия с детьми, анкетирование родителей;

- мероприятия по информированию родителей в ходе реализации проекта: папки-передвижки, домашние задания, совместные акции.

Фонд методического кабинета:

- библиотека: методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников; художественное слово по тематике проекта;

- иллюстративный материал по ознакомлению с природным миром

Заключение.

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

- условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Используемая литература.

1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф

2. Педагогическое образование в России, №2/2011. Статья Л. В. Моисеева и В. А. Зебзеева «Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства» с. 110-117.

3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988

4. Бондаренко Т.М. Организация НОД в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012

5. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. (Вместе с детьми)

6. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.

7. Автор-составитель Поваляева М.А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 416 с.

8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.

9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил. – (Дошкольный мир).

10. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 181 с., илл.

11. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000. - 575 с. : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.: с.573

12. Шорыгина Т. А. Беседы о русском Севере: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва: Сфера, 2008. - 96 с. - (Вместе с детьми).

13. Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва : Сфера, 2009. - 96 с. - (Вместе с детьми)

14. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»)

15. Н. Рыжова Статья «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом – природа». Газета «Дошкольное образование» №11, 12, 13/2004

16. Н. Ф. Виноградова Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978.

17. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112 с.

Приложение к проекту

Экологические дидактические игры

«Вершки и корешки»

Игровой материал:

Картинки с изображением листьев, плодов, корней овощей.

Правила игры:

 Находить пару только после сигнала, называть съедобную часть растения и что из нее можно приготовить.

Ход игры:

Участники становятся в круг, образуя «корзинку», двигаются по кругу со словами. Дети останавливаются и говорят «корешки»:

Здесь чудо-корешки!

И для пищи мы важны.

Затем произносят «вершки»:

Куда чудеснее вершки,

все блюда с нами так вкусны!

Затем говорит воспитатель:

Опрокинулась корзина, разбежались корешки,

А за ними и вершки.

Дети бегают, не наталкиваясь друг на друга.        

Тише, тише, не спешите

И друг друга находите:

Корешок найдет вершок,

А вершок – свой корешок.

После дети образуют пары. Кто-то из детей называет съедобную часть овоща и блюдо, которое можно из него приготовить.

«Когда это бывает?»

Подготовка к игре. Воспитатель подбирает 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Например, в серию «Осень» входят: «Осенний парк», «Дождь», «Первый снег», «Уборка пшеницы», «Сбор яблок», «Грибы», «Отлет птиц» и др.; в серию «Зима» — «Зимний парк», «Сосульки», «Снегири», «Подкормка птиц», «Уборка снега», «Каток», «Колка дров», «Зимние забавы»; серию «Весна» составляют: «Весенний парк», «Грачевник», «Ледоход», «Весенние игры детей», «Посадка деревьев», «Весенняя пахота», «Цветущие деревья», «Подснежники», «Ландыш»; серию «Лето» — «Летний парк», «Гроза», «Радуга», «Сенокос», «Луг», «Полив цветника», «Купание в речке».

Всем играющим воспитатель раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, белый или голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.

Игровое действие. Воспитатель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).

Правила игры. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:

1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);

2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;

3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

«Угадай, что где растет»

Игра словесная, проводится со всеми детьми или с небольшой группой вне занятия.

Игровое действие. Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель (или ребенок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Правила игры. Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечания.

1. В этой игре детей можно разделить на звенья. Звено, набравшее больше фишек, получает флажок.

2. Рекомендуем и другой вариант этой игры (игра с картинками) — по типу лото. Играют 4—5 человек. У каждого — большая картинка, на которой нарисован, например, огород, или сад, или поле. Ведущий поднимает маленькую картинку и называет растение, изображенное на ней.

Эту картинку берет тот, у кого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно отберет все свои картинки.

«С какого дерева листок»

Ход игры: предложить ребёнку  разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.

Речевая задача «Кто обедал в птичьей столовой?»

Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.

Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.

Что это были за птицы? (Снегири.)

Вариант: В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.

Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом.

В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягодки рябины.

А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове.

Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?

Речевая задача «Где снежинки?»

Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые!

А на рукавицах блестят капельки воды.

Где же снежинки?

Речевая задача «Волшебные льдинки»

Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.

Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник иа крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.

До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.

Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову — нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.

Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?

Речевая задача «Когда это бывает?»

Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на земля снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает?

Речевая задача «Что здесь случилось?»

Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.

Откуда взялось столько воды?— подумал заяц, но так и не догадался.

Расскажите, ребята, что здесь случилось.

Речевая задача «Что случилось на прогулке?»

«В понедельник мы поедем в лес»,— сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.

Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,— сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.

Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду?

Пальчиковые игры

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики на  обеих руках, начиная с больших)

Будем листья собирать

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(приседают, «шагают» по ковру средним

и указательным пальцами обеих рук)

«Овощи»

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев

Вырос у нас чесночок,

(указательный левой руки)

Перец, томат, кабачок,

(средний)

Тыква, капуста, картошка,

(безымянный)

Лук и немножко горошка.

(мизинец)

Овощи мы собирали,

(мизинец правой руки)

Ими друзей угощали,

(безымянный)

Квасили, ели, солили,

(средний)

С дачи домой увозили,

(указательный)

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород.

(большой палец правой руки)

«Овощи»

Ох – ох – ох – лучше всех горох!

(дети соединяют ритмично большой и

указательный пальцы)

Ха – ха – ха – это чепуха!

(хлопают в ладоши)

Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор!

(ударяют кулачками по коленкам)

Овь – овь – овь – сладкая морковь!

(хлопают ладонями по коленам)

Ла – ла – ла – вкусная свекла!

(ритмично сжимают пальцы в кулачок)

Оп – оп – оп – душистый укроп!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх)

«Капуста»

 Тук! Тук Тук! Тук!

Раздаётся в доме стук.

(дети ритмично ударяют ребром ладони по столу)

Мы капусту нарубили,

Перетёрли, посолили.

(выполняют хватательные движения обеими руками,

указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку.

Всё теперь у нас в порядке!

(ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки)

 

 «По грибы»

Топ, топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальцами по столу)

В туесочке пять грибов.

(сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы - ручка)

Мухомор красный – гриб опасный,

А второй лисичка – рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

(загибают по одному пальцу на обеих руках  на каждое название гриба, начиная с мизинцев)

«Наш лесок»

Наш лесок, он не низок не высок.

Зелен светел наш лесок,

Мы когда учиться стали,

В том лесочке насчитали,

8 сосенок густых,

5 березок молодых,

7 осинок невеличек,

9 елочек сестричек.

Хорошо в лесу таком,

Каждый кустик нам знаком.

«Перелётные птицы»

Тили – тили, тили – тили –

На юг птицы улетели!

(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Улетел от нас скворушка –

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей торопились:

Кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж!

(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках,

начиная с мизинца левой руки)

«Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле – еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

(дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют

пальцы обеих рук (на каждую примету))

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком

принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре.

(сжимают руки в «замок»)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводят руками перед собой)

                                                                                   

                                                                                     «Хризантемы»

Ах! Какие хризантемы!

(Пальцами показать. как цветок распускается)

Мы сорвем их без проблемы.

(Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали!

(Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали!

(Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало.

(Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало…

(Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили?

(Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили!

(горестно покачать головой)

                                                                                                    «Бегония»

Какое красивое имя – бегония!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук)

Как будто все время куда-то бежит.

(Указательными и средними пальцами «бежим» по столу)

Живет на окошке красавица скромная

(Поочередное соединение всех пальцев с

большим, начиная с мизинца)

И убегать никуда не спешит.

(Хлопки)            

 

«Фикус»

Ну-ка, фикус, похвались –

(Хлопки)

Вот какой огромный лист!

(Растопырить пальцы рук)

Сделан будто бы из кожи,

(Потереть ладони)

Фикус, мы тебе поможем:

(Сжимать и разжимать кисти рук)

Каждый толстенький твой лист

(Прижать ладони друг к другу)

Вымоем старательно.

(Поглаживаем кисти («моем»))

Зеленей ты становись.

(Хлопки)

Ростом - с воспитателя!

(Потянуться, руки поднять вверх)

Опытно-экспериментальная деятельность

«Почему осенью листья желтеют?»

Задачи:

Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Ход занятия:

Воспитатель: Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные) А какие приметы осени вы знаете?

Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее.

-А вы молодцы ребята много знаете примет осени. И вот я задумалась, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают

- А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Ответы детей: нужно провести опыты и эксперименты)

-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)

Проблемный вопрос:

- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.

- А что нам понадобится для наших исследований:

(Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?»

- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет и становится желтым или …

- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

2. Опыт: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

3. Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы

-Из каких частей состоит лист?

-Почему листья зелёные?

-Почему листья меняют свою окраску и опадают?

-Как листья опадают?

- Сейчас я вам предлагаю разделиться на подгруппы и зарисовать результаты наших экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Экологический проект "Зелёный мир вокруг нас"

Зелёный мир вокруг нас.(важность экологического воспитания)                К концу ХХ века экологические проблемы занял...

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Растения вокруг нас"

Экологическое культура воспитания дошкольников, формирование знания о цветах и растениях которые окружают нас, о временах года. Умение работать в коллективе. ативизировать словарный запас дошкольников...

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Экологический проект. «Мир вокруг нас» программа для маленьких исследователей. ( для детей 5-7 лет)

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем д...