познавательный интерес у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)
познавательный интерес у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_interes_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_razlichnyh_vidah_deyatelnosti.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
познавательный интерес у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Познавательный интерес является важнейшей составляющей развития личности ребенка.
Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления – очень важное, значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.
В организации различных видов деятельности детей необходимо ориентироваться на возрастные возможности детей и особенности их развития. Организация различных видов деятельности для поддержания интереса детей возможно, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Однако не следует забывать, что поддержание познавательного интереса и развитие познавательных действий возможно только при условии большой самостоятельности детей.
Содержание познавательного развития детей предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
- формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста может осуществляться в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» включён в образовательную область «Познавательное развитие». Этот вид деятельности необходимо строить таким образом, чтобы каждый ребенок одновременно включался в речевую и аналитическую деятельность (выявлял, сравнивал признаки, противопоставлял их, обобщал, составлял целое из частей, устанавливал последовательность действий), играл в дидактические игры («Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Собери фигуру» и другие), самостоятельно осуществлял счетную, вычислительную, измерительную деятельность сравнивал предметы по их
свойствам, распознавал форму предметов, решал логические и арифметические задачи, запоминал название дней недели и месяцев, их последовательность.
Работа в данном направлении эффективна для развития у детей познавательного интереса, самостоятельности, инициативы и познавательной активности.
Познавательный интерес детей в области художественно- эстетического развития в первоначальном виде проявляется в исследовании предметов, позволяющих оставлять след на различных материалах. Ребенок осваивает геометрические формы, с помощью которых
передает различные изображения знакомых ему объектов. Он рано проявляет живой интерес к музыке, литературе.
В среднем дошкольном возрасте ребенок способен определять причинно-следственные связи, самостоятельно формулирует и высказывает свое отношение к различным произведениям искусства.
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен создавать выразительные образы в изобразительной, музыкальной деятельности, элементарном литературном творчестве.
В подготовительной к школе группе ребенок способен понимать значение всех видов искусства в жизни человека.
Познавательный интерес детей в области физического развития
в младшем дошкольном возрасте определяется изучением возможностей своего организма и его строения.
В среднем возрасте - самостоятельная произвольная двигательная деятельность.
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен понимать и выполнять элементарные правила здорового образа жизни.
В подготовительной к школе группе ребенок интересуется своими физическими возможностями и различными видами спорта.
Одним из самых действенных средств познавательно развития дошкольников является игра.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Игры-эксперименты очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников, так как дети имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать, сопоставлять факты, делать выводы, добиваться результата.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребенок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом; настольно-печатные и словесные игры.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:
- технология проектной деятельности;
-технология исследовательской деятельности;
-технология социального партнерства.
Технология проектной деятельности
это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Она способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, помогает наиболее полно раскрыть и реализовать способности детей.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технология включает в себя:
- опыты;
- наблюдения;
- экспериментирование;
- постановку и решение вопросов проблемного характера.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыт способствует формированию у детей
познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность; раскрывает причину наблюдаемого явления, подводят детей к суждениям и умозаключениям; имеет большое значение для осознания детьми причинно–следственных связей.
Метод экспериментирования направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей.
Н.Н. Поддьяков говорил: «Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Метод экспериментирования даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; в
процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы (постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения), необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие; осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие его творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Опытно-экспериментальной деятельность охватывает следующие направления:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, наблюдение за растениями, животными);
- неживая природа (вода, воздух, почва, солнце).
При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проверка гипотез, предположений.
4. Обсуждение увиденных и полученных результатов.
5. Выводы.
Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный). При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен получить новые полезные знания, умения и навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Немаловажное значение в развитии детской опытно–экспериментальной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно- пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В уголке экспериментирования рекомендуется иметь:
- прозрачные и непрозрачные сосуды разного объема (пластиковые стаканы, бутылочки, миски и т. п.);
- мерные ложки, мерная кружка;
- воронки;
- резиновые груши разного размера;
- формочки для изготовления льда;
- шприцы без иголок;
- пластиковые гибкие трубочки, соломка для коктейля, пипетки;
- растворимые продукты соль, сахар;
- природный материал: камешки, песок, глина, ракушки, шишки, семена;
- увеличительное стекло, бумага.
Заключение
Таким образом, развитие познавательного интереса ребёнка происходит в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная предметно – развивающая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...
Опыт работы «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».
Опыт работы...
Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...
Наблюдение за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Сущность понятия наблюдение, позновательный интерес, особенности детей дошкольноговозраста,занятия для ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе....
«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология
Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....
Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серь...
ИКТ – как средство развития познавательных процессов и познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Знакомство педагогов с возможностями использования ИКТ на занятиях, во внеурочное время с детьми дошкольного возраста.Показать возможности ИКТ при создании пособий, дидактических игр, подготовке к НОД...