Консультация для педагогов "Художественное творчество в детском саду"
консультация

Ляхова Елена Ивановна

Информационный материал для педагогов ДОУ по организации и развитию художественного творчества с воспитанниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennoe_tvorchestvo.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

В ДЕТСКОМ САДУ

 

Огромное количество изменений в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы адаптироваться к новым условиям, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развивать и проявлять свое творчество.

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия для их развития. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент.

Большим потенциалом для раскрытия детского творчества является

изобразительная деятельность дошкольников. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития и отношение к художественному творчеству часто отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту (рисунку, поделке), т.е. творческие способности детей уравниваются с художественными способностями.

Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, - есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности. Учитывая индивидуальные различия, выявляя отстающих или одаренных детей, создавая благоприятные условия для развития, педагог создает условия для развития творчества всех детей без исключения.

Работа над этой темой позволила выявить несколько существенных противоречий.

1. Противоречие между воспитанием творчества и технологичностью. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование – это всегда определенная технология, которая часто отодвигает творчество на второй план.

2. Противоречие между необходимостью индивидуального подхода и

массовостью обучения и воспитания. Возможности индивидуального

подхода иногда сводятся к варьированию объема информации и скорости ее

усвоения.

Пути решения этих противоречий заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальность и уровень способностей каждого ребенка; что каждый ребенок уникален, неповторим, в своем отношении и видении того, что его окружает.

Основные задачи в освоении детьми области «Художественное творчество»:

1. Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами изобразительной

деятельности.

2. Приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусства, используя при этом адекватные дошкольному детству средства.

 3. Формировать у детей эмоционально – личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.

 

Осуществление поставленных задач возможно при соблюдении определенных принципов:

 принцип индивидуальности, опора на специфику каждого ребенка с

 устранением «выравнивания» детей;

 принцип целостности, неразрывности, преемственности в знаниях, умениях,  впечатлениях, ''входящих'' в душу ребенка;

 принцип природосообразности, то есть адекватность методики возрастным  особенностям детей с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций;

 принцип вариативности в выборе задания и способа его выполнения;

 принцип сотворчества, сотрудничества воспитателя и детей, обеспечение  условий, при которых ребенок не боится высказывать свои мысли, чувства;

 принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

 

Решить поставленные задачи по развитию творчества и индивидуальности каждого ребенка можно при соблюдении ряда условий:

1. Создание такой предметной среды, которая бы служила пусковым

 механизмом для творчества.

2. Создание ''атмосферы творчества'', содержательной жизни ребенка,

обогащение ее яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта.

3. Освоение художественно – творческой деятельности немыслимо без

общения с искусством.

4. При освоении изобразительной деятельности необходимо гармоничное сочетание обучения и творчества.

5. При формировании творческих способностей важно учитывать

индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

Условие 1. Создание предметно - развивающей среды.

 

В ДОУ должна быть организована соответствующая развивающая среда, которая дает возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности. Разнообразие среды позволяет ребенку вести поисковую, исследовательскую деятельность, активизирует самостоятельную изобразительную деятельность.

 

Изостудия - это отдельная кабинетная комната, где занимаются дети в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности. Эстетическое оформление изостудии создает атмосферу красоты и творчества. Оборудование расположено так, чтобы обеспечить свободный доступ не только взрослым, но и детям к необходимым материалам. Это эстетический центр не только для детей, но и для взрослых. Здесь проводятся встречи с родителями, сотрудниками детского сада, организуются передвижные выставки рисунков, поделок взрослых и детей.

Творческий процесс работы изостудии предполагает следующее:

1. Развитие художественно - эстетического восприятия.

2. Способность «замысливать», представлять будущий рисунок.

3. Освоенность технических и изобразительных навыков.

4. Опыт общения с миром изобразительного искусства.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

1. Для формирования умения передавать в рисунке свои впечатления от

окружающей действительности:

 Развивать художественное восприятие жизни.

 Уточнять представления об окружающем мире.

 Вырабатывать умение воспринимать и воспроизводить предметы

сложной формы.

 Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, выборе изобразительных материалов.

2. Для приобретения изобразительного мастерства:

 Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей;

цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных и контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности.

 Научить создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию,

цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов.

 Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов.

3. Для развития технических навыков:

 Упражнять кисти рук, закрепляя правильное положение при рисовании вертикальных и горизонтальных линий кистью, карандашом.

 Развивать умения выполнять работы в техниках: монотипия, кляксография, воскография, граттаж, точечный рисунок и др.

 Изучать искусство оригами.

 Развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и

оттенков.

 Помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами.

4. Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

 Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы,

любоваться предметами быта разных промыслов.  Научить различать жанры живописи.

 Знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их.

 Развивать художественно-эстетический вкус.

Работа проводится в совместной деятельности взрослого и детей.

''Малая картинная галерея'', организованная в детском саду, представляет собой коллекцию репродукций картин известных художников, подобранных по тематике.

Так же выставляются работы маленьких художников, которые посещают детский сад или творческие работы наших выпускников, которые обучаются в школе.

 

Центры художественного творчества, оборудованные в группах  пробуждают у детей инициативу, дают простор для творчества. Организованы места для демонстрации детских работ: паспарту, рамки, индивидуальные папки с рисунками для каждого ребенка.

 

Условие 2. Работа по созданию индивидуально - дифференцированного

подхода в образовательном процессе для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка.

 

Выполняя это условие, важно так построить учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей реализовывались. Здесь важна система работы, как со всеми детьми, так и с теми, которые имеют опережающее развитие или какие-либо затруднения в усвоение программы.

Непосредственная образовательная деятельность по художественному

творчеству проводится со всеми возрастными группами дошкольного возраста.

Время НОД регулируется в соответствии с сеткой занятий, с учетом возрастных особенностей детей. Предпочтение отдается подгрупповой форме проведения НОД, которая позволяет осуществлять индивидуальный подход в освоении изобразительной деятельности. Учитывая, что творчество детей невозможно без исполнительства, проводится работа по развитию ручной умелости, формообразующих движений, осваиваются новые способы работы с разнообразными изобразительными материалами. Во время непосредственной образовательной деятельности проводятся игры на развитие воображения, с использованием элементов ТРИЗ и РТВ - такие занятия по сути являются игрой с изобразительными материалами, в результате которой появляется рисунок. По результатам НОД проводится индивидуальная работа с теми детьми, которые испытали затруднения во время выполнения задания. Для систематизации работы с такими детьми, изготовлена картотека игр и игровых упражнений по обучению детей формообразующим движениям. Данные упражнения, помогают ребенку, в игровой форме справиться с возникшими трудностями.

В каждой деятельности способности детей проявляются по–разному. В детском саду создаются условия как для детей, имеющих предпосылки одаренности в изобразительной деятельности, так и для детей с трудностями в развитии.  

Система работы с одаренными детьми:

 Выявление одаренности

 Условия для развития

 Контроль уровня развития

 Сохранение и приумножение способностей после выпуска из детского сада

 

Во главе всей работы находится одаренный ребенок, но эту одаренность необходимо выявить. Для этого используется диагностика развития творческих способностей, анализ продуктов деятельности, беседы с родителями. Детям очень важно признание их творчества взрослыми и сверстниками. Поэтому мы организуем выставки: индивидуальные, тематические, групповые. Для этого составляется их перспективный план. Участие в выставках является в данном случае не подведением итогов работы, а своеобразным стимулом для дальнейшего творчества.

Учитывая особенности работы с одаренными детьми, на каждом занятии решаются следующие задачи:

1. Формирование знаний в области изобразительного искусства (знакомство с жанрами, видами, особенностями изобразительного искусства его средствами выразительности, образами музыки, литературы, кино и театра в искусстве и детском творчестве).

2. Формирование технических умений и навыков (новые способы работы с разными изобразительными материалами; новые способы изображения предметов и образов окружающего мира; используют нетрадиционные

способы, техники рисования).

3. Формирование творческой активности детей (развитие творческой индивидуальности, оригинальности детей в выборе сюжета, поощрения поиска новых, оригинальных приемов решения поставленных задач, использования адекватных образу средств выразительности, умение отстаивать свою точку зрения.).

4. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру (умение видеть красоту в окружающей жизни, искусстве откликаться на эту красоту и преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.).

 

Каждое занятие имеет такую структуру

Вводная часть: Рассматривание, анализ произведений изобразительного искусства. Приобщение к искусству проводится на высокой эмоционально-положительной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с искусством – чувства, которые необходимо стремиться вызвать у детей. Важно, для выражения внешних чувств, вызванных искусством использовать поэтическое слово, музыкальные произведения, элементы театрализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Значение кружковай деятельности по изо-творчеству в детском саду"

В процессе кружковой деятельности в детском саду необходимо развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изо-материалов, способы использования и их возможно...

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»

На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегодня, прежде всего, с ...

Презентация - Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление с программой А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»

   На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России связано сегод...

Статья. "Детское творчество в детском саду".

Статья."Детское творчество в детском саду". Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получа...

Консультация для педагогов по созданию альбомов устного детского творчества в детском саду

Сформированная связанная речь – важнейшие условие успешности обучения ребёнка в школе. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказа или 3-5 предложений по карт...

Консультация на тему: «Роль декоративно-прикладного творчества в детском саду»

Консультация на тему: «Роль декоративно-прикладного творчества в детском саду»Культуру любой нации невозможно представить без народного искусства, фольклора, традиционной культуры, народно...

Консультация для педагогов «Лепка – как вид изобразительного творчества в детском саду»

Консультация для педагогов "Лепка-как вид изобразительного творчества в детском саду"...