Комплекс театрализованных занятий «Театр волшебства» с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Сычугова Светлана Вячеславовна

Статья посвящена актуальному направлению работы образовательных организаций на ступени дошкольного образования – всестороннее развитие личности ребенка, раскрытие его творческого потенциала.

Предлагаемая в статье модель взаимодействия с дошкольниками отражает содержание  работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста, эффективные формы и методы развития их художественно-творческих способностей средствами театра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сычугова Светлана Вячеславовна,

воспитатель

дошкольного корпуса 20

ГБОУ Школа №777 города Москвы

Комплекс театрализованных занятий «Театр волшебства»

с детьми старшегодошкольного возраста

Аннотация:Статья посвящена актуальному направлению работы образовательных организаций на ступени дошкольного образования – всестороннее развитие личности ребенка, раскрытие его творческого потенциала.

Предлагаемая в статьемодель взаимодействияс дошкольниками отражает содержание  работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста, эффективные формы и методы развития их художественно-творческих способностей средствами театра.

Ключевые слова:ФГОС дошкольного образования,художественно-творческие способности, речевые умения, творческие игры, кукольныйтеатр, развитие дошкольников.

Проблема развития творческих способностей личности является актуальной не только на ступени дошкольного образования, но основы их формирования закладываются именно в детстве. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, таит в себе множество возможностей для  развития ребенка во всех пяти образовательных областях, определенных в ФГОС дошкольного образования.

Результаты нашего исследования по изучению особенностей и условий развития творческих способностей дошкольников в театрализованных играхбыли опубликованы в статье «Формирование творческих способностей детей 5-7 лет средствами кукольного театра».[3, с.221].

Нами был разработан комплекс занятий «Театр волшебства» с целью создания благоприятных педагогических условий для всестороннего развития личности каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

  1. Формирование и развитие познавательного интереса детей к кукольному театру, научить их управлять куклами.
  2. Развитиеречевых способностей и  коммуникативныхумений, творческого мышления.
  3. Формирование потребности и  интереса к чтению детской художественной литературы.
  4. Активизация словаря и совершенствование звуковой культуры речи, работа над интонацией и дикцией.
  5. Формирование социального опыта взаимодействия в творческой группе сверстников.

Организовали предметно-пространственную развивающую среду в группе. Основное внимание было уделено оборудованию уголка для театрализованной деятельности. Позаботились о том, чтобы у нас в уголке были представлены все виды театров: теневой, театр игрушек, плоскостной настольный, пальчиковый, перчаточный (театр толстушек), кукольный би-ба-бо, театр на фланелеграфе‚ театр масок.[2, с. 5].  В уголке имеются ширмы разных размеров, декорации (кусты, деревья), фланелеграф, экран для теневого театра. В театральной костюмерной большой выбор костюмов и аксессуаров для наших маленьких актеров: юбки, шаровары, жилетки, сарафаны, фартучки‚ халаты, шляпы, разнообразные накидки, которые оформляются для данного героя, куски ткани.

Основойв нашей работе стали кукольные спектакли, театрализованные игры и творческие занятия по созданию персонажей, декораций и атрибутов спектаклей[1, с. 10].

Работа строилась поэтапно. На предварительном этапе проводился подбор кукольных спектаклей и театрализованных игр, который проводилсяпо сказочным сюжетам. Использовались такие игры как:

«Путешествие в страну сказок»,в ней дети имеют возможность придумывать разные варианты самых невероятных путешествий и встреч, что способствует развитию творческих способностей и фантазии;

«Сам себе режиссер», в ней дети делятся на группы и самостоятельно сочиняют сюжеты мини-спектаклей; распределяют роли, уточняют вместе с педагогом развитие сюжета и фантазируют предполагаемые обстоятельства.

Когда сценарий спектакля был подобран, продумывалось, какой вид кукольного театра подойдет для того или другою эпизода. Использовались разные виды кукольных театров.

Занятия начинались с эмоционального настроя детей на предстоящее событие.Педагогическая задача –удивить, заинтересовать, разбудить воображение детей. Это может быть показ на теневом экране фигуры какого-то героя, прослушивание музыки или необычных звуков, с дальнейшими рассуждениями и предположениями о том, кому они могут принадлежать. Затем проводилась беседа об этом герое или о приемах кукольного театрального искусства, продемонстрированных детям.

Основной этап включал в себя: знакомство со сценарием игры, отработку основных эмоций, работу над ролью, изготовление театральных кукол и декораций. Способ подачи материала менялся в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от темы занятия.

В основной части занятий со старшими дошкольникамибыли включены практические упражнения по технике вождения кукол разного вида. Большое внимание уделялось обучению детей актерскому мастерству. В сюжет каждого занятия включались этюды на выражение эмоций, проигрывались психогимнастические упражнения на изображение эмоций, черт характера. Детям предлагалось изобразить ту или иную эмоцию, которую чувствовал герой по сюжету сказки. Дети учились не только изображать, но и распознавать эмоциональное состояние героя. Этюды на выражение основных эмоций  (радость, гнев, удивление, печаль, страх, интерес, стыд)развивают нравственно-коммуникативные качества личности, способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и адекватно выразить свое.

Часть занятия отводилось на изготовление театральных кукол, декораций, атрибутов. Очень важно, какого персонажа выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет, какое придумывает выражение лица. По этим признакам можно судить о настроении самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как внутреннее состояние проявляется в продуктах детского творчества.

Мы использовали простые атрибуты и декорации, которые можно сделать совместно с детьми. Так, например, к театрализованной игре «Красная Шапочка и добрый волк»–плоскостные изображения деревьев, фигурки Красной Шапочки, бабушки, волка и волчонка–дети обводили по трафарету и вырезали. К деревьям прикрепляли ствол из трубочек и листья, а героям рисовали лица и одежду, а затем прикрепляли подставки.

Заканчивалась встреча всегда положительной рефлексией – дети уже многое умеют, еще большему могут научиться и что самое интересное им еще предстоит узнать и увидеть.

В процессе занятий использовались разнообразные методы и приемы: выбор желаемой роли, проигрывание эпизодов в парахс использованием вербальных и невербальных средств выразительности, рассказывание сказки от имени разных героев, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, фантазирование‚ элементы групповой дискуссии, совместные обсуждения.

К процессу организации театрализованной деятельности активно привлекались родители. Нами использовались познавательные, досуговые, информационно-аналитические формы организации взаимодействия с ними. Проводились родительские собрания на тему: «Что такое творческие способности?»‚ «Театр в жизни ребенка», были организованы консультации на тему: «Условия развития творческих способностей», «Как организовать кукольный театр дома?», «Я артист»; разработаны методические рекомендации для родителей: «Как и когда знакомить ребенка с театром». Ставили спектакли с участием родителей, проводили творческие мастерские и фотовыставки, организовали театральную мастерскую по изготовлению кукол и декораций.

Такое тесное сотрудничество принесло свои плоды. Все больше родителей посещали нашу театральную мастерскую, помогали в подготовке к представлениям.Дети стали лауреатами и победителями творческих конкурсов разного уровня. Наша группа «Непоседы» с музыкальным спектаклем «Чиполлино» по сказке Дж. Родариучаствовала в Международном Открытом театральном Фестивале «Один день с театром». Анастасия Г. получила диплом этого фестиваля за актерское мастерство в номинации «Театр для самых маленьких», а Евдокия Р.–дипломант окружного конкурса «Кроха»и лауреат городского конкурса «Звонкие ладошки», Александра М.– дипломант городского конкурса «Семицветик»в номинации «Художественное слово».

Работа с дошкольниками велась комплексно по следующему плану

Тема занятий

Содержание

1. Знакомство с кукольным театром

Беседа о том, что такое к/т, обсуждение и рассказ о видах к/т (пальчиковый, теневой, би-ба-бо, плоскостной, конусный, магнитный, театр игрушек и др.). Показ педагогом детям мини спектакля театра игрушек «Колобок».

2. Знакомство с театральными куклами

Беседа о возникновении куклы Петрушка и русском балаганном театре. Виды кукол, знакомство с техникой кукловождения. Каждый ребёнок пробует самостоятельно поиграть с перчаточной куклой. Использование музыки И.Ф. Стравинского из балета «Петрушка».

3. Персонажи кукольного театра

Какие бывают персонажи к/т (беседа, обсуждение, чтение отрывков литературных произведений, рассматривание иллюстраций к сказкам).

Закрепление темы: рисунок персонажа кукольного театра на выбор ребёнка.

4. Знакомство со сказкой «Грибок-теремок»

Педагог читает сказку «Грибок-теремок», имитируя голос муравья, бабочки, мышки, воробья, зайчика и лисы. Вместе с детьми распределяются  роли, разучиваются диалоги, разыгрываются этюды с работой над развитием речи, дикции и памяти ребёнка. Закрепляются действия куклами «идёт, бежит, прыгает», «наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны».

5. Творческое задание по созданию героев сказки «Грибок- теремок».

Педагог вместе с детьми изготавливает декорации и героев сказки «Грибок-теремок» (театр-прищепок): рисуем, раскрашиваем, вырезаем, приклеиваем. Каждый выбирает себе любимого героя.

6. Репетиция сказки «Грибок-теремок»

Педагог читает сказку «Грибок-теремок». Повторяет с детьми диалоги героев. Устанавливаются нарисованные декорации. Учить интонационно и выразительно проговаривать слова сказочных героев. Работа над интонационной выразительностью речи, передачей характера выбранного персонажа.

7. Показ спектакля театра прищепок «Грибок-теремок» в группе

Дети самостоятельно пробуют разыгрывать спектакль, получая опыт публичного выступления.

8. Знакомство с театром ложек по сказке «Осенняя находка» автор Л.Н. Ишкова.

Подготовка к спектаклю театра ложек «Осенняя находка». Педагог рассказывает детям, что такое театр ложек. Показывает иллюстрации. Закрепление темы: дети расписывают деревянные ложки образами любимых героев (медведица (Мама), минутка (сын), дедушка). Вырезают и раскрашивают декорации к спектаклю.

9. Работа над постановкой спектакля театра ложек «Осенняя находка».

Продолжение подготовки к спектаклю театра ложек «Осенняя находка». Дети надевают готовые юбочки на деревянные ложки и привязывают их тесьмой. Педагог с детьми повторяет диалоги главных героев. Педагог показывает как правильно двигать куклу по ширме. Дети самостоятельно пробуют поводить кукол по ширме. У детей развиваются навыки кукловождения‚ умение работать с ширмой. Дети учатся чётко произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Идет репетиция спектакля.

10. Знакомство с теневым театром. 

Показ работы теневого театра (экран, направление света). Дети пробуют самостоятельно поимпровизировать с силуэтами героев или со своими руками, складывая из пальцев фигуры зверей или людей.Работа над развитием моторики пальцев, внимания, воображения, мышления детей. Дети пытаются изображать различных персонажей и озвучивать их.

11. Творческое занятие по созданию героев сказки «Красная шапочка и добрый волк» ( автор-Л.Н.Ишкова). 

Творческое занятие по созданию героев теневого театра. Дети с педагогом рисуют и вырезают из картона силуэты для сказки «Красная шапочка и добрый волк». Силуэты приклеиваются к маленьким палочкам для удобства управления.

12. Работа над спектаклем театра теней «Красная шапочка и добрый волк».

Педагог с детьми читает сказку «Красная шапочка и добрый волк». Затем обсуждаются характер и поступки героев. Дети пробуют работать с героями, созданными своими руками на прошлом занятии. Разыгрываются этюды. Дети разучивают диалоги, учатся координировать речь с движением, взаимодействовать с партнером.

13. Репетиции спектакля театра теней «Красная шапочка и добрый волк». 

Педагог работает с детьми над отработкой этюдов  и диалогов теневого спектакля. Дети учатся правильно передвигать героев за экраном. Отрабатываются движения и расстояние от экрана до героя. Развивается умение координировать речь с движениями рук. 

14. Театрализованная игра «Барбосы» 

Чтение стихотворения В.Заходера «Барбосы». Распределение ролей, разыгрывание этюдов, отработка диалогов. 

15. Творческое занятие по изготовлению героев стихотворения В.Заходера «Барбосы». 

Занятие по конструированию героев из плотной бумаги (обводим по контуру вырезаем, делаем будку из коробочек для каждого героя). 

16. Театрализованная игра «Барбосы» 

Повторение стихотворения В.Заходера «Барбосы». Проведение театрализованной игры «Барбосы» с помощью изготовленных детьми фигур.

17. Работа над спектаклем «Лягушки и цыплята» (автор - М. Тулубенская )

Чтение сказки «Лягушки и цыплята». Обсуждение характера героев. Распределение ролей. Разыгрывание этюдов.

18. Творческое задание по изготовлению персонажей спектакля «Лягушка и цыплята». Театр оригами.

Изготовление героем сказки из бумаги способом оригами по образцу. Разыгрывание сказки по ролям.

19. Работа над спектаклем театра «топотушек» «С днём рождения, мама» (автор-Л.Н. Ишкова).

Чтение сказки «С днём рождения, мама» обсуждение характера героев. Распределение ролей. Разыгрывание этюдов.

20. Творческое занятие по изготовлению персонажей для спектакля «С днём рождения, мама».

Рисование действующих героев: зайчика, медвежонка, сову, медведицу, вырезание из картона, раскрашивание.Педагог с обратной стороны прикрепляет резинку. Под эту резинку просовываются два пальчика, так, чтобы эти пальцы стали ножками героя. На пальчики можно надеть носочки (очень подходят для этой цели отрезанные пальчики от старой перчатки). Импровизация спектакля.

21. Театрализованная игра «Сам себе режиссёр».

Дети делятся на группы и самостоятельно сочиняются сюжеты мини-спектаклей; распределяют роли, уточняют вместе с педагогом развитие сюжета и фантазируют предполагаемые обстоятельства.

22. Работа над постановкой спектакля «Путешествие в страну сказок»

Соединение отрывков из знакомых сказок, придумывание самых разных комбинаций, связав их главной мыслью: Аленушка ищет своего пропавшего братца Иванушку. Это сцены из русских народных

сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Лисичка сестричка и Серый волк». При постановке спектакля использовано три вида театра: театр игрушек, кукольный би-ба-бо, теневой. 

23. Творческое занятие подготовка  спектаклю

Изготовление билетов, программок, оформление афиши.

24. Показ спектакля родителям и воспитателям детского сада.

Главная репетиция и показ спектакля гостям.

Использованная литература:

  1. Доронова, Т.; Доронова, Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество», - М., 2011. - 27 с.
  2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
  3. Сычугова С.В. Формирование творческих способностей детей 5-7 лет средствами кукольного театра//Актуальные вопросы современного образования/Сборник статей научно-практической конференции (26 октября 2019 года) / под ред. Козиловой Л.В. – ООО Издательство «Люкс» - М. 2019, с.221.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста.

Курс ОБЖ эффективно тренерует адекватное поведение в неожиданных ситуациях, навыки самостоятельно принятия решений, воспитывает ответственность за свои поступки.На практике дети самостоятельно применя...

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

В статье  «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» р...

Консультация для родителей по использованию логопедического комплекса ЛОГО-7 в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему ...

Постановка театрализованного представления в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиб...

Консультация для родителей по использованию логопедического комплекса ЛОГО-7 в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Здоровье - это состояние полного физического, психического, умственного и социального благополучия. Нервно – психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. Речевое ...

"Организация театрализованной деятельности в группе с детьми старшего дошкольного возраста и с детьми с ОВЗ"

Представление опыта работы по теме: «Организация театрализованной деятельности в группе с детьми старшего дошкольного возраста и с детьми с ОВЗ»...